Два литографированных издания видов Царского Села:
1. Лангер В.П. Двенадцать видов Царского Села. Снимал и на камне рисовал воспитанник императорского лицея Валериан Лангер. СПБ, 1820. В литографированной обложке с видом башни. 4°. Часть тиража была раскрашена от руки.
2. Тон А. (A. Thon). Виды Царского Села, вновь снятые: 1. Части Царскосельского дворца и лицея. 2. Оранжереи и дворцовой церкви. 3. Павильона на террасе. Подъём из парка ко дворцу. 4. Колоннада. Камеронова галерея. 5. Чугунным воротам с надписью "a mes chers compagnons d’armes" - "любезным моим сослуживцам". Рисовал с натуры и на камне архитектор Александр Тон. (То же заглавие по-французски). Спб, 1822. В лист. Oblong. Это заглавие литографировано на обложке в овальной рамке. 5 литографий, перечисленных в заглавии, без всяких подписей, с римской цифрой над каждым рисунком.
Лангер, Валериан Платонович (1802 - после 1865) - художник-любитель, акварелист, рисовальщик и литограф, занимался и переводами. Выпускник Царскосельского лицея. В 1820 г. налитографировал "Двенадцать видов Царского Села". В 1822 г. налитографировал альбом с видами Финляндии. С 1827 г. - член ОПХ. С 31 мая 1837 по 8 марта 1840 — сторонний цензор С.-Петербургского цензурного комитета. Затем состоял чиновником особых поручений при министре народного просвещения. С 13 июля 1848 вновь назначен цензором С.-Петербургского цензурного комитета для просмотра периодических изданий.
Тон, Александр Андреевич (1790 — 1858) – заслуженный профессор архитектуры. Также известен как рисовальщик и литограф. Родился в семье петербургского золотых дел мастера Андрея Тона. Воспитанник Академии Художеств с 1803 по 1810 годы. После окончания Академии получил аттестат I-й степени и был определен к архитектору Василию Петровичу Стасову в Кабинет Ея Императорского Величества. Был заграницей в качестве пенсионера Е. И. В. В Париже работал в литографическом заведении Энгельмана. В 1830 году получил звание академика. В 1831 году был определен в Академию Художеств профессором архитектуры II-й степени и в этом же году после смерти архитектора Адама Менеласа назначен наблюдающим за строениями Царского Села. В 1843 году произведен в профессора I-й степени. В 1853 году получил звание заслуженного профессора. В Царском Селе в 1837 году под руководством А. Тона происходил ремонт в Александровском дворце. В 1840-х годах по его проектам и при участии Себастьяна Черфолио и Константина Макера переделывался ряд интерьеров этого дворца для Николая I и его семьи. В Екатерининском парке архитектором А. Тона был произведен ремонт павильона Грот (1831), а в Александровском парке павильона Арсенал (1832).
К началу 1820-х годов относится появление литографированных изданий, посвященных Царскому Селу. Выпускник Царскосельского лицея — В.П. Лангер, желая, по собственному признанию, «сохранить хотя изображения некоторых мест, где наслаждался я жизнью с товарищами и друзьями юности моей... покусился снять несколько видов Царского Села и литографировал их». В результате к лету 1820 года появилась сюита из двенадцати литографий, отпечатанных на тонированной бумаге и удивительно напоминающих талантливые этюды, выполненные итальянским карандашом. Красота избранных видов, точная фиксация архитектуры, чуткая передача общего романтического настроения, воспринимаемого теперь как приметный атрибут пушкинской эпохи, относят эти произведения к числу самых замечательных образцов искусства русской литографии. Впоследствии, исполняя должность цензора при Министерстве народного образования, Лангер не оставлял своих художественных занятий. В 1829 году им были налитографированы шесть видов Финляндии, несколько портретов современников и некоторые другие сюжеты. Однако наибольшей известностью и успехом продолжают пользоваться его царскосельские литографии. В 1822 году выпускник Академии художеств А.А. Тон, исполняя в Царском Селе обязанности помощника архитектора В.П. Стасова, руководившего исправлением дворцовых строений, обратил внимание на поэтическое очарование этого ансамбля, нарисовал на камне и сам напечатал в лучшей в то время литографской мастерской П.Ф. Гельмерсена виды: Екатерининского дворца, Лицея, Оранжереи, строящейся рядом по Садовой улице, реконструированных Холодных бань и Агатовых комнат, чугунных триумфальных ворот с надписью: «Любезным моим сослуживцам». Все литографии выполнены с большим художественным мастерством. Их отличают четкий контурный рисунок, тончайшие прорисовки и внимательность к архитектурным деталям. Легкость же тональных переходов, едва заметные светотеневые нюансы напоминают серебристо-серый цвет акварели. И все же, наряду с тонкостью и изяществом этих литографий, следует отметить и некоторую их сухость, вызванную профессиональной выучкой архитектора, стремящегося прежде всего к предельной точности в воспроизведении архитектурных форм и перспективы. Литографии А.А. Тона, отмеченные тонким вкусом и техническим совершенством, дополняют работы А.Е. Мартынова и В.П. Лангера и вместе составляют замечательную коллекцию видов Царского Села, запечатленных в произведениях ранней русской литографии, созвучных пушкинским стихам лицейской поры. Поклонники новой стремительно осваиваемой печатной техники обратились и к изображению провинциальных городов и усадеб.
Царское Село — уездный город С.-Петербургской губернии, в 22 верстах от С.-Петербурга, с которым соединен железной дорогой. Город расположен на возвышенности, составляющей продолжение Дудергофских высот; высшая точка Царского Села (Старый дворец) — около 250 фунтов над уровнем моря. Благодаря возвышенному положению города, обилию зелени и хорошей питьевой воде Царское Село считается одним из самых здоровых мест в окрестностях Петербурга; летом сюда стекается много дачников; много семей петербуржцев, имеющих постоянные занятия в столице, живет здесь круглый год. Город состоит из 2 частей — собственно Царского Села и Софии. Жителей (в 1897 г.) - 22353, из них 13553 мужчин и 8800 женщин; значительное преобладание мужского населения объясняется большим числом войск, расположенных главным образом в Софии в то время. Все улицы шоссированы и освещены электричеством; много бульваров; водопровод, устроенный ещё при императрице Елизавете, снабжает Царское Село питьевой водой из Таицких ключей (в 14 вер.); в 1902 г. водопровод увеличен и улучшен. Телефонное сообщение с Петербургом, что редкость для конца XIX века. В 1903 г. город будет канализирован. По характеру построек Царское Село имеет вид дачного места, хотя с каждым годом частные сады все более и более застраиваются. Церквей православных 10 (из них приходских 3., остальные домовые), лютеранских 1, рим.-католических 1. Из православных церквей выделяются соборы Екатерининский, построенный в 1840 г. архитектором Тоном (хорошая живопись), и Софийский, построенный при императрице Екатерине II по образцу св. Софии в Константинополе. Учебных заведений 13: 1 офицерская артиллерийская школа, 1 мужская и 1 женская гимназии, 1 реальное училище, 1 женское духовное училище, 1 частное женское училище с курсом гимназии, 2 городских училища, остальные — начальные школы. Придворный госпиталь, земская больница, лазареты при казармах, несколько богаделен и детских приютов. Дворец вел. кн. Владимира Александровича. Гостиный двор; небольшая, но образцово устроенная скотобойня. В бывшем лицейском саду памятник Пушкину (бронзовая статуя поэта в юношеском возрасте, в лицейской форме, поставленная в 1899 г.). Промышленность и торговля вследствие близости Петербурга слабо развиты: фабрика 1 — обойная (169 рабочих, с производством на 300 тыс. руб.). Царское Село находится в ведении дворцового управления, которому подчинена ратуша города. Вследствие особых условий, в которые поставлен гор. Царское Село, бюджет его представляет большое своеобразие; так, по росписи на 1903 г. расходов предположено произвести на сумму 108868 руб.; из них на содержание городовой ратуши 12300 р. (12%), полиции — 400 р. (0,4%), содержание скотобойни — 7780 р. (7%), ремонт городских зданий — 25000 р. (2 3%), содержание и ремонт улиц — 7700 р. (7%), электрическое освещ. города — 43500 р. (40%), на образование (главн. обр., пособие мужской гимн.) — 7040 р. (6,5%), на врачебную часть — 120 р. (0,1%) и др. расходы — 5028 р. (4%); остальные издержки по хозяйству производятся за счет дворцового ведомства. Главнейшие статьи дохода: отдача в наем городских зданий (гостиный двор и др.) — 33780 р., с скотобойни — 10000 р., плата за электрич. освещение казенных и частн. зданий — 35500 руб. и др. В настоящее время высочайший двор проводит в Царское Село Селе значительную часть года. Для сообщения его с Петербургом имеется соединительная ветвь с Варшавской жел. дор., отстоящей от Царского Села в 3 вер. (ст. Александровка), а в 1902 г. открыто движение по особому Императорскому пути, соединяющему Царское Село непосредственно со столицей. Для императорских поездов устроена в парке особая станция. Парки, прилегающие к Царскому Селу, состоят из 2-х частей: собственно царскосельского и соединяющего город Царское Село с Павловском, отстоящим от первого в 3 вер. Царскосельский парк занимает площадь в 662 дес., из которых 38 дес. заняты водой (пруды) и 41 дес. — дорогами (длина 83 вер.). Парк прекрасно распланирован, растительность его весьма разнообразна; множество разных сооружений (павильоны, памятники, мосты, ворота и т. п.), а также статуй, больш. частью бронзовых снимков с античных образцов. Большой, или Старый, дворец — огромное великолепное здание, сооруженное в стиле рококо архитектором Растрелли при императрице Елизавете Петровне и значительно расширенное при императрице Екатерине II. Из пристроек к дворцу особым изяществом отличается Камеронова галерея, построенная в 1783 г. архит. Камероном; много статуй и бюстов. Со стороны города ко дворцу примыкает так назыв. Лицейский флигель, в котором с 1811 по 1844 г. помещался Царскосельский (ныне Александровский) лицей. Александровский дворец, построенный императрицей Екатериной II в 1792 г. для своего внука, впоследствии императора Александра I. В настоящее время дворец этот служит резиденцией императорской фамилии. Баболовский дворец — небольшое каменное здание, построенное имп. Екатериной II в западной, отдаленной и пустынной части парка. Утренний зал — павильон на берегу большого пруда, близ Большого дворца (1750); Екатерина II обратила павильон в кабинет и любила в нем заниматься делами; по преданию, здесь написан ею проект известного "Наказа". Капелла, или Башня Спасителя, построенная при императоре Николае I в виде развалин готического храма; в ней помещается мраморная статуя Спасителя работы Даннекера (1823). Китайская деревня (1788) — ряд построек в китайском стиле; в одной из них жил некоторое время Карамзин, работая над составлением своей "Истории". Театр в китайском стиле (1779). Ферма с образцовым молочным хозяйством для потребностей Двора. Ворота: Орловские, мраморные, в честь гр. Г. Г. Орлова (1771); чугунные, воздвигнутые имп. Александром I в память Отечественной войны 1812—14 гг., с надписью на русском и французском языках ("Любезным моим сослуживцам" — "A mes chers compagnons d'armes"). Ростральная мраморная колонна в память Чесменской битвы, воздвигнутая имп. Екатериной II посреди большого пруда. Фонтан молочницы, или разбитый кувшин, воспетый Пушкиным. В парке, соединяющем Царское Село с Павловском, в 1890-х годах выстроен в английском вкусе дворец для великого князя Бориса Владимировича. К Царскому Селу прилегают с северо-востока слобода Бол. Кузьмина, а с востока — Фридентальская колония. Последняя основана в 1819 г. и заселена немцами-ткачами. Ныне колония слилась с городом; потомки колонистов занимаются частью садоводством, частью ремеслами и торговлей.
История. В начале XVIII ст., по завоевании Ингерманландии Петром Великим, на месте Царского Села находилась финская деревенька Саари-моис (Saari-mojs), что означает верхняя мыза. В 1708 г. Петр Великий подарил деревеньку с окружавшим ее лесом своей супруге Екатерине, а в 1712 г. построил здесь деревянный дворец ("хоромы") со скотным двором и птичником. Местность стала называться селом Саарским. В 1718 г. на место деревянного дворца начали воздвигать каменный ("палаты"), оконченный в 1724 г. Тогда же, по дворцовой церкви, Саарское стали называть селом Благовещенским. В 1728 г. церковь сгорела и за местностью утвердилось снова первоначальное ее название. Елизавета Петровна очень любила село Саарское, перестроила и расширила дворец, возвела много других зданий, разбила парк; на все эти сооружения в ее царствование была израсходована огромная для того времени сумма в 1200 тыс. руб. Екатерина II также часто жила в Саарском Селе и много сделала для украшения дворца и парка. Рядом с дворцовыми постройками стали возникать обывательские дома, и местечко отчасти по созвучию, отчасти вследствие пребывания в нем Двора стало называться Царское Село Селом. В 1785 г. рядом с селом был основан город София. В 1808 г. город София и Саарское Село соединены в один город, получивший уже официальное название Царского Села, или Софии, по которому и уезд назывался Софийским. С течением времени последнее название сохранилось только как за одной из частей города. Особенно быстро Царское Село Село стало развиваться после соединения его с Петербургом железной дорогой (1838).
Крашенные картинки из альбома Лангер В.П. "Двенадцать видов Царского Села":
Вечерний зал:
Концертный зал:
Башня-руина:
Большой Каприс(з):
Большое озеро и колоннада Камероновой галереи:
Большое озеро и Чесменская колонна (памятник графу А.Г. Орлову-Чесменскому):
Каскад:
Садовая набережная в сторону Екатерининского дворца и Александровского лицея:
Дом баронессы Велью:
Дом баронессы Таппер:
Баболовский дворец:
Евангелическая церковь и бумажная фабрика:
К литографии В. Лангера "Евангелическая церковь и бумажная фабрика":
Возникновение Ассигнационной фабрики (бумажной мельницы) в Царском Селе в конце XVIII в. обусловливалось рядом объективных причин и субъективных факторов. К их числу принадлежала назревшая потребность изготовления ассигнаций на казенных предприятиях по более сложным образцам на принципиально новом, не имевшем ранее в России аналогов оборудовании, под строгим государственным контролем ввиду возросшего количества фальшивых денежных знаков и невозможности осуществления должного надзора за выделкой государственных бумаг на частных фабриках. Выбор места для создания такого рода предприятия был связан с особым статусом Царского Села, которое, как никакая другая окрестность Петербурга, соответствовало важности и государственной значимости вновь создаваемого заведения. С одной стороны, эта местность была достаточно изолированной (учитывая масштабы и возможности передвижения того времени), что способствовало обеспечению сохранения государственной тайны, с другой — находилась в непосредственной близости от Царскосельского императорского дворца, не только символизирующего собой мощь и величие Российской державы, но и позволявшего связать в тугой узел административную власть и финансовые интересы государства. Немаловажную роль играли и подходящие для устройства бумажного производства географические условия. Система ступенчатых прудов, созданная ранее для снабжения водой царскосельского сада и жителей дворцовой слободы и модернизированная к моменту создания Ассигнационной фабрики, обеспечивала должные для ее функционирования условия. Территория, принадлежавшая фабрике, простиралась по трем сторонам пруда (известного позднее под названием Купального). Вода же, поступавшая на мельницу по свинцовым в деревянных футлярах трубам, проводилась из расположенного выше Среднего пруда (в XIX в. названного Иорданским). Участок фабрики с одной стороны доходил до Софийского бульвара, захватывая с противоположного края часть Набережной улицы. В середине XIX в. он был раздроблен на три части, две из которых вошли а состав городского и частного владений. К моменту передачи имущества мельницы новому владельцу (переехавшей в Царское Село Ропшинской бумажной фабрике) в ее ведомстве находилось шесть зданий, три из которых вместе с главным корпусом имели производственное назначение, остальные же три составляли жилой фонд.К марту 1785 г. строительство главного здания фабрики было завершено. До сих пор остается невыясненным вопрос об авторе проекта этой постройки. Известно, что приехавший в 1779 г. в Россию и сразу же получивший звание архитектора Ее Императорского величества Чарльз Камерон многие годы работал в Царском Селе. С 1802 г. он находился в должности главного архитектора Адмиралтейств-коллегий, что послужило причиной хранения многих материалов его деятельности в мастерской Адмиралтейства (после его смерти — у преемника, архитектора А.Захарова). Большинство из них, к сожалению, давно утрачены. Тем не менее, исследователем Д.О.Швидковским в ходе работы над описью чертежей Камерона было обнаружено упоминание листов с его постройками в Царском Селе. В частности, по интересующему нас вопросу были найдены "План Царского Села с показанием бумагоделательной мельницы" и "План и фасад сторожевой будки и фабрики". Однако невозможно со всей определенностью утверждать, что первый из планов не является всего лишь фиксационным, а второй — проектным. Не указано и название фабрики, но обращает на себя внимание обозначенная там сторожевая будка: ведь известно, какое огромное значение придавалось охране этого заведения. Все это косвенным образом может служить основанием для предположения о том, что именно Ч.Камерон являлся автором проекта главного здания фабрики. До нашего времени эта постройка во внешнем своем облике дошла почти в неизмененном виде. Об этом свидетельствует сравнение существующего в натуре здания с изображением его на гравюре В. Лангера 1819 г. "Евангелическая церковь и бумажная фабрика" и в графических материалах РГИА. Внутренние помещения подверглись коренной перестройке в ходе приспособления их в 70-х годах XIX в. под ремесленный приют. Документальная опись здания, составленная в ходе передачи имущества упраздненной фабрики новому владельцу, дает достаточно полное представление о внутренней планировке, характере использования комнат и их оснащении. Помимо этого здания, на территории фабрики были построены ныне несуществующие здания каменной черпальни и деревянного сушила. Из домов, предназначенных для проживания работающего на фабрике персонала, уцелел (и практически сохранил свой первозданный наружный облик) один из флигелей с частью каменной ограды на Набережной улице, входившей в состав жилого комплекса из трех строений. При этом главный корпус был перестроен для городской ратуши (ныне здесь размещен Пушкинский дворец культуры), на месте второго флигеля, симметричного первому, было возведено здание Николаевской мужской гимназии. Заведывание вновь учрежденной бумажной мельницей было поручено генерал-прокурору А.А.Вяземскому, временно исполнявшему в этот период должность государственного казначея. С 1800 по 1809 г. эту должность исполнял Г.Р.Державин, утвердивший за годы пребывания на этом посту новые формы государственных ассигнаций. Все практическое осуществление надзора за деятельностью мельницы было возложено на советника В.Небольсина, а для непосредственного управления фабрикой учреждалась должность казенного пристава, безотлучно находившегося на мельнице и являвшегося своего рода "всевидящим оком". Изготовление на фабрике ассигнационной бумаги было сопряжено с соблюдением государственной тайны и происходило в атмосфере строжайшей секретности. Иностранные мастера были выписаны из-за границы тайно, засекречена была и доставка заграничного оборудования. Сама отливка бумаги происходила, так сказать, "при закрытых дверях", поскольку был тщательно оговорен определенный круг лиц, обладающих правом присутствия в производственных помещениях. Особое внимание уделялось качеству изготовляемой бумаги, которая в целях предохранения от подделок, должна была превосходить производимую в России ранее по белизне, прочности, тонкости и мягкости, а равно и не уступать английским образцам. Все это достигалось благодаря превосходному для того времени техническому оснащению мельницы, в том числе использованию специальных голландских прессов. Процесс изготовления бумаги на фабрике был ручным, или, по терминологии того времени, "черпальным". Первоначальное штатное расписание мельницы включало 30 человек помимо охраны. К моменту ликвидации фабрики личный состав работающих возрос почти в три раза и достиг 85 человек, а с учениками около 100. Весьма характерным являлось образование здесь настоящих рабочих династий, когда в процессе обучения и включения в производственную деятельность юного поколения создавалась система преемственной передачи опыта, навыков и мастерства от отцов к детям. Условия труда на государственной фабрике выгодно отличались от условий на частных предприятиях подобного рода. Создание в Петербурге Экспедиции заготовления государственных бумаг поглотило личный состав фабрики, и она прекратила свое сосуществование.