Танкисты. Худ. оформление - Д. Гринберг, А. Шуэр, М. Эльперин.
Москва, изд. центрального органа Наркомата Обороны СССР газеты «Красная звезда», 1936. 234 с. с илл. 26x18 см. Издание имеет два варианта обложек. Первый: переплет составной — обложка: ткань, бумага, картон, барельеф. Второй вариант: обложка - ткань, барельеф. Под редакцией М.М. Ланда. Литературная редакция: П. Суслов, Г. Кияшко, Б. Бэк, С. Герзон, П. Скляренко, П. Огин, А. Шлеминг, И. Сотников, Е. Тимошенко, К. 3алевский, В. Гаврилов, Б. Глебов, Р. Бершадский, И. Пекерман, Б. Борисов. Художественное оформление, техническая редакция и выпуск: Д. Гринберг, А. Шуэр, М. Эльперин. Суперобложка, переплёт и форзац - А. Лавров. Портреты И. Сталина и К. Ворошилова работы А. Лаврова. Картины художников В. Сварога, Г. Савицкого, В. Ефанова, Н. Христенко. Титул, шмуцтитул, заглавные буквы и заставки - Н. Фидлер. Фото - Н. Соловьёв, Г. Зельма, Н. Петров, А. Тюрин, И. Варламов. Корректура - К. Каптелкин, И. Ингал. Красочные клише изготовил Н.В. Барабанов. Тоновые и штриховые клише -1 -я Образцовая типография треста «Полиграфкнига» ОГИЗа и типография ЦО НКО СССР «Красная звезда». Меццо-тинто - 1 -я Образцовая типография треста «Полиграфкнига» ОГИЗа. Набор и печать - 1 -я типография Государственного Военного издательства НКО СССР, ул. Скворцова-Степанова, 3. Сдано в набор 27/V.1936. Подписано к печати 20/VII. 1936. Тираж 20000 экз. Цена 12 руб. 50 коп., переплёт 2 руб. 50 коп. Расхожее название книги у книжных дилеров "Танк".
На границе тучи ходят хмуро,
Край суровый тишиной объят.
У высоких берегов Амура
Часовые Родины стоят.
Там врагу заслон поставлен прочный,
Там стоит, отважен и силён,
У границ земли дальневосточной
Броневой ударный батальон.
Там живут – и песня в том порука –
Нерушимой, крепкою семьёй
Три танкиста – три весёлых друга –
Экипаж машины боевой.
На траву легла роса густая,
Полегли туманы, широки.
В эту ночь решили самураи
Перейти границу у реки.
Но разведка доложила точно
И пошёл, командою взметён,
По родной земле дальневосточной
Броневой ударный батальон.
Мчались танки, ветер подымая,
Наступала грозная броня.
И летели наземь самураи,
Под напором стали и огня.
И добили – песня в том порука
Всех врагов в атаке огневой
Три танкиста – три весёлых друга
Экипаж машины боевой!
Б. Ласкин
«Танкисты» под редакцией М. Ланда (1936) - это небольшая книга, просто сборник рассказов с иллюстрациями -постановочными фотографиями или, точнее, фрагментами художественного игрового фильма. Но имеет необычную диковину на передней крышке переплёта - металлический барельеф танка. Изюминку, так сказать! Документальная часть фотографий - листы с портретами танкистов, оформлена в виде доски почёта или красного уголка в армейском клубе. Сюжеты танковых учений напоминают сцены из легендарного фильма «Трактористы».
Издание имеет два варианта переплёта - тканевый и составной, ткань и картон. Барельеф на обложке - название книги и рисунок танка, который, кажется, выезжает из обложки прямо на зрителя. В картонном варианте он запечатан серебряной краской с «чернением», что создаёт ощущение стальной мощи, готовой тебя раздавить. Оно возникает ещё и потому, что художник поместил название книги в раме прямо под непомерно большими гусеницами танка. С художественной точки зрения обложка совершенно не книжная, кажется, что гусеницы подмяли под себя саму условность обложки как пластической формы, но с образной - весьма монументальна.
Идея барельефа на переплете не нова и частенько применялась нашими придворными ювелирами во второй половине XIX - начале XX веков. И. Хлебников, П. Овчинников, П. Сазиков и др. просто наводнили рынок декоративными альбомами, бюварами и адресами в ц/ к переплетах с серебряными накладками, сюжеты которых, как правило, связаны с определенными историческими событиями и лицами. Именно, тогда в начале XX века в искусстве этих серебряных накладок и расцвел русский модерн. Индивидуальность декоративного решения показывает изумительное богатство ювелирного искусства, его большие возможности. Разнообразию мотивов исторических, жанровых, взятых с рукописных заставок, пейзажных соответствовало техническое мастерство контрасты фактур, блестящих или матовых, с тончайшей чеканкой или резьбой, широко использовалась эмаль, тонировка цветной позолотой. Большое место в их украшении занимали сюжеты охоты, отечественной истории и искусства. Фирмы Хлебникова и Овчинникова создали прекрасные образцы подобных произведений. И, как видим, спустя 30 лет, советские дизайнеры книги использовали этот прием уже в целях создания парадных фотокниг.