Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 1313 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Тромонин К.Я. Достопамятности Москвы. Тетр. 1-7. Издание Корнилия Тромонина, Москва, в типографии Августа Семена, 1843-1845.

Первые две тетради — в лист, следующие пять — в четверть листа. Фронтиспис, литографированный в три тона с золотой или серебряной декоративной рамкой (в нашем варианте рамка отпечатана серебром) с изображением Кремля, старика и мальчика, показывающего рукой на Москву. Наверху надпись: «Лета 6655-1147, апреля 4, в пяток, на похвалу Богородицы, князь Георгий Владимирович сотворил пир на весь мир». Внизу — другая надпись: «Заглавный лист к Достопамятностям Москвы». Сочинил и гравировал в своей литографии К. Тромонин. 1842, декабря. Далее идет настоящий гравированный заглавный лист с древне-славянскими буквами и золотой вязью: «Достопамятности Москвы, издаваемые под покровительством Его Светлости князя Дмитрия Владимировича Голицына». Далее идет лист со вступительным словом на русском и французском языках Корнилия Яковлевича Тромонина. Цензор И.М. Снегирев. Издание выходило выпусками долгих три года, которые потом были сброшюрованы вместе или частично, какие-то выпуски распродались раньше других, что наложило отпечаток на их последующую комплектность. У нас полный комплект текста и титулов. Всего в нашем экземпляре 78 иллюстраций (из 107 по Обольянинову и из 108 по Бокачеву). Полного не существует даже в крупнейших библиотеках страны. Так у Остроглазова было 74 рисунка, у Геннади —73 без части текста, у Н.Б. — 68 рисунков, у Березина-Ширяева — только 8. Чрезвычайная редкость! Книга-легенда 19-го века! Пользовалась бешенной популярностью у коллекционеров дореволюционной закваски. Полностью отсутствует в книгопродавческих каталогах. Цена на хорошие экземпляры доходила до 400-500 рублей.

 

Библиографические источники:

1. Шибанов П.П. «Ищем купить. Our Desiderata». Москва, «Международная книга», 19, №316 (хотел купить за 50 рублей!).

2. Геннади Г.Н. «Русские книжные редкости», Спб., 1872, №183.

3. Остроглазов И.М. «Книжные редкости». Москва, «Русский Архив», 1891-92, №52.

4. Н.Б. «Русские книжные редкости», Москва, 1902, №626 — большая редкость!

5. Обольянинов Н. «Каталог русских иллюстрированных изданий. 1725-1860». Спб., 1914, №2702.

6. Бокачев Н. «История русских земель и городов», Спб., 1896, №498.

7. Лазаревский Ив. «Среди коллекционеров», Пг., 1917, стр. 11.

8. Книга в России, т. 2, Москва, ГИЗ, 1925, стр. 415-418.

9. Обольянинов Н. «К.Я. Тромонин, его издания и собственные работы». Русский Библиофил, Спб.,1912, № 4, стр. 38-52.

10. Заболотских Б. В. «Русская гравюра». Москва, 2000, стр. 132-135.

Молчат гробницы, мумии и кости,

Лишь Слову жизнь дана.

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте их беречь,

Хоть в меру сил: в дни злобы и страданья

Нам дар бессмертный — речь.

[И.А. Бунин]

Более полное описание тетрадей:

Тетрадь 1: 2 стр. изъяснения к 1-й тетради, 13 л.л. гравированных рисунков. В мягкой издательской гравированной папке-обложке оранжево-черных оттенков. Формат: 44х30 см.

Тетрадь 2: 2 стр. изъяснения ко 2-й тетради, 8 л.л. гравированных рисунков. В мягкой издательской гравированной папке-обложке зелено-черно-стальных оттенков. Формат: 50х30 см.

В одной картонажной папке того времени находятся остальные 5 тетрадей:

Тетради 3, 4: Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич Всея Руси. 1-8 стр. текста.

Лицевые изображения конца XVI столетия. 9-16 стр. текста. 23 л.л. раскрашенных лицевых изображений. О начале книгопечатания в России. 17-24 стр. текста с рисунками филиграней на бумаге первого Апостола 1564 года. Пушка Анагр. Пушка Царь. Знамя князя Пожарского. Пушка Единорог. Письмо царя Феодора Алексеевича. Савва Туптало. 25-40 стр. текста.

Тетрадь 5, 6: Церковный обряд, совершаемый в вербную неделю при царе Михаиле Феодоровиче. (из Олеария). Замечание о слове Кремль. Покровский Собор и Лобное Место в Москве при царе Михаиле Феодоровиче. Прием послов голштинских царем Михаилом Феодоровичем. Русские времен царствования Михаила Феодоровича. Успенский Собор и Ивановская колокольня. Мортира Первого самозванца. Патриархи Московские и Всея России. Прибавления. 41-80 стр. текста.

Тетрадь 7: Письмо и герб Патриарха Никона. Ладанница. Церковь Троицкая. Симон Федоров Ушаков. О старинном русском платье. Происшествия 1812 года. Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский. Прибавления. 81-128 стр. текста и образцов писем, причем стр. 97-128 литографированны.

Среди большого числа русских самоучек и замечательных людей, совершенно забытых и почти никому неизвестных внимание невольно останавливается на Корнилии Яковлевиче Тромонине (умер в большой бедности в Москве в 1847 году), ввиду множества его работ, встречающихся в самых разнообразных изданиях 40-х годов, а также в его собственных изданиях, крайне редких и весьма интересных с художественной стороны. Биографические сведения о Корнилии Яковлевиче весьма скудны. Энциклопедии наши сообщают, что Тромонин К.Я. — писатель и издатель по части художеств и древностей, рисовальщик и гравер на камне, любитель, был близок к Снегиреву и Погодину, когда родился никто не знает — известна лишь дата смерти. Изобрел печатание несколькими красками с литографского камня. Но на изобретение Тромонина не обратили тогда никакого внимания, и его хромолитография не была поддержана крупными заказами. Но работы его на почве русской старины и графики потрясают:

1. Достопамятности Москвы. Издание Корнилия Тромонина, Москва, в типографии Августа Семена, 1843-1845. 7 тетрадей. 108 plts. В лист и в четверку. Супер редкость первой величины! В те далекие времена попадались экземпляры до 72 рисунков, в наше время не попадается вообще!

2. Изъяснение знаков, видимых в писчей бумаге, посредством которых можно узнать, когда написаны или напечатаны какие-либо книги, грамоты, рисунки. Собрал и издал Корнилий Тромонин. М., 1844. 131 plts. В четверку. Вряд ли кто из современных книжников встречал этот альбом.

3. Художественный литографированный альбом. Издан трудами и тщанием любителей изящных искусств и иждивением Корнилия Яковлевича Тромонина. Москва, 7 апреля 1846. День праздника Светлого Христова Воскресения. 2 т.т., 15+18 plts. В четверку. Большая часть литографий этого крайне редко встречающегося альбома очень хороши по исполнению. Известен лишь один полный экземпляр, находящийся в РНБ в Санкт-Петербурге.

4. Очерки с лучших произведений живописи, гравирования, ваяния и зодчества, с кратким описанием и биографиями художников. Издание Корнилия Яковлевича Тромонина. М., 1839. 86 plts. , 7 из которых были повторены через 5 лет в Достопамятностях. В четверку. Чрезвычайная редкость!

5. Архитектурный альбом, представляющий отличнейшие геометрические фасады соборов, монастырей, церквей и т.д. столичного града Москвы. Составлен при комиссии для строений в Москве. Москва, 1832. т.т. 1-2. 32+32 plts. Oblong четверка. Попадались раньше и иллюминированные экземпляры, цена которых доходила до 150 рублей!

6. Правила составления орнаментов, примененные к разным искусствам. Москва, 1839. Литографировал К. Тромонин. 17 plts. Folio. Литографированные обложки с виньеткой. Чрезвычайная редкость!

7. Краткое описание Московского первоклассного общежительного Симонова монастыря. Москва, 1841. 5 plts., 3 из которых повторены в Достопамятностях. В четверку.

8. Гран-пасъянс для детей. Сочинил Корнилий Тромонин. Литографированная папка. Москва, 16 декабря 1841. В двенадцатую часть листа. 1 складной раскл. Лист с 10-ю с. изображений.

9. Иванчин-Писарев Н. «Прогулка по древнему Коломенскому уезду». Москва, 1843. 7 plts., из них 2 работы Тромонина. В восьмерку.

10. Снегирев И.М. Памятники Московской древности. Москва, 1843. знаменитый раскладной и раскрашенный план Москвы-Moscovia и литография «Коронный парамонд» работы Корнилия Тромонина. В четверку.

11. Легчайшее руководство для узнания в каждом из прошедших и будущих годов числа Пасхи Христовой и переходящих праздников. Составил Корнилий Тромонин, соревнователь и художник Императорского Московского Общества Истории и Древностей. Москва, 1842. Таблицы и обложки исполнены К. Тромониным. В восьмерку.

12. Снегирев И.М. Путевые записки о Троицкой Лавре. Москва, 1840. Вид монастыря 17-го столетия работы К. Тромонина. В восьмерку. И т.д.

Что касается приоритетов. Как известно, принцип хромолитографии прост. Для получения цветного изображения на литографических камнях подготавливаются отдельные печатные формы какого-то одного цвета. Потом они поочередно накладываются на лист с рисунком. Цветовая гамма может быть самая различная. Начало печатания красками в России положил художник-самоучка Корнилий Яковлевич Тромонин. Владелец литографии в Москве, он в 1833 году выполнил по заказу «Общества Истории и Древностей Российских» цветное изображение великого князя киевского и черниговского Святослава II Ярославича (1027-1076) с супругой и сыновьями, передав с возможной точностью колорит старейшей отечественной миниатюры, содержавшейся в «Изборнике Святослава» — рукописном памятнике XI века. Данный лист попал и в Достопамятности Москвы. У нас он присутствует в двух экземплярах. На современный взгляд, тромонинская гравюра несколько тускловата по краскам, сам рисунок довольно расплывчат. Но не следует забывать, что это был первый опыт отечественного хромолитографирования.

В последующем, усовершенствуя свой метод цветного печатания, Тромонин довел число используемых красок до тринадцати. Именно столько цветов различается в отпечатанной им в 1846 году литографии «Чудотворец Николай» для второй тетради «Художественного альбома». К сожалению, эта работа оказалсь последней самобытного мастера-гравера. В 1847 году К.Я. Тромонина не стало. Отчего-то остался мало замеченным Тромонин и Ровинским, странно, потому что объективно это Мега-звезда на набосклоне отечественной графики. Ровинский в своем капитальном Словаре граверов, тщательно описывая все отдельные листы и рисунки в книгах самых второстепенных граверов, о Тромонине говорит лишь общее: «издал Знаки писчей бумаги…». Всего 13 укороченных строк. С этим незаслуженным игнорированием своих трудов и заслуг Тромонину, очевидно, пришлось сталкиваться и при жизни, так как в предисловии к Художественному литографированному альбому 1846 года он сам говорит:

«Одна любовь к искусству руководила при составлении этого альбома, и, поэтому, здесь никто не думал ни соперничествовать, ни меряться силами дарований. Никогда так не оживляются искусства, как в то время, когда между художниками общая любовь и единодушие. Начнем сближаться с этого, если угодно, и пойдем далее вместе…». Или вот еше: «Вот еще одно приношение мое Московскому художеству, еще одно пожертвование от скудного состояния. Не ропщу на невознаграждение издержек, но сокрушаюсь духом на невнимание многих, именующихся художниками, и отказывающихся от участия в деле общественном. Видим и вэтом случае не столько чистой любви к искусству, сколько к выгодам жизни. Из московского художественного класса нет ни одного, участвующего в Художественном Альбоме». После этого обращения в Москве образовался кружок «любителей изящных искусств» во главе с Тромониным, члены которого приняли личное участие в его изданиях. Громадное большинство работ Тромонина исполнено так называемой литографией пером и очерком. В этих двух видах он достиг такого совершенства, что иногда трудно различить, гравюра ли это на меди или литография очерком. Замечательно также хороши копии, исполненные с древних рукописей, церковно-славянских миниатюр, гравюр и т.д.; в них видно сразу и знатока-археолога, и высоко-художественного исполнителя. Корнилий Яковлевич состоял членом соревнователем Московского Императорского Общества Истории и Древностей и числился при нем художником; он участвовал в изданиях этого общества, исполняя рисунки и литографируя их на камне.

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?