Дациаро Дж. Воспоминание о Санкт-Петербурге.
Daziaro J., editeur. Souvenir de St. Petersbourge. (Воспоминание о Санкт-Петербурге) J. Daziaro, [около 1850-е], St. Petersbourg et Moscou. Печатано в типографии Фельтен в Петербурге и Карлсруе. 40 hand/coloured plts. В изд. красном картонаже с тиснением золотом на крышке, Oblong in 4 °.
Дациаровский Петербург глазами великих русских художников и граверов 40-60-х годов 19-го века. После А.С. Пушкина и перед Ф.М. Достоевским. Каким он был, этот город Петра в те далекие годы. 160 лет назад в магазинах фирмы Дациаро в Петербурге, Москве и Париже появились отлично нарисованные и элегантно напечатанные гравированные листы и целые серии с видами города на Неве. Судя по тому, как часто такие листы попадаются в русских и иностранных коллекциях, они имели успех и хорошо расходились. Хотя стоили они не дешево. Правда, учитывая относительную дороговизну своей продукции, издатель печатно обещал выпускать такие же листы в относительно малом формате (4°) и в 4 раза дешевле. Но обманул, напечатал только один раз в начале 50-х в типографии у своего конкурента Фельтена в Карлсруе и то на пробу (наш экземпляр из этой пробной серии). Видно листы и так хорошо шли. Купить их можно было не только в собственных магазинах фирмы на Кузнецком мосту (Москва), Невском проспекте (С.-Петербург) и Итальянском бульваре (Париж), но и в других местах, где торговали русскими гравированными изданиями: у Другулина в Лейпциге, у Мюллера в Амстердаме, у Виньера и Солимена в Париже, у Николса в Лондоне, у Цейна в Готе, практически по всей Европе в более мелких лавчонках. Дело было поставлено с размахом! Какие серии гравюр были по Спб. !:
1. Виды Спб. 26 цветных литографий по рис. худ. А. Шарлемана в лист.
2. Виды Спб. Фердинанда Перро. 20 тоновых литографий раскр. от руки в лист.
3. Виды Спб. по рис. Arnoult, Benoist и Perrot. 38 литографий в лист, краш. от руки и печатанные у Лемерсье в Париже.
4. Руссель Поль. Album russe. 25 литографий, изображ. сцены из русской жизни, печатанные у Лемерсье в Париже.
5. Жуковский Рудольф «Русские народные сцены». Scenes populaires russes. 50 литографий In-4°. 6.Тимм В. Русские народные типы. Costumes ruses. 24 литографии в лист, печатанные у Лемерсье в Париже.
7. Рисунки из русской жизни. Croquis russes. 67 !!! листов литографий в фомате листа и четверки.
8. Собрание 36 портретов русских Митрополитов по рис. худ. L. Loire в 12-ю долю листа.
9. Альбом русских царей с 35 иллюминированных от руки литографий в 8-ю долю листа по рис. все того же худ. L. Loire.
10. Императорская российская гвардия. 12 литографий в большой лист по рис. А. Шарлемана и А. Ladurner, иллюминированных от руки.
Если прибавить сюда еще 5 крупных сюит литографий по Москве и знаменитую панораму Москвы по рис. Индейцева из 10 склеиных листов и печ. у Лемерсье в Париже, то общая картина деятельности фирмы Дациаро в России складывается впечатляющая. Деятельность первого в России частного издательства печатной художественной графики Дж. Дациаро относится к 1830-1865 г.г. Оно дало работу многим и многим художникам, графикам, печатникам и продавцам печатной продукции того времени. Основатель этого крупного издательского и торгового дела Джузеппе Дациаро(1806-1865) приехал в Россию из Италии.В Москве он стал заниматься продажей эстампов, а в архивных материалах Гражданской канцелярии московского генерал-губернатора сохранилась просьба купца 2-й гильдии Иосифа(рус.) Дациаро от 30 ноября 1832 г. открыть в Москве собственную литографскую мастерскую. Мастерская просуществовала не более 7 лет,т.к. более выгодным было заказывать печатную продукцию в Европе: в Париже и Лейпциге — соотношение цены и качества было несравнимым, да и по времени исполнения заказа Москва была значительно позади. Его основным партнером стала типография Лемерсье — вечный соперник типографии Энгельмана; именно, эти типографии исполняли заказы для России. Не удовольствуясь положением московского купца, Дж. Дациаро перебирается в Северную столицу и селится в доме итальянца Б.Ф. Греффе на углу Невского проспекта и Адмиралтейской площади, став совладельцем расположенного там книжного магазина.В 1849 году магазин становится его собственностью. Он переоборудует его под торговлю графической продукцией. А несколько лет спустя вывеска с именем Джузеппе Дациаро появилась и на Итальянском бульваре в Париже.Капитализация фирмы достигает гигантских размеров даже для того времени. Успех предприятия был потрясающий и ему была уготована долгая жизнь: после смерти Джузеппе дело продолжили его сыновья Иосиф и Александр, упрочившие славу семейной марки.Извечным соперником Дациаро в России была фирма Фельтен (Velten), которая торговала более дешевой продукцией, но об этом отдельный разговор…