Снегирёв И.М. Памятники Московской древности. Москва, 1842-1845.
Monuments of the Moscow antiquity, with a sketch of monumental history of Moscow, oldest views and plans of ancient capital. The work by Ivan Mihajlovich Snegirev, member of the Imperial society of history and antiquities of Russia. With three plans of Moscow, 23 coloured plates after designs by academician F.G. Solntsev and 18 engraved plates. The edition of August of Simeon, devoted to Emperor Nikolas I. Moscow, in a printing house of August of Simeon, 1842-1845, 2 title leaves, [1], II, [4], 6, IV, CXII, 2, 358, 28, IV, II p.p. + [2] leaves. With 3 plans of Moscow and 41 mostly h/c plts., engraved by Afanasev A.A., Scotnikov Е.О., Tromonin K.J. and H. Moulin after F.G. Solntsov. A part of plates printed in Tromonin’s printing-house in St.-Petersburg, and №№ 6, 8, 9, 11-20, 23-28 and 30 — Engelman’s printing-house in Paris. Contemporary red morocco, covers and spine are richly gilt, white watered-silk endpapers, borders, all edges gilt. N.P. Khitrov’s Bindery in Moscow. Format: 30х22,5 cm. Copy on a thick paper from Ouvaroff Alexey Sergeevich's (1825-1884) library, the known Russian archeologist and the founder of Moscow Archeologic Society (МАО), the author of the monography «Research of antiquities of southern Russia and coast of Black Sea», 2 v.v., Sankt-Petersbourg, 1851. Fine copy! More ...
Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы. Сочинение Императорского общества истории и древностей российских действительного члена Ивана Михайловича Снегирева. С тремя планами Москвы, 23 картинами по рисункам академика Солнцева, отпечатанными красками и 18 гравированными и литографированными рисунками. Издание Августа Семена, посвященное Е.И.В. Императору Всероссийскому Николаю I-му. Москва, в типографии Августа Семена, при Императорской Медико-хирургической академии, 1842-1845, 2 заглавных листа, [1], II, [4], 6, IV, CXII, 2, 358, 28, IV, II cтр. + [2] листа. С 3 планами Москвы и 41, большей частью крашенными вручную, рисунками академика Ф.Г. Сонцова (Солнцева), которые гравировали знаменитые Афанасьев А.А., Скотников Е.О., Тромонин К.Я., H. Moulin. Часть графики печатана в литографии К.Я. Тромонина в Санкт-Петербурге, а №№ 6, 8, 9, 11-20, 23-28 и 30 у Энгельмана в Париже. Качество высочайшее. Первый экземпляр в красном марокеновом переплете, богато тисненный золотом на крышках и корешке. Изготовлен в переплетной мастерской московского переплетчика Н.П. Хитрова, работавшего в 1818-1855 г.г. Бордюры, муар, тройной золотой обрез. Формат: 30х22,5 см. Экземпляр на толстой бумаге из библиотеки графа Уварова Алексея Сергеевича (1825-1884), известного археолога и любителя старины, учредителя Московского археологического общества МАО, автора монографии «Исследование древностей южной России и берегов Черного моря», Спб., 1851. Второй экземпляр в красочном издательском картонаже, что на сегодняшний день составляет чрезвычайную редкость!
Библиографические источники:
1. Антикварная книжная торговля Соловьева Н.В. Каталог №100, Спб., 1910, «Редкие книги». Искусство, археология, художественные издания, Rossica, книги о Москве и Спб. и т. д., «Livres Rares», №243, 100 р. («Редкое издание!»)
2. Обольянинов Н. «Каталог русских иллюстрированных изданий», №2508.
3. Н.Б. «Русские книжные редкости», №561 («Книга достойна внимания, как по своему содержанию, так и по изданию. В полном виде встречается редко!»)
4. Бурцев А.Е. «Обстоятельное библиографическое описание редких и замечательных книг», Спб., 1901, т. V, №1890 («Книга замечательна, как по содержанию, так и по изданию!»).
В «Памятниках московской древности» содержатся очерк монументальной истории города и уникальные описания памятников Кремля, Китай-города, Белого и Земляного городов Москвы. Среди них – Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы, Чудов и Воскресенский девичий монастыри, Оружейная, Грановитая и Золотая палаты, царские терема и многое другое. В своем труде автор очень точно подметил связь историко-архитектурных памятников с культурой быта, формой правления и уровнем образования. Издание иллюстрировано планами Москвы, чертежами архитектурных памятников и рисунками известного художника, академика Петербургской академии художеств Ф. Солнцева, гравировальные работы с рисунков которого выполняли А.А. Афанасьев, Е.О., Скотников, К.Я. Тромонин. Как пишет Н.Б., «весьма замечательное сочинение, содержащее в себе подробное описание соборных и приходских церквей и церковных, а также исторических древностей Москвы. На издание этой книги московский генерал-губернатор князь Д. Голицын пожертвовал значительную сумму. Книга достойна внимания как по своему содержанию, так и по изданию. В полном виде встречается редко». Также приведет прейскурант цен на данное издание у различных книготорговцев: цена доходит до 60 рублей.
Снегирёв, Иван Михайлович (1792-1868), профессор Московского университета, известный этнограф и археолог, сын профессора того же университета Михаила Матвеевича Снегирёва. После домашнего обучения поступил в академическую гимназию при университете (1802), а в 1807 году был произведен в студенты, а в 1810-в кандидаты. Первоначальные основы своего образования и общее направление Снегирёв получил в филологической школе профессоров Буле, Матеи и Тимковского. Эта школа дала ему прочный метод для ученых исследований. В 1815 году Иван Михайлович получил степень магистра словесных наук и в следующем году сделан был преподавателем по кафедре римской словесности и древностей при Московском университете. Под влиянием своих учителей-классиков Снегирёв настолько увлекся латинским языком, что искал людей, с которыми можно бы было говорить по-латыни, а с академиком Френом завязал переписку на латинском языке. И его первые научные труды были на латинском языке из области классической филологии. Несколько позже появилась и его «Латинская грамматика» (3-е изд. вышло в 1836 г.). На этом и кончилось его увлечение классикой.
Что касается служебной лестницы: 1816 г. — преподаватель, 1819 г. — адъюнкт, с 1826 г. — экстраординарный профессор по кафедре латинского языка и затем вскоре сделан был и ординарным профессором и оставался им до 1836 года. В это время он преподавал также русскую словесность в гимназии Московского Воспитательного дома(1817-1827), а с 1828 г. назначен был цензором. Но Ивана Михайловича с ранних пор тянуло в область московской старины и русской древности вообще. В 1820 г. он был выбран в члены Общества любителей русской словесности и на заседаниях этого общества делал доклады о своих археологических и этнографических исследованиях относительно русских пословиц, праздников и суеверий. В 1827 г. он был избран в члены Московского общества истории и древностей и 7 лет подряд был секретарем этого общества. Таким образом, с самого начала 1820-х годов его интересы исследователя были направлены в область русской этнографии, которая в то время, как наука, не существовала. Не было ни научных приемов, ни подготовительных работ(т.е. задела). Работы его увенчались успехом, и к началу 30-х годов он приготовил свой знаменитый труд: «Русские в своих пословицах» в 4-х книгах и с бесконечными комментариями. Император Николай I высоко ценил эту работу Снегирева, который еще несколько раз возвращался к этому предмету с новыми объяснениями и дополнениями. Он впрочем расширил область своих исследований и обратил внимание на простонародные праздники, суеверные обряды и даже на лубочные картинки. В 1836 году он был уволен от профессуры, вследствие преобразования университета по уставу 1835 года. С этого момента Снегирев полностью отдается излюбленным работам по археологии и этнографии. Так в 1837-39 г.г. он издал свой второй знаменитый труд — «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» в 4-х выпусках. В 1840 г. Академия Наук присудила автору за его труд демидовскую премию. Как и в работе о пословицах, так и здесь, обильный материал собран был живым личным наблюдением и хождением в народ. За это сочинение Снегирев получил от Императора Николая I бриллиантовый перстень (1839). С начала 40-х годов И.М. увлекается древностями монументальными, старым русским художеством и, в особенности, памятниками московской и подмосковной старины, можно сказать, становится «певцом московской старины» и не изменяет этому до конца своей жизни. В 1844 г. выходит его третий знаменитый труд «Лубочные картинки». И здесь он первый прокладывал дорогу. За исследование русского лубка он принялся еще в 1822 году. Вскоре после этого труда Снегирев был привлечен к изданию «Древностей Российского государства», начавших выходить с 1846 года по высочайшему повелению императора Николая I. Они включают 6 отдельных тетрадей текста и 508 хромолитографированных таблиц с изображением предметов древнерусского искусства.
В этом издании им написан текст к выпускам I,IV и V. Рисунки выполнены художником и археологом Ф.Г. Солнцевым (1801-1892). В его акварелях с ювелирной точностью изображены символы государственной власти, оружие, великокняжеский, боярский и царский костюм, памятники древнерусского зодчества. Как известно, издание прекратилось в 1853 году. Недаром описывать древности российского государства было поручено Снегиреву. Как московский старожил и величайший знаток московской старины, он всю свою жизнь воспитывал в себе любовь к исследованию московских древностей и вообще истории русского быта. Никто из ученых не знал так хорошо, как он, все урочища древней столицы, никто больше его не исходил, и не исследовал до мельчайших подробностей московские церкви и монастыри. Когда решено было отреставрировать так называемые Романовские палаты, то прежде всего обратились к Снегиреву, как знатоку древностей. За эти труды ему высочайше пожалован был орден Станислава I степени. Ну а что касается издания «Памятников Московской древности», то на издание этой киги московский генерал-губернатор кн. Д. Голицын пожертвовал значительную сумму. Весьма замечательное сочинение, содержащее в себе подробное описание соборных и приходских церквей, а также церковно-исторических древностей Москвы. Все тот же тандем, что и в «Древностях российского государства»: Снегирев-Солнцев, очень строгий подбор состава граверов и литографов, качественная полиграфия в Москве, Санкт-Петербурге и Париже — гарантировало успех предпринятого издания.