Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 274 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Чехов А.П. В сумерках. Очерки и рассказы. Спб., 1887.

Ан. П. Чехов. В сумерках. Очерки и рассказы. Издание А.С. Суворина. Санкт-Петербург, типография А.С. Суворина, 1887. [4], 278 стр. Тираж 1500 экземпляров. В темно-зеленом марокеновом переплете паровой мастерской Н.В. Гаевского с тиснением золотом на крышках и корешке. Тройной золотой обрез. Тисненная золотом дублюра. Форзацы — белая мелованная муаровая бумага. Экземпляр из библиотеки Аничкова дворца и Императора Александра III (1845-1894) с суперэкслибрисом на крышках, красным чернильным оттиском на титуле, экслибрисом на переднем форзаце и оттиском библиотеки на пустом бланке перед титулом. Формат: 17х11 см. Третий сборник рассказов Антона Павловича Чехова. Первое издание. Посвящен Д.В. Григоровичу. 7 октября 1888 года Антону Павловичу была присуждена половина Пушкинской премии (500 р.) за него. Редкость в таком виде!


 

Библиографическое описание:

1. Смирнов–Сокольский Н. «Моя библиотека», т. 1, М., «Книга», 1969. №1227 — экземпляр с автографом замечательному артисту московского Малого театра Александру Павловичу Ленскому.

2. The Kilgour collection of Russian Literature (1750 – 1920). Harvard & Cambridge, 1959, №228.

3. Масанов И.Ф. «Библиография сочинений А.П. Чехова», М., Унив. Тип., 1906, стр. 21.

4. Мезиер А. В. «Русская словесность с XI по XIX столетия включительно». Часть II. С-Петербург, типография Альтшулера, 1902, № 19893, стр. 450.

5. «Летопись жизни и творчества А.П. Чехова». Т.1 (1860 – 1888). Москва, «Наследие», 2000, стр. 321.

6. Книги и рукописи в собрании М.С. Лесмана. Аннотированный каталог. Москва, 1989 — только 7-е издание!

Третий, отмеченный Пушкинской премией, прижизненный сборник рассказов А.П. Чехова. Напряженная работа, стремительный творческий рост, зловещее кровохарканье заставляли Чехова остро ощущать неумолимый бег времени. 4 апреля 1886 года, вскоре после получения первых писем от Григоровича, Антон Павлович пишет В.В. Билибину: «Батенька, неужели нам уже скоро 30 лет? Ведь это свинство! За 30-ю идет старость...» Схожие мысли приходят к нему и чуть позднее. Брату Александру Павловичу признается: «Вообще чувствую собачью старость. Едва ли уж я вернусь в газеты! Прощай, прошлое! Буду изредка пописывать Суворину, а остальных, вероятно, похерю». В начале 1886 года Антон Павлович получает приглашение от А.С. Суворина, издателя газеты «Новое время», где в феврале 1886 года и появляется рассказ «Панихида», который по просьбе редакции Чехов подписывает наконец–то своей настоящей фамилией. Это событие знаменовало собой долгий и плодотворный период дружбы и сотрудничества писателя и издателя, продлившийся до января 1899 года. Начиная с 1887 года почти все книги Чехова выходили у Суворина: «В сумерках», «Рассказы», «Хмурые люди», «Пестрые рассказы» посл. изданий, «Палата №6, «Детвора», «Каштанка», «Мужики», «Пьесы»… Не слишком большими тиражами, как было принято тогда, они издавались и переиздавались почти ежегодно. Малый удобный формат, отличная бумага — все это обеспечивало спрос. Россия по этим книжечкам узнала Чехова. В марте 1887 года, после возвращения из Петербурга, Антон Павлович занят подготовкой нового сборника рассказов и включает в него 16 произведений. Это «Мечты», «Ведьма», «Агафья», «Враги», «Кошмар» и др. рассказы ранее публиковавшиеся в «Новом времени», и уже 18 марта он сообщает А.С. Суворину, что ему отпрвлены 16 рассказов для новой книги. Под названием «В сумерках» сборник выходит 2 августа того же года тиражом 1500 экземпляров и посвящается Д.В. Григоровичу (Объявление в «Новом времени» №4104). 7 октября 1888 года Антону Павловичу была присуждена половина Пушкинской премии (500 р.) за него. Немалую роль в этом событии сыграл А.С. Суворин. Позднее В.В. Розанов вспоминал:

«Совершенно исключительна была какая-то нежная любовь Суворина к Чехову: в литературном мире давнем и новом, он больше всех любил его. Чехов останавливался у Сувориных в Петербурге, гостил на феодосийской даче. В обществе Суворина путешествовал по Европе …».

 

К этому времени сложилась система эстетических воззрений Антона Павловича, его философия творчества, от которой впоследствии Чехов никогда не отступал. Библиотечный штемпель Аничкова дворца «ставился на титульном листе внизу или справа внизу. Иногда сопровождался в правом верхнем углу штампом, которым помечались книги, принадлежавшие Императору Александру III». Но в нашем случае, штемпель библиотеки поставили на пустом бланке перед титулом, потому что на титульном листе поставили личный штемпель самого Императора Александра III. В 1817 голу Аничков дворец принадлежал Великому Князю Николаю Павловичу (после его восшествия на российский престол он стал называться «Собственный его Императорского Величества дворец»). Начиная с Императора Николая I в этом дворце жили и все престолонаследники, а Александр III сделал его своей постоянной резиденцией. Мнение наших историков о том, что из российских монархов Александр III был наименее образован и духовно развит, не выдерживает критики. Именно при нем отечественная культура и наука переживали стремительный подъем. Его правление трудно оценить однозначно положительно, при нем процветали оголтелый шовинизм и национализм. С другой стороны, именно Александр III был прозван «миротворцем», он учредил государственные крестьянский и дворянский земельные банки, распространение получили церковно-приходские школы, была отменена подушная подать, открыт первый в Сибири Томский университет, построена Сибирская железная дорога. Как отмечают прогрессивные отечественные историки, «Александр III дал России 13 лет непрерывного мира и благоденствия. Это было редкое царствование, в течение которого государственный меч ни разу не вынимался из ножен, и пахарь не привлекался от возделываемого поля жатвы на поле кровавой брани». Поэтому нет ничего удивительного, что в Его библиотеке оказался сборник рассказов Антона Павловича. Как известно, Император Николай II также был приверженцем Антона Павловича. В книге «Моя библиотека» Н.П. Смирнова-Сокольского за №1229 описаны 5 томов из 15-ти томного собрания сочинений Чехова из библиотеки Николая II в богатых темно-синего сафьяна переплетах с муаровой подбивкой, изготовленных переплетной А.Ф. Маркса для личной библиотеки Императора. На верхних крышках переплета — суперэкслибрис: корона и вензель. Александр III коллекционировал предметы искусства, особенно живопись, предпочитая батальные картины и портреты, но более всего иконопись. По его инициативе в Петербурге был открыт Русский музей, в который он передал собрание русской живописи из Императорского Эрмитажа. В честь Александра III был назван также Музей изящных искусств в Москве (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина), основанный профессором Московского университета И.В. Цветаевым (вся царская семья принимала активное участие в финансировании строительства этого музея). Царь любил музыку и великолепно играл на валторне. Он оказывал материальную поддержку П.И. Чайковскому, творчество которого высоко ценил. Мемориальная библиотека Александра III хранилась в трех местах: в Аничковом дворце (около 9900 томов), Царскосельском Александровском дворце (книги и альбомы по искусству и графические материалы) и Гатчинском дворце (журнальная часть книжного собрания). В память Александра III были сооружены два известных памятника. Один, работы князя Паоло Трубецкого, был поставлен на Знаменской площади перед зданием Московского вокзала в Петербурге (он чудом сохранился после Октябрьской революции в запасниках Русского музея) и сейчас установлен вместо ленинского броневика во дворе Мраморного дворца. Другой, изготовленный по проекту А.М. Опекушина, стоял перед храмом Христа Спасителя в Москве, но был уничтожен по большевистскому декрету «О монументальной пропаганде». Самым положительным в царствовании Александра III, прозванного «миротворцем», была приверженность мирной политике. В то же время все историки отмечают национализм, доходящий до шовинизм. А.С. Скотт — автор известной книги «Романовы: Царская династия. Кто они были? Что с ними стало?» — пишет: «Антисемитизм был повсеместно распространен в царской России и проникал во все слои общества, провозглашался церковью и практиковался полицией. ... русский антисемитизм не менее отвратителен, чем любой другой. Следует, однако, отметить, что два русских царя (Александр III и Николай II) не выделялись антисемитизмом, а лишь разделяли антисемитские взгляды, распространенные в Российской империи (и по всей Европе, где имелось сколь-нибудь заметное еврейское население)». Умер Император-миротворец 20 октября 1894 г. в Ливадии от болезни почек. Похоронен в Санкт-Петербурге в Петропавловском соборе.

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?