[Плюшар А. – изд.]. Воспоминание о Санкт –Петербурге. Souvenirs de St.-Petersbourg.
Collection de 38 lithographies representant des sujets nationaux des equipages de ville et de voyages. Dessines par divers Artistes. Коллекция из 38 литографий, представляющих жанровые сценки, типы городских экипажей и экипажей для дальних путешествий, выполненные разными художниками. A.P. St.-Petersbourg, de la lithographie d’Aexandre Pluchart, imprimeur – libraire, 1825. [4] с., [38] л. ил. С 38 литографированными рисунками, заимствованными преимущественно с рисунков А.О. Орловского и литографированных (большинство) П. Александровым. Кроме его есть работы Hermann’a (№2), Кольмана (№ 9, 13, 17, 20) и A. Desarnot (№ 32). Экземпляр в полукожаном переплете эпохи с наклеенным круглым средником, вырезанным из издательской обложки. 32х25 см. Количество литографий в этом альбоме колеблется от 36 до 40. Чаше всего попадаются экземпляры с 38 листами. Oblong, in 4°.
Vue de l'Amiraute imperiale et de son Boulevard, a St.-Petersbourg. Admiralty, Saint Petersburg.
Vue de la Bourse, a Vassili-Ostroff. [Bourse, Saint Petersburg, on Vassilevskii Island.]
L'Empereur Alexandre I a Ochta, trait historique. [Emperor Alexander I of Russia.]
Un Treineau de ville, a 2 chevaux, d'apres Mr. A.Orlowski. [Two horse sled (droshky), after A. Orlowski.]
Un Drochki de Seigneur, a 2 chevaux. [Two-horse sled (droshky) of a nobleman.]
Библиографические источники:
1. Антикварная книжная торговля Соловьева Н.В. Каталог №105, Спб., 1910, «Редкие книги», Livres Rares, № 404
2. В.А. Верещагин «Русские иллюстрированные издания XVIII и XIX столетий. (1720-1870)». Библиографический опыт. СПБ., 1898, № 634
3. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов. XVI - XIX вв. 2 т.т. Спб, 1895. Стб. 740-741
4. Тевяшов Е.Н. Описание нескольких гравюр и литографий. Спб, 1903, с.с. 2-4
Traineaux charges de Glacons de la Neva. [Hauling blocks of ice from the Neva.]
Un Marchand de bois a bruler, sur un Rospouski. [Firewood seller and horse.]
Un portefaix transportan des sacs de farine, en hiver. [Sled hauling sacks of grain in winter.]
Un Feldjager portant des Depeches officielles, en ete.
Interieur d'un Cabaret pour les Cochers, costumes d'hiver.
Перечень всех 38 литографий:
1. Vue de l'Amiraute imperiale et de son Boulevard, a St.-Petersbourg. Admiralty, Saint Petersburg.
2. Vue de la Bourse, a Vassili-Ostroff. [Bourse, Saint Petersburg, on Vassilevskii Island.]
3. L'Empereur Alexandre I a Ochta, trait historique. [Emperor Alexander I of Russia.]
4. Un Treineau de ville, a 2 chevaux, d'apres Mr. A.Orlowski. [Two horse sled (droshky), after A. Orlowski.]
5. Un Drochki de Seigneur, a 2 chevaux. [Two-horse sled (droshky) of a nobleman.]
6. Traineaux charges de Glacons de la Neva. [Hauling blocks of ice from the Neva.]
7. Un Marchand de bois a bruler, sur un Rospouski. [Firewood seller and horse.]
8. Un portefaix transportan des sacs de farine, en hiver. [Sled hauling sacks of grain in winter.]
9. Un Feldjager portant des Depeches officielles, en ete.
10. Interieur d'un Cabaret pour les Cochers, costumes d'hiver.
11. Traineaux de louage, Marchand de Poissons, etc.
12. Cochers, Marchand de pains, de Blinis, etc.
13. Vue de la Colonnade de Cameron, a Tsarscoe-Selo.
14. Des voyageurs dejeunant a un Relais de poste, en ete.
15. Drochki de ville, a un cheval.
16. Vie pittorresque d'un village russe, en hiver.
17. Fete et Danse villageoises, en ete.
18. Le Marche aux Cochons geles, d'apres A. Orlowski.
19. Vue de port de Cronstadt.
20. Des Postillons revenant d'une poste sur leurs chevaux.
21. Voyageurs en Britchka, a 3 chevaux, en ete.
22. Courrier extraordinaire, a 3 chevaux, d'apres A. Orlowski.
23. Voyageurs en Kibitka, grand traineau, a 3 chevaux.
24. Telegue d'ete, a 3 chevaux, d'apres Swebach.
25. Drochki bourgeois, a 2 chevaux.
26. Un traineau a un cheval, par M. Fremy.
27. Petite Restauration ambulante, et Boutique de Tabac.
28. Voiturier rafraichissant son cheval.
29. Voiturier en route transportant des Marchandises.
30. Chariot attele de 6 chevaux, pour transporter le Granit.
31. Balancoire et Jeux de jeunes villageoises.
32. Landau a 4 chevaux, par Desarnod.
33. Une Voiture finoise cassee.
34. Traineau de famille, a 3 chevaux.
35. Traineau bourgeois a 2 chevaux.
36. L'Isvoschtchik et le Bouteschnik.
37. Un Finois avec sa Fille en charette, allant au marche.
38. Des Blanchisseuses sur la glace, en hiver.
Всякому интересующемуся прошлым русской книги часто приходится встречаться с именем почти что династии типографов-издателей Плюшаров, особенно последнего из них, Адольфа Александровича Плюшара, работавшего в наиболее безотрадную для печатного станка «николаевскую» эпоху, человека широкого размаха и такой же инициативы, крупнейшее предприятие которого рухнуло недоконченным, загубленное неудачным подбором ближайших сотрудников, вроде, например, печальной памяти О.И. Сенковского и др. Издательская деятельность Плюшара привлекла, в свое время, общее к себе внимание; в лице его вдумчивая часть нашего общества видела счастливое соединение данных, обусловливаюших надежную постановку книжного дела. Плюшар обладал, по отзывам близко его знавших лиц, совсем незаурядною и ценной способностью с головою отдаваться любимому труду, не жалея ни энергии, ни средств, забывая о пресловутом «черном дне» и упиваясь своеобразной привлекательностью, даже поэзией рабочих треволнений. Не бесполезно, поэтому, для библиофила проследить ближе перипетий жизни и дел Плюшара, издания которого когда-то задавали тон русскому книжному рынку, да и в наши дни с успехом, могут служить образцом вкуса и понимания надобностей серьезного читателя. Для истинного же любителя книги «an und fur sich» Плюшаровское клеймо долго еще будет считаться достаточно веской рекомендацией, чтобы поместить вышедшее из его типографии произведете на видную полку своей библиотеки.
Traineaux de louage, Marchand de Poissons, etc.
Cochers, Marchand de pains, de Blinis, etc.
Vue de la Colonnade de Cameron, a Tsarscoe-Selo.
Des voyageurs dejeunant a un Relais de poste, en ete.
Drochki de ville, a un cheval.
Основатель фирмы Плюшаров, Александр Иванович Плюшар, проживший всего 50 лет, был приглашен в 1806 г. в Петербург из Брауншвейга, крупного промышленного и торгового города на севере Германии, где владел типографией. Дело свое он любил, хозяйство вел расчетливо, человеком был весьма образованным, свободно владел несколькими европейскими языками. Русский посланник пригласил молодого типографа для печатания задуманного министерством иностранных дел политического журнала, в противовес Наполеоновским органам. Издание это несколько раз меняло свой вид и тип, постепенно превратившись в благополучно существующий «Journal de St.-Petersbourg». Плюшар недолго раздумывал, когда получил приглашение переехать в Россию. Брауншвейгскую типографию он оставил своему компаньону и уже в конце декабря 1805 года приступил к исполнению должности «директора типографии Иностранной коллегии» с жалованьем три тысячи рублей в год. И на новом месте дела у Плюшара пошли весьма успешно. Однако в этой должности Плюшар пребывал недолго — всего около трех лет. В 1808 году его назначили директором Сенатской типографии, одного из самых крупных полиграфических предприятий Петербурга. в каковом звании дослужился до чинов, правда, небольших (он был коллeжcкий секретарь). За отпечатание «Литовскаго статута» (1811), «Учреждения о судоходстве по реке Волге» и «за труды по случаю винного откупа» (оба 1810) он получил даже по бриллиантовому перстню. Вскоре Плюшар, сам хороший рисовальщик и литограф, завел свою собственную типографию (она существовала уже в 1813 году), при которой, для более успешной продажи печатавшихся в ней изданий, имелась и книжная лавка. Одним из самых ранних его изданий было известное собрание портретов Ф. Вендрамини, под названием: «Галерея гравированных портретов генералов 1812 года» (1813), в 4°, с 30 гравированными пунктиром портретами и текстом, отпечатанным в его собственной типографии. Издание это в полном виде теперь крайне редко. (Еще ранее в 1811 году он издал «Походный наставник для офицеров, отправляющихся к армии». Перевод с французского штабс-капитана Левшина). В 1816 году русское правительство командировало барона Павла Львовича Шиллинга (чиновника Иностранной коллегии, будущего изобретателя электромагнитного телеграфа) в Мюнхен (здесь в то время жил и работал изобретатель литографии Алоиз Зенефельдер) для ознакомления с литографским производством и для закупки соответствующих материалов. А во второй половине 1816 года в Петербурге начала функционировать «Литография Иностранной коллегии», которую возглавил Шиллинг. К числу зачинателей литографского печатного искусства в России следует причислить и Александра Плюшара. Вслед за Шиллингом (а возможно и с его помощью) Плюшар внедрил у себя в типографии технологию литографской печати. Из художественных изданий Плюшара особое внимание следует уделить литографиям известного живописца, гравера и рисовальщика, Александра Осиповича Орловского, получившего в 1824 г. через министра народного просвещения особую охранительную привиллегию на печатание своих рисунков с запрещением их копирования. Работы Орловского пользуются и поныне большим спросом, особенно, его сцены из русской народной жизни. Первые отпечатки Орловского обыкновенно издавались на толстой бумаге, дальнейшие — на более тонкой и стоили дешевле. В 1819 г. типография Плюшара выпустила сюиту Орловского на шести больших листах, под заглавием: «Collection de dessins lithographiques par A. Orlowsky». Изображены здесь военный курьер верхом, он же в санях, персидский всадник, в двух видах, шахиня на лошади и курдская конница. Издание продавалось по подписке и стоило сто рублей. В 1820 году, вышли еще четыре тетради литографий Орловского, по два листа, в отдельных печатных обложках: «La Bourse, Courrier russe, Portefait russe и Ambassadeur Persan». Орловский же иллюстрировал, а Плюшар трижды переиздавал (1819-1823) сочинение французского путешественника Gaspard Drouville «Voyage en Perse, pendant les annees 1812 et 1813». В предисловии к третьему изданию говорится, что оно отпечатано для любителей в количестве 150 экз., и продается по 350 руб. В 1819 году вышло одно из красивейших изданий Александра Плюшара: «Живописное путешествие от Москвы до Китайской границы», с 30 великолепно раскрашенными от руки гравюрами известного художника А. Мартынова.
Vie pittorresque d'un village russe, en hiver.
Fete et Danse villageoises, en ete.
Le Marche aux Cochons geles, d'apres A.Orlowski.
Vue de port de Cronstadt.
Des Postillons revenant d'une poste sur leurs chevaux.
Весьма ценный исторический материал для изучения уличного петербургского быта 1-й четверти прошлаго столетия, дают следующие издания А. Плюшара с рисунками А. Орловского: 1) «Album russe ou fantaisies dessinees lithographiquement», 1826 г. 14 рис.; 2) «Souvenirs de St.-Petersbourg», 1825 г., с 36 литографированными рисунками Орловского, Кольмана и Александрова; и наконец: 3) «Collection de cries et costumes de paysans et paysannes de St.-Petersbourg», 1823 г., с рисунками тех же художников. Для иcтopии Петербурга крайне интересна, затем, целая cepия альбомов, изображающая виды столицы и издававшаяся А. Плюшаром, под разными зaглaвиями, в течение восьми лет, т.е. с 1820-1827 г.г. Листы эти исполнены по рисункам Мартынова, Александрова, Кольмана, Орловского и других художников и представляют собой громадный интерес в художественном oтнoшeнии. Первое издaниe этого альбома вышло в 1820 г., с 20-ю видами, далее уже в 1821 г. вышло второе издaниe, с 24 видами, 4° в длину (oblong), в трех выпусках под нaзвaниeм «Nouvelles vues de St.-Petersbourg». Затем в 1823 году вышло дополненное издaниe с 40 листами, под нaзвaниeм «Collection de vues de St.-Petersbourg et de ses environs», повторенное, с тем же количеством листов, в 1825 году. В 1824 году появилсяальбом с 36 листами, но несколько большего формата, под нaзвaнeмъ «Nouvelle collection» и, наконец, в 1825, 26 и 27 годах вышли, последовательно, альбомы с 43-мя, 42-мя и 46-ю видами.
Voyageurs en Britchka, a 3 chevaux, en ete.
Courrier extraordinaire, a 3 chevaux, d'apres A. Orlowski.
Voyageurs en Kibitka, grand traineau, a 3 chevaux.
Telegue d'ete, a 3 chevaux, d'apres Swebach.
Drochki bourgeois, a 2 chevaux.
Успех литографических работ А.О. Орловского в России в александровскую эпоху был столь велик, что многие художники стали не только подражать ему, но и подделывать его работы. В продаже находилось так много поддельных литографий с подписью «А. Орловский», что художник вынужден был подать прошение с просьбой о защите авторских прав. «К числу занятий моих, более способных к подражанию, а вместе с тем полезных для всякого, упражняющегося в рисовании, принадлежат оригинальные мои литографические рисунки, изданные мною в 1819 и 1825 годах. До сего временив России никто ещё не занимался сего рода рисованием в столь большом виде, в каком произведены оригиналы моих трудов». Жалоба возымела действие – Орловскому была выдана привилегия на печатание его литографических рисунков и стало быть накладывающая запрет на их копирование (на современном сленге – изготовление пиратских копий). Литографии Орловского разлетелись по всей России и повсюду вызывали восторг. Природу этого невиданного успеха объяснил поэт Петр Андреевич Вяземский:
Ну, спасибо, наш кудесник,
Живописец и поэт,
Малодушным внукам вестник
Богатырских оных лет!
Русь былую, удалую
Ты потомству передашь:
Ты схватил её живую
Под народный карандаш.
Petite Restauration ambulante, et Boutique de Tabac.
Un traineau a un cheval, par M. Fremy.
Voiturier rafraichissant son cheval.
Chariot attele de 6 chevaux, pour transporter le Granit.
Balancoire et Jeux de jeunes villageoises.
Landau a 4 chevaux, par Desarnod.
Une Voiture finoise cassee.
Traineau de famille, a 3 chevaux.
Traineau bourgeois a 2 chevaux.
L'Isvoschtchik et le Bouteschnik.
L'Isvoschtchik et le Bouteschnik.
Un Finois avec sa Fille en charette, allant au marche.
Des Blanchisseuses sur la glace, en hiver.
Орловский, Александр Осипович (польск. Aleksander Orłowski; 1777, Варшава — 1832, Петербург) — русский живописец-баталист и жанрист польского происхождения. Александр Орловский родился в небогатой шляхетской семье. Княгиня Изабелла Чарторыжская, случайно заметив в будущем художнике склонность к рисованию, отдала его в ученье к жившему в Варшаве живописцу Ж. Норблену де ла Гурдену. Движимый патриотизмом и любовью к приключениям, Орловский в 1794 году поступил на службу в польское войско, участвовал в нескольких битвах восстания Костюшко и, будучи ранен в одной из них, вернулся в Варшаву. Здесь он стал вести беспорядочную жизнь и даже пристал к труппе фокусника. Норблен, ценя его артистическое дарование, старался отклонить его от этих похождений и снова принял в свой дом. С той поры Орловский посвятил себя всецело искусству, которое вскоре доставило ему некоторую известность среди варшавян. Затем он провёл целый год в Литве, переезжая с места на место и изучая нравы местного дворянства и народный быт. По возвращении в Варшаву, он нашёл покровителя в лице князя Юзефа Понятовского и вошёл в моду у польской аристократии. В 1802 году приехал в Санкт-Петербург, где попал в милость к великому князю Константину Павловичу, был поселён при его дворе и своими рисунками и карикатурами составил себе имя в обществе. Дабы ближе познакомиться с Россией, ездил в Москву, Новгород и другие местности империи; путешествовал, кроме того, по Франции, Италии и Германии. В 1809 году за картину «Бивуак казаков» Санкт-Петербургская академия художеств присудила ему звание академика. В 1819 году он был причислен к генеральному штабу для сочинения рисунков военных костюмов. Орловский — талантливый, бойкий, но нестрогий рисовальщик, умевший схватывать характерные черты изображаемых лиц и фигур и придавать им движение, но впадавший при этом зачастую в утрирование. Кроме картин, писанных масляными красками, каковы, например, находящиеся в Эрмитаже «Казак, убивающий тигра», «Коровы на пастбище», «Отдых охотников», «Домашний скот на лугу», «Стадо на пастбище», «Морской вид» и «Кораблекрушение», Орловский произвёл несчётное множество карандашных, акварельных и черченных пером рисунков, рассеянных в альбомах особ царской фамилии и любителей искусства. Многие из этих произведений, изображающих преимущественно казаков, башкир и других всадников, мчащиеся тройки и сцены простонародной жизни, были им самим литографированы. Орловский упоминается в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»:
Бери свой быстрый карандаш,
Рисуй, Орловский, ночь и сечу!
А. О. Орловский родился в обеспеченной польской семье. Отец его содержал корчму в провинциальном городке Седлеце, где мальчика и его первые талантливые рисунки увидела княгиня Изабелла Чарторижская. Покровительствуя незаурядному дарованию, она отправила Орловского (ок. 1793) на обучение в варшавскую мастерскую художника Я.-П. Норблина, бывшего придворным живописцем князей Чарторижских. Ранний, варшавский период творчества художника отмечен интересом к освободительной войне польского народа, вылившейся в восстание под предводительством Т. Костюшко. Существуют зарисовки Орловского, запечатлевшие эпизоды этого события ("На бивуаке", "Группа солдат Костюшко в лагере", "Битва под Рацлавицами", все 1798, и др.). В 1802 г. художник приехал в Петербург, где и прожил до конца жизни. Вначале судьба была к нему благосклонна. Покровительство А. Чарторижского, близкого к императору Александру I, способствовало тому, что Орловский оказался на службе у великого князя Константина Павловича. Уже с 1803 г. он значился в списке "получающих жалованье, порции и прочее содержание по особым Его Императорского Высочества повелениям". В Мраморном дворце, принадлежавшем великому князю, ему была предоставлена квартира из трех комнат с окнами на Неву. Талантливый рисовальщик, Орловский создал многочисленные карандашные, акварельные, пастельные произведения романтического характера. Недаром А. С. Пушкин посвятил ему строки своего известного стихотворения: Бери свой быстрый карандаш, Рисуй, Орловский, ночь и сечу! Всадники на вздыбленных конях, кораблекрушения и бури на море - таковы сюжеты его композиций того времени. После создания картины "Бивуак казаков" (1809) его удостоили звания академика "как знаменитого художника, труды которого давно известны Академии". Большое место в творчестве художника занимал портрет. Яркая индивидуальность и выразительность свойственны "Автопортрету в красном плаще" (1809) и "Автопортрету в черкеске" (ок. 1820). Сильный характер и романтический пафос сближали его с поколением русских людей периода наполеоновских войн. Темпераментной манерой рисунка, оригинальным цветовым решением, достигнутым соединением черного итальянского карандаша с красновато-охристой сангиной, отмечены портреты архитектора Ч. Камерона (1809), композитора М. Клементи (1810), А. М. Ланской (1816). Жанровые акварельные зарисовки, изображавшие типы рабочего люда Петербурга - разносчиков, каменщиков, стекольщиков, составили целую серию, предвосхитившую более поздние произведения И. С. Щедровского и А. Г. Венецианова. В рисунках и литографиях 1810-х гг. получила отражение зрелищная сторона жизни столицы: "Бега на Неве", "Лихач" и др. Сочувствием к судьбам людей обездоленных проникнуты рисунки "Привал арестантов", "Нищие крестьяне у кареты" (оба 1815) и др. С 1816 г. художник одним из первых в России обратился к технике литографии и выполнил ряд отдельных листов и альбомов-серий, получивших широкое признание у современников ("Тетради на тему русского народного быта", 1825-26, и др.). Человек широкого кругозора, прогрессивно настроенный, художник состоял членом масонской ложи "Соединенные друзья", а также ложи "Палестина", запрещенных Александром I и потому строго законспирированных. Знакомый с представителями театральной и литературной среды Петербурга, он общался с И. А. Крыловым, А. С. Пушкиным, П. А. Вяземским, Д. В. Давыдовым, которые любили и ценили его. И. А. Крылов заказывал художнику иллюстрации для изданий своих басен. Кроме того, Орловский исполнил портрет знаменитого баснописца (1812). Однако после кончины великого князя Константина Павловича Орловский лишился службы, квартиры и средств к существованию. Некоторое время состоял при военно-топографическом депо, но это продолжалось недолго. Подорванное здоровье, отсутствие поддержки привели художника к смерти.