Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 751 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. История строительства. Коллектив авторов.

Книга «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина» имела три тиража и два варианта формата: большой - с чернёным латунным барельефом Сталина на обложке, и малый - с его оттиснутым профилем на ткани и ледерине. Общий тираж трёх заводов составил 114 ООО экземпляров (4000 особый, 30 ООО с ледериновой обложкой и 80 000 в тканевом переплёте):

1. Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. История строительства. М.: Государственное издательство "История Фабрик и Заводов", 1934. 30,5x23,5 см. 407 [3] стр., 216 илл.: фото, схемы, рисунки малого формата. 17 полосных илл. на отдельных листах - фотографии, а также 3 распашных листа: 2 фотографии и 1 карта. Переплет: ткань, латунный барельеф. Ляссе. Форзацы - рисунок. Под редакцией М. Горького, Л. Авербаха, С. Фирина. Подбор иллюстраций и оформление книги производилось бригадой художников под руководством А. Тихонова. Состав бригады: М. Бабенчиков, Ж. Гаузер Н. Дмитриев, Н. Ильин, А. Лемберг, А. Родченко, А. Тихонов, Я. Янош. Супер-обложка, переплет, титульные листы и шмуц-титула - Н. Ильин. Карты работы художников: А. Дейнека, Е. Мачальской, Я. Яноша. Барельеф тов. Сталина - художника-скульптора П. Таёжного. Корректора: Е. Каленова, Е. Заринг-Гек, Э. Фонер. Выпускающий - С. Лазарев. Книга напечатана в типо-литографии им. Воровского сквозной ударной бригадой в количестве 122 человек - в 38 дней. Отпечатано в типо-литографии им. Воровского (Москва, ул. Дзержинского, 18). Уполн. Главлита Б-31531. Нар. №979. Тираж 4000 экз. Цена 12 руб.

2. Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. История строительства. Под редакцией М. Горького, Л. Авербаха, С. Фирина. М.: Государственное издательство "История Фабрик и Заводов", 1934. 23x15 см. 613, [3] стр. Переплет: верхняя крышка - ледерин, картон, блинтовое тиснение (медальон, название); корешок - ткань, картон, блинтовое тиснение (название, орнамент). Суперобложка. Авантитул, титульный лист и шмуцтитулы - набор. Фронтиспис - портрет И. Сталина. Иллюстрации: черно-белые - один разворот, 15 - после шмуцтитулов, 3 полосные, 108 полуполосных, четвертьполосных и малого формата, одна карта-схема - высокая печать (тоновая). Подбор иллюстраций и оформление производилось бригадой под руководством А. Тихонова. Состав бригады: М. Бабенчиков, Ж. Гаузер, Н. Дмитриев, Н. Ильин, А. Лемберг, А. Родченко, А. Тихонов, Я. Янош. Тираж 30 ООО экземпляров. Цена 8 руб. (переплёт 1 руб. 50 коп.).

3. Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. История строительства / Под редакцией М. Горького, Л. Авербаха, С. Фирина. М., Государственное издательство "История Фабрик и Заводов'', 1934. 23x15 см. 613 ,[3] стр. Переплет: серая ткань. Форзацы - рисунок. Оформление бригады художников под руководством А.Тихонова. Состав бригады: М. Бабенчиков, Ж. Гаузер Н. Дмитриев, Н. Ильин, А. Лемберг, А. Родченко, А. Тихонов, Я. Янош. Тираж 80000 экз. [цена не указана].

Как показала практика, в экземплярах наиболее часты утраты суперобложки и портрета наркомвнудела Г.Г. Ягоды перед главой третьей. Экземпляры в суперобложке стоят значительно дороже.

История строительства Беломорско-Балтийского канала трагична. Беломорканал стал одной из первых великих строек страны Советов и первой великой стройкой, где использовался труд заключенных.  «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина» (1934) - самая известная и самая страшная книга тридцатых. Быть может, поэтому память он ней дошла до наших дней. Это единственная мрачная и суровая книга среди пропагандистских парадных изданий. Суровость присутствовала и в других книгах о покорении Севера, но там она выражала природу, холод и неприступность, которую растопили сердца советских людей. Строительство каналов, водохранилищ, осушение болот, озеленение пустынь, возведение городов на вечной мерзлоте было единым планом завоевания природы или борьбы с ней. Но книга о строительстве Беломорско-Балтийского канала посвящена другому - борьбе за советского человека, перековке врагов народа в полноценных граждан. В начале тридцатых ещё выпускали из лагерей, а «врагам» не был заказан путь в герои. Воспроизведём слова перед списком авторского коллектива: «...За текст книги отвечают все авторы. Они помогали друг другу, дополняли друг друга, правили друг друга. Потому указание индивидуального авторства было нередко затруднительным. Мы указываем здесь авторов основных частей, вошедших в ту или иную главу, ещё раз напоминая, что действительным автором всей книги является полный состав работавших над историей Беломорско-Балтийского канала имени Сталина».


Коллективное творчество, коллективная ответственность, коллективное тело - черты времени. Коллективное не противоречило индивидуальной природе самого творчества, индивидуальному сознанию, личному мнению. Художником становилась не творческая индивидуальность, но коллективная сила, с жёсткой, безоговорочной моралью большинства. Книга создавалась бригадой писателей, художников, фотографов по типу бригад заключённых. В выходных данных так и обыграны роли создателей книги. Аннотация перед текстом раскрывает содержание книги: «История строительства Беломорско-Балтийского канала им. Сталина, осуществлённого по инициативе тов. Сталина под руководством ОГПУ, силами бывших врагов пролетариата. Яркие примеры исправительно-трудовой политики советской власти, перековывающей тысячи социально опасных людей в сознательных строителей социализма. Героическая победа коллективно организованной энергии людей над стихиями суровой природы Севера, осуществление грандиозного гидротехнического сооружения.


Типы руководителей стройки - чекистов, инженеров, рабочих, а также бывших контрреволюционеров, вредителей, кулаков, воров, проституток, спекулянтов, перевоспитанных трудом, получивших производственную квалификацию и вернувшихся к честной трудовой жизни. Книга представляет собой коллективный труд 36 писателей». «Вредитель» возвращается домой героем, сам факт перековки носит ритуальный характер, человек в горниле труда, под руководством ОГПУ, перерождается, перековывается. Кажется, что был важен не человеческий материал, а чудо воспитания трудом, возможность из врага сделать друга, героя. С материалом недостатка не было. Тема вредителей, врагов и борьба с ними, в середине тридцатых годов ставшая главной задачей советского человека, сегодня известна по старым фильмам. А тогда она была широко популярна в художественной литературе, публицистике и специальной литературе. В. Паперный в «Культуре 2» в качестве примера приводит большую библиографию о вредительстве в архитектуре, «врагам» была посвящена известная пьеса Н. Погодина «Аристократы» (1934), шедшая в театрах страны до последнего времени. Трагической гримасой обернулась судьба для ученика Петрова-Водкина Л.Т. Чупятова - первого оформителя «Аристократов», премьера которых состоялась 29 мая 1935 года в Большом Драматическом театре им. А.М. Горького в Ленинграде: через несколько лет он и сам оказался в лагере, но тогда там уже не делали героев. Школа героев оказалась недолгой (героев-чекистов наградили орденами, перебросили на строительство нового канала, а затем расстреляли; героев-лагерников ненадолго выпустили, чтобы затем посадить вновь). Её лабораторный метод в дальнейшем не понадобился, как и сам канал. Копали его в ударных темпах и не глубоко, практически сразу он стал несудоходным.

«И если сожмётся над нами в кольцо Свирепая вражья порода,

Мы встанем как армия смелых бойцов,

И в бой поведет нас Ягода».


«Беломорско-Балтийский канал имени Сталина» имел три тиража и два варианта формата: большой - с чернёным латунным барельефом Сталина на обложке, и малый - с его оттиснутым профилем на ткани и ледерине. Общий тираж трёх заводов составил 114 ООО экземпляров (4000 особый, 30 ООО с ледериновой обложкой и 80 000 в тканевом переплёте). Большой формат был напечатан на плотной бумаге, имел ляссе и вклейку-развёртку цветной карты. Ещё одно отличие большого и малых форматов одинаково оформленных книг - вождь на обложке смотрит в разные стороны: в большом формате профиль повёрнут направо, взгляд Сталина устремлён вдаль (как бы «вываливается» из книги), в малых - налево. Медальон с портретом Сталина сделан художником-скульптором П. Таёжным - в книге про освоение северных земель его фамилия звучит символично. Большой формат включил и дополнительный раздел: «Перечень технических, жаргонных слов и сокращений». Несмотря на надуманность и фантастичность тем, персонажей, фабул, хочется отметить, что в ряду идейно-политической литературы того времени эта книга выделяется своим литературным качеством, ведь в писательский коллектив, возглавляемый М. Горьким, входили Е. Габрилович, Вс. Иванов, К. Зелинский, М. Зощенко, Вера Инбер, В. Катаев, А. Толстой, В. Шкловский и другие известные советские писатели.


На авантитуле набрано:«... Этой книгой оргкомитет Союза Советских писателей рапортует XVII съезду партии о готовности советских писателей служить делу большевизма и бороться своими художественными произведениями за учение Ленина-Сталина, за создание бесклассового социалистического общества. Организационный комитет Союза Советских писателей СССР». Иллюстративный ряд состоял из фотографий природы, сюжетов строительства и портретов героев стройки - руководителей-чекистов и «врагов». Все портреты отретушированы. Неясно, кто выглядит более страшно: изнуренные трудом перевоспитываемые враги, вредители, уголовники или руководители-воспитатели из ОГПУ. В бригаде художников, оформлявших книгу, значится имя Родченко, который три раза подолгу бывал на строительстве Беломорско-Балтийского канала и отснял несколько тысяч кадров. Многие из фотографий книги были сначала опубликованы в специальном номере «СССР на стройке» (1933, № 12), посвященном Беломорканалу, подготовленном Родченко, в котором он по сути являлся автором сценария, а короткие тексты к ним написаны позже Л. Славиным. В журнале фотографии большего размера и, по сравнению с книгой, имеют монументальный, патетический характер. Монтажность фотографий и формат придаёт журналу характер кинохроники; книге - только документальность. К серии фотографий канала относится один из фотошедевров Родченко - «Баржи входят в шлюз» (1933), который часто печатался в те и в последующие годы. В саму книгу эта фотография не попала, но часть серии воспроизведена: фотографии шлюза, строителей, «Последние часы на шлюзе», «Повенецкая агитбригада» и др.


Идея постройки канала родилась еще в давние времена. В 1702 году Петр I прорубил просеку шестиметровой ширины, знаменитую «Осудареву дорогу», — ее следы были видны даже в начале прошлого века, — по которой соорудили настил из бревен и по ним за десять дней из Белого моря до Онего-озера протащили военные суда. В 1798 году пудожский купец Бакинин подал заявку на постройку канала из Онежского озера к реке Онеге через Водлозеро. Он рассчитывал окупить затраты за счет вырубки ценных лиственничных лесов в этом районе. Почти одновременно поступил и проект из Петрозаводска за подписью трех купцов и директора Олонецкого завода англичанина Адама Армстронга. Маршрут канала пролегал от Повенца на Онежском озере к селу Сорока (нынешнему Беломорску) — то есть, почти совпадал с нынешней трассой. Правительство заинтересовалось проектом и направило для изыскания лучшего специалиста — генерала де Волана, строителя Мариинской системы каналов. Однако, обследовав местность, он забраковал проект: слишком-де много скал, водопадов и других препятствий… Были предложения и в середине XIX века, а в 1900 году профессор В. Е. Тимонов за проект канала от Онежского озера к Белому морю был даже удостоен золотой медали Парижской выставки. Hо напоминанием обо всех этих мероприятиях, по словам Михаила Пришвина, побывавшего в этих краях в 1906 году и написавшего о поездке книгу «В краю непуганых птиц», остались лишь два камня около деревни Масельга с надписью: «Онежско-Беломорский канал».


По указанию И.В.Сталина канал длиной в 227 км должен был быть построен за двадцать месяцев — с сентября 1931 г. по апрель 1933 г. (для сравнения: Панамский канал длиной 80 км строился 28 лет, Суэцкий канал длиной 160 км — 10 лет). Нужно также учесть, что на сооружение Беломорканала не было выделено валюты, ОГПУ должно было обеспечить строительство канала без лишних материальных издержек. Люди в счет не шли. Эшелоны заключенных непрерывно поступали на "великую стройку". Руководить сооружением канала поручили верным сталинцам…" (Рассказов Л. Роль ГУЛАГа в предвоенных пятилетках. Экономическая история: Ежегодник. 2002. — М.: Росспэн, 2003. С. 269-319). Кураторами стройки стали будущий сталинский нарком Генрих Ягода и начальник ГУЛАГа Матвей Берман. Начальником строительства назначается Лазарь Коган. На Беломорканале прославился и другой известный "соловецкий деятель" — Натан Френкель. Весной 1932 г. Генрих Ягода, тогда еще заместитель председателя ОГПУ, и его подельник — заместитель прокурора Верховного суда СССР Катаньян утвердили "Положение об особых правах начальника ГУЛАГа тов. Когана Л. И. и помощника начальника ГУЛАГа тов. Якова Рапопорта . на строительстве Беломоро-Балтийского водного пути, выполняемого силами заключенных". В соответствии с Положением им предоставлялось право в административном порядке единолично увеличивать срок заключения в лагерях лицам, нарушающим установленный порядок и дисциплину. Перечень включал 15 конкретных нарушений. Вместе с тем допускалось применение такой меры и за иные проступки.

Важно подчеркнуть, что решение об увеличении срока заключения обжалованию не подлежало. История строительства Беломоро-Балтийского канала — это история страданий огромного количества советских людей. К 1 мая 1932 г. на строительстве канала было занято 100 тыс. рабочих, из которых 60 тыс. размещалось в бараках. Остальные жили в палатках и иных постройках временного типа. Без современной техники, без достаточного материального обеспечения руководство стройкой добилось "по многим объектам… нормы выработки, превышающие единые всесоюзные нормы"27. В мае 1933 г. Г.Г. Ягода докладывал И.В. Сталину о готовности Беломорканала. В июле этого же года И.В. Сталин, К.Е. Ворошилов и С.М. Киров совершают прогулку на катере по новому рукотворному водному пути. А в августе на Беломорканал направляется десант из 120 писателей и журналистов для ознакомления с чудом социалистической экономики. Они беседуют с заключенными, которые, конечно же, хвалят партию и великого вождя за предоставленную им возможность искупить свою вину ударным трудом на великой стройке, с руководителями сооружения объекта, совершают прогулки по каналу. В результате этой поездки 36 писателей (среди них Максим Горький, В.П. Катаев, В.В. Иванов, В.М. Инбер, А.Н. Толстой, М.М. Зощенко и др.) выпускают книгу об истории строительства Беломорканала и героическом труде создателей и посвящают ее XVII съезду ВКП(б).

Писатели поведали читателям советской страны о необычайно высоких темпах роста социалистической экономики, об ударном труде производственников на сооружении канала, об ущербности европейско-американского капитализма, о героических усилиях чекистов по организации работ и по "перековке" заключенных. Ничего не говорится только о жестокости порядков, о голоде, о холоде, о гибели тысяч людей, унижении их человеческого достоинства. Во время строительства канала администрация использовала различные методы повышения эффективности выполняемых работ: соревнование между бригадами, трудколлективами, шлюзами. Объявлялись всеобщие дни рекордов. Этому способствовала и изощренная пропагандистская кампания по восхвалению государственной пенитенциарной политики…Типичнейшим пропагандистским роликом был и художественный фильм "Заключенные" о быстром и чудодейственном превращении преступников в передовых строителей нового общества. По воспоминаниям одного из заключенных, на строительстве Беломорканала нередко выступали досрочно освобожденные "передовики", которые "по бумажке" читали заявления, подобные следующему:


"Я всю жизнь воровал, из тюрем не вылезал, и вот спасибо Советской власти, спасибо товарищу Сталину, которые научили меня честно трудиться и стать полезным человеком. Я решил остаться в родной бригаде еще на месяц, чтобы доказать всем гадам, врагам народа, что никакие их вредительства не помешают нам, рабочему классу, успешно выполнить план и закончить великую стройку коммунизма — наш родной Беломорканал! Я призываю всех не терять бдительности и разоблачать вредителей, которые и здесь притаились и хотели сорвать наши планы. Да здравствует товарищ Сталин! Да здравствует наш начальник стройки, товарищ Рапопорт!" За время Великой Отечественной войны канал как стратегически важный объект претерпел разрушения: южная его часть была полностью уничтожена. Также сильно пострадали инфраструктура канала (в частности маяки) и посёлок Повенец. Произошло это потому, что во время войны западный берег канала был захвачен финнами. В 1944 году советская сторона взорвала 7 шлюзов Повенчанской лестницы.

После завершения войны повреждённые объекты были восстановлены и канал был вновь введён в строй в июле 1946 года. Сквозное судоходство на всём протяжении канала было восстановлено 28 июля. В 1950-х годах, после того, как 2 февраля 1950 года было принято Постановление Совета Министров РСФСР о капитальном ремонте и реконструкции гидросооружений ББК, начались работы по постепенной электрификации сооружений и механизмов канала. В 1953 году в штат гидроузлов были включены электрики, к 1957 году в основном были завершены работы по электрификации гидроузлов на северном склоне канала, а в 1959 году все береговые и плавучие обстановочные огни были переведены на электропитание. Значение Беломорско-Балтийского канала особенно возросло после ввода в эксплуатацию современного Волго-Балтийского водного пути в 1964 г. Пропускная способность канала и фактический объем грузоперевозок возросли в несколько раз. В 1970-х годах была проведена ещё одна реконструкция канала. В ходе этой реконструкции гарантированная глубина судового хода была доведена до четырёх метров, и канал стал частью Единой глубоководной системы европейской части РСФСР. Непрерывная модернизация и реконструкция канала продолжается и сейчас. Создание ББК дало жизнь Беломорску, а также другим городам региона от Белого моря до Онежского озера. После начала эксплуатации канала, в этом регионе России развилась промышленность, главным образом деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная. Также выросли новые города и поселения — Медвежьегорск, Сегежа, Надвоицы. Местечко Повенец стало большим портом, а Беломорск — важным промышленным центром.



Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?