Бетанкур А.А.. Описание Манежа в Москве. Спб., тип. А. Плюшара, 1819.
Description de la salle d'exercice de Moscou, par M-r de Betancourt, Lieutenant-Général au Service de S. M. Impériale, Directeur-Général des Voies de Communication, Chevalier de l'Ordre de St. Alexandre, de Santiago d'Espagne, Membre correspondant de l'Académie royale des Sciences de Paris, etc. etc. St. Pétersbourg, de l'imprimerie de P. P. Alexandre Pluchart. 1819. (Бетанкур. Описание Манежа в Москве. Спб., тип. А. Плюшара, 1819.), folio, формат: 55х41,5 см, 1 н.+12+IХ гравюр (раскр. акварелью). На титульном листе гравированная медаль с портретом Императора Александра I, на оборотной стороне медали - фасад Московского Экзерциргауза (Манежа). В тексте две гравированные виньетки. Печатная обложка: заглавие в красивой рамке. РL. I-Vue perspective de la salle d'exercice à Moscou. PL. II. Plan de la salle... PL. III. Elévation et coupe de la salle... PL. IV. Elévation de la charpente de la salle... PL. V. Vue intérieure de la salle... PL. VI. Détail de la charpente... PL. VII Coupe et élévation intérieure d'une partie de la salle... PL. VIII. Détail des portes et des entre colonnements... PL. IX. Ferme d'essai pour le comble de la salle... Полный комплект гравюр. К данному экземпляру приложена акварель: Vue grand perspective du nord de la sella d'exercice a Moscou (Вид на Московский Манеж с севера). Цельно/кожаная папка середины 19-го века с золотым тиснением по корешку, на верхней крышке суперэкслибрис. На переднем форзаце ярлыки частных библиотек, в том числе библиотеки Н.В. Соловьёва. Состояние очень хорошее (незначительная реставрация). В каталоге Н.Соловьёва №105 цена 75 руб.(!) (к примеру описание коронации Александра II в том же каталоге оцененно в 150 руб.). Отсутствует в крупнейших библиотеках! Редчайшее издание по Москве!
Бетанкур А. А. (01.02.1758 – 26.07.1824). Первый ректор (1809-1824), генерал-лейтенант Корпуса инженеров путей сообщения Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкур и Молина (А. Бетанкур) - учёный с мировым именем, энциклопедист, выдающийся государственный деятель, педагог, крупный инженер, изобретатель, конструктор, один из основоположников теории машин и механизмов, архитектор, градостроитель, строитель мостов, каналов и дорог, гражданских и строительных зданий и сооружений; член Академии изящных искусств в Мадриде, член Экономического общества Испании, член Общества земледелия в Лондоне, член Академии наук в Мюнхене, член-корреспондент Национального института Франции. А. Бетанкур родился и работал в Испании, с 1808 г. - в России. В период с 01.04.1818 г. по 02.08.1822 г. - Главноуправляющий путей сообщения; в 1816 - 1822 гг. как председатель комитета строений и гидравлических работ в Петербурге осуществлял руководство строительством выдающихся архитектурных ансамблей в центральной части города. Под его началом построены комплекс зданий Экспедиции изготовления государственных бумаг, Монетный двор в Варшаве, Манеж (без внутренних колонн) в Москве (совместно с инженером Треттером Карбониером); комплекс зданий Нижегородской ярмарки (главного дома и 60 корпусов Гостиного двора с системой водоснабжения), что позволило перенести Макарьевскую выставку в Нижний Новгород; первый постоянный мост через Малую Невку (1813 г.), мосты на Московском шоссе, в Петергофе и Туле; Таицкий водопровод. При его участии созданы технические средства (леса и подъёмные механизмы) для возведения колонн Исаакиевского собора, Александровской колонны на Дворцовой площади; многоковшовый экскаватор для очистки Кронштадского порта 4 машины для Александровской хлопчатобумажной мануфактуры (в Павловске); усовершенствовано производство вооружения на Тульском оружейном и Казанском пушечном заводах.
По проекту Бетанкура в 1821 году был сооружён более совершенный плашкоутный мост через Неву и береговые устои. В память об этом на Университетской набережной установлена стела с именем А Бетанкура. Бетанкуром созданы научные основы образования инженеров путей сообщения по учебному плану, объединившему общенаучную, общеинженерную и специальную подготовки в одном вузе, предусматривавшему наряду с теоретическим обучением работы в мастерских, чертёжные работы, дающие навыки проектирования, практику строительных работ. Впервые учебный план высшего технического учебного заведения включал такие дисциплины, как высшая математика и начертательная геометрия. В 1820 году по инициативе Бетанкура были открыты Школа кондукторов путей сообщения и Военно-строительная школа подготовки младших специалистов строителей и десятников, мастеров, чертёжников для ведомства путей сообщения, что положило начало государственной системе специального среднетехнического образования в России, сложившейся только в конце XIX в.
При Бетанкуре созданы библиотека (открыта в 1810 г.) и музей Института (1813 г.), непрерывно появлявшиеся многие годы; изданы первые учебники и учебные пособия на французском и русском языках ("Основания начертательной геометрии" и "Начальные основания аналитической геометрии" Севастьянова, "Дифференциальные исчисления" Базена, "Основания механики" Дестрема, "Курс теории построения машин" Чижова, "Высшая геометрия в пространстве" Майорова и др.). Основные научные труды А.А. Бетанкура: "О расширительной силе паров" (Париж, 1790); "О новой системе внутреннего судоходства" (Париж, 1807); "Руководство к составлению машин" (совместно с Х. М. Ланцем, Париж, 1808 г., 1-е издание;1819 г., 2-е издание; 1840 г., 3-е издание, посмертное). Бетанкур оставлял при Институте лучших выпускников и готовил из них будущих профессоров (Севастьянов, Готман, Рерберг, Рокасовский, Волков, Адам), способствовал расширению строительства путей сообщения, формированию в Институте прогрессивных взглядов на общественное развитие России, подготовил 150 инженеров путей сообщения. Им создано множество действующих инструментов и моделей(макетов подъёмных механизмов - кабестанов, лебёдок), мостовых ферм, строительных конструкций, использовавшихся в учебном процессе. Похоронен в 1824 г. в Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище и перезахоронен в 1979г. в Некрополе Александро-Невской лавры.