Дитятин И.И. Столетие С.-Петербургского городского общества. 1785—1885 гг. С.-Петербург, типография Шредера, апрель 1885.
Издано по постановлению С.-Петербургской Городской Думы в память дня 21 апреля 1785 года. XIII, 403 с., 1 л. портрет, 1 л. факсимиле. В издательском коленкоровом переплёте. На передней крышке - тиснённый золотом герб Санкт-Петербурга. На корешке тиснёные орнамент, заглавие и даты: «1785-1885». Орнаментальные печатные форзацы. На заднем форзаце ярлык: «Переплётная мастерская О. Кирхнера, М. Морская, 24». 26,1x16,3 см.
Это прекрасное издание было выпущено по постановлению Санкт-Петербургской думы к столетию появления манифеста Екатерины II о даровании городам России Жалованной грамоты, что, по сути дела, означало зарождение в стране местного самоуправления. За полгода до юбилея, 22 февраля 1884 года, городской голова Думы Санкт-Петербурга обратился к городским представителям со следующими словами: «Достопамятный 1785-й год представляет эпоху для городов Российской империи. Известно, что при императоре Петре Великом город не имел значения юридического лица, не составлял особой местной общины, ведающей о своих интересах и нуждах; в нём не было чисто городских учреждений, составляемых из представителей городского населения. Императрица Екатерина II по вступлении на всероссийский престол много добра от городов и их торгово-промышленного населения ждала для государства лишь в том случае, если это население «твёрдое, на добронравии и поощрении к трудолюбию основанное положение получит». В 1785 году, 21 апреля, в день рождения великой царицы, явился высочайший манифест о даровании городам Жалованной грамоты.
В этой грамоте высказывается совершенно новое понятие о городском населении: определяя городское общество, она проводит мысль, что городское население составляется из городских обывателей, не ограничиваясь исключительно торгово-промышленным сословием. Грамота создала образованную из представителей городского населения Общую городскую думу. С того времени Дума получила в своё распоряжение хозяйство города, заботу о пользах и нуждах его, хотя всё это и под контролем администрации. Не подлежит сомнению, что этот первый шаг к самоуправлению воспитал общество в правоспособности и самодеятельности». Обсудив это заявление, Дума разработала план празднования знаменательной даты, включив в него четвёртым пунктом постановление об издании «исторического обзора столетия городского общества в Петербурге». Для составления книги пригласили профессора государственного права Харьковского университета Ивана Ивановича Дитятина, автора двухтомного фундаментального исследования «Устройство и управление городов в России» (Санкт-Петербург, 1875-1877). В нём Дитятин утверждал, что московская централизация мешала развитию самоуправляющих местных обществ, и лишь екатерининские реформы превратили российское самоуправление в реальность.
Обзор истории санкт-петербургского городского общества, написанный Дитятиным за полгода, состоял из двух частей: рассказа о городских учреждениях северной столицы, возникших после издания Жалованной грамоты, и очерка развития городского хозяйства. Исследование, построенное Иваном Ивановичем Дитятиным (1847-1892) на материалах из архива Думы Санкт-Петербурга, до сих пор впечатляет своей полнотой и используется специалистами как справочное издание. Что касается неискушённого читателя, то его внимание, несомненно, привлекут приложения, содержащие «расписание доходов и расходов Санкт-Петербургской столицы» за разные годы. Из них, к примеру, можно узнать, что в 1820 году городская казна получила «с перевозов через реки и каналы - 33 537 рублей, с трактиров - 76 395 рублей, с кофейных домов -100 рублей, с извозчиков -35 513 рублей, с судов, проходящих сквозь невские мосты, для коих они разводятся -26 703 рубля, за отдачу городских пустопорожних мест под огороды - 605 рублей, с пивоварения - 50 ООО рублей, с лотерей - 5000 рублей, с торгующих иностранцев - 25 000 рублей, за рыбную ловлю -14 рублей», а всего доход города в том году составил 2 513 551 рубль 11 копеек. В это же время город оплатил расходы: «на содержание полиции и жандармского дивизиона внутренней стражи - 715 223 рубля 42 копейки, на содержание фонарной команды и освещение фонарей, с прибавочным жалованием брандмайору и брандмейстерам - 164 418 рублей, на содержание невских мостов - 100 999 рублей, на содержание городской тюрьмы и при ней лазарета - 19 443 рубля 60 копеек, на содержание народных училищ - 25 ООО рублей, на квартиры 18 повивальным бабкам -2700 рублей, на очищение грязных площадей - (3ООО рублей, на содержание городских весов - 1900 рублей». Учтена даже разовая выдача некоей жене пристава Кламмера размером в 300 рублей. Доходы Санкт-Петербурга превысили тогда расходы, и по результатам года городская казна пополнилась на 311 045 рублей 55 3/4 копейки.
Документы наглядно иллюстрируют и красноречиво утверждают то, чему, собственно, и посвящена книга и о чём мы говорим до сих пор: местное самоуправление должно покоиться на разумном хозяйствовании, подконтрольном выборным учреждениям, и на полной прозрачности местных бюджетов. Тираж издания был определён Санкт-Петербургской думой в 3000 экземпляров, но выделенных средств хватило лишь на 2000. В известной мастерской О. Кирхнера на Малой Морской был разработан эскиз издательского переплёта: строгого рисунка, из коленкора, с золототиснёным гербом северной столицы на верхней крышке. Книга предназначалась для раздачи участникам торжеств: правительственным чиновникам и представителям общественных учреждений городов России.