Марголина, Марьям. Сказочки для маленьких детей. («Mayselekh far kleynike kinderlekh»). Рис. Иссахар-Бер Рыбак.
3 книжечки с одинаковым названием, размером и в одинаковых обложках. Пг., Еврейская секция «Наркомпроса»,1922. 24 с. с ил. Текст на идиш. В издательской цв. лит. обложке. Oblong. 21,5х27,5 см. Второе издание было отпечатано в Берлине в том же 1922 г. Чрезвычайная редкость!
В 1922 г. педагог Мирьям Марголина (впоследствии один из создателей дошкольного образования в Израиле) и художник Иссахар-Бер Рыбак создали несравненные «Маленькие сказки для маленьких детей». На самом деле в 1922 году Еврейская секция «Наркомпроса» выпустила три книги Мирьям Марголин на идише: «Сказочки для маленьких детишек» («Mayselekh far kleynike kinderlekh») с иллюстрациями и обложками, оформленными Иссахаром-Бер Рыбаком. Эти книги служили книгами для чтения в начальных школах, в которых языком преподавания был идиш. Книги предназначались для детей, которые только научились читать. Содержание трех книг разное, но название, размер, внешний вид и обложка одинаковые. Эти 3 книги, в чем-то очень традиционные, были в тоже время абсолютно новаторскими. Простодушные рассказы о жизни еврейских девочек и мальчиков, написанные М. Марголиной, отчетливо ориентированы на традицию «Азбуки» Льва Толстого.
Мирьям Марголина (1896-1968) была дочерью известного еврейского газетного издателя и получила прекрасное образование. В 1924 году она эмигрировала в Израиль и всю жизнь занималась дошкольным детским образованием. Иллюстрации Рыбака, «детские» рисунки взрослого художника, заложили основы новой традиции, которой еще предстояло сыграть большую роль в художественной истории ХХ в. Иссахар Рыбак, который прекрасно знал теорию и практику авангарда, использовал этот стиль в своих работах, сочетая его с другими идеями, которые сформировались в контексте «новой» еврейской культуры и нового еврейского искусства. Иллюстрации создают что-то типа «визуального» текста и изображены таким образом, что их содержание понятно и без текста.
Программным моментом для еврейских авангардистов, группировавшихся вокруг киевской Культур-Лиги (как и вообще для русского авангарда), было обращение к народному искусству, к примитиву. В тоже время для молодых еврейских художников народное искусство обладало не только эстетической ценностью, но и служило орудием решения национально-культурных задач, важнейшей из которых было создание новой детской книги как инструмента создания «нового еврея». Наряду с фольклорным искусством в качестве источника для книжной графики выступало и детское творчество. Оно отражает главную идею - показать магию «идишкайта», вовлеченного в поток духовной эмансипации, возрождения национального самосознания у еврейских художников Украины, Белоруссии, Польши. Натану Альтману, когда он летом 1913 года копировал резные надгробия на еврейском кладбище в Шепетовке, казалось, что образы этих камней, созданные некогда народными мастерами, перекликаются с ассирийскими скульптурами, с древней восточной традицией. При этом, говоря словами творца конструктивистских «механофактур» Хенрика Берлеви, «художники-евреи приняли участие в борьбе народных масс за социальное равенство, осуществляя на самом деле «контр-эмансипацию»... Теоретики Культур-Лиги сближали детское творчество с народным искусством, видя в них проявление коллективного бессознательного. Блестящим воплощением этих теорий стали иллюстрации Рыбака – одно из первых в мировом искусстве обращений к языку детского творчества в профессиональной художественной работе. В отличие от художников и писателей «первого русского авангарда», которые обращались к взрослой публике, Иссахар Рыбак обращался к молодому поколению, и его «детские» рисунки являются первой попыткой оформления детской книги такого рода в таком стиле. Это считается беспрецедентной попыткой, в силу своей последовательности и мировоззрения. Благодаря иллюстрациям Иссахара Рыбака, «Mayselekh» не только вошли в историю, но и считаются сегодня одним из наиболее впечатляющих достижений рисунка «Еврейского Ренессанса» первой четверти 20-го века.
Рыбак, Иссахар-Бер (1897, Елисаветград — 1935, Париж) — российский еврейский художник, живописец, график и декоратор. Во многих зарубежных изданиях, посвященных Парижской школе, наряду с такими признанными лидерами авангарда, как Пикассо, Модильяни, Шагал и Сутин, упоминается художник с древним еврейским именем и славянской фамилией — Иссахар-Бер Рыбак. Уже не один год этот мастер весьма высоко котируется на европейских аукционах, однако в Украине, где он родился и вырос, его творчество известно пока немногим. Поколение художников, к которому принадлежал Иссахар Рыбак (иногда на украинский лад его именуют Захаром), выросло в переломное время, когда процессы модернизации, затронувшие еврейство Восточной Европы, освободили долго сдерживаемые импульсы и породили качественно новые национально-культурные реалии. Эти люди нашли в себе решимость и силы вырваться из глухой провинциальной среды, но, тем не менее, никогда не забывали своих корней. Смелые творческие искания этих художников, проходившие под знаком создания еврейского национального стиля, вылились в удивительную многоцветную палитру и оставили яркий след в истории современного искусства. Иссахар Рыбак родился в 1897 г. в Елисаветграде (ныне Кировоград), уездном городе Херсонской губернии, находившейся в пределах печально известной «черты оседлости». Захолустный Елисаветград очень напоминал обычное еврейское местечко — штетл, хотя евреи составляли меньше половины его населения. В бедной многодетной семье Рыбаков не одобряли увлечения рисованием, очень рано проявившегося у самого младшего из сыновей. Тем не менее, в 10‑летнем возрасте, еще до окончания хедера, Иссахар стал посещать вечерние курсы рисования для рабочих, открывшиеся при местной металлообрабатывающей фабрике. Всю жизнь Рыбак с благодарностью вспоминал своего первого учителя, выпускника Петербургской Академии художеств Ф. Казачинского, сразу увидевшего в нем задатки большого таланта. По рекомендации Казачинского одаренный подросток в 1908 г. поступил на новые двухгодичные курсы, созданные в Елисаветграде для подготовки квалифицированных художников-рабочих. Такое своеволие привело к конфликту с отцом, а спустя год Иссахар вообще оставил родительский дом. Зарабатывая себе на жизнь, он вместе с артелью кустарей-маляров расписывал сельские церкви на Херсонщине. С 1911 г. Рыбак учился в Киевском художественном училище, одновременно занимаясь в студии А. Мурашко, и у кубофутуристов А. Экстер и А. Богомазова. Именно тогда он вошел в круг молодых художников, таких как Б. Аронсон, Л. Лисицкий, С. Никритин, И. Кац (больше известный как Мане-Кац), И. Рабинович, А. Тышлер и Н. Шифрин, которых объединяла мечта о национальном еврейском изобразительном искусстве. В 1915–1916 гг. Рыбак вместе с Лисицким путешествовал по Украине и Белоруссии с целью обследования деревянных синагог и изучения еврейского народного искусства, еще процветавшего в дремучих уголках «черты оседлости». Закончив в 1916 г. художественное училище, Рыбак остался в Киеве и вскоре стал одним из активных действующих лиц эпопеи, вошедшей в историю как «ренессанс еврейского искусства».
Будучи сторонником «левых» взглядов, молодой художник охотно принял революцию 1917 г. и с головой окунулся в еврейскую культурную жизнь. Рыбак был в числе создателей еврейской театральной студии (работал в ней декоратором), филиала Еврейского общества поощрения искусств, художественной студии для взрослых и детей, а когда в начале 1918 г. в Киеве была учреждена Культур-Лига, вступил в ее художественную секцию. В секции собрались убежденные сторонники создания еврейского национального стиля, соединяющего формальные принципы народного искусства с художественными открытиями и формами авангарда, прежде всего кубизма и конструктивизма. В 1919 г. совместно с Аронсоном Рыбак опубликовал статью «Пути еврейской живописи». Фактически это был манифест еврейского художественного авангарда, пронизанный пафосом борьбы за создание нового искусства,созвучного бурному времени. «Еврейские художники, — писали авторы статьи, — ощущают свое родство с современными новаторами, выдвинувшими принципы абстрактной живописи, ибо только в абстрактном творчестве возможно достичь воплощения собственного национального чувства формы». В ранний период творчества Рыбак находился под влиянием как кубизма, так и народного искусства, примитива. В ряде картин тех лет заметно его тяготение к плоскостной трактовке изображения, к нарушению пропорций, заострению и гиперболизации форм («Синагога в Шклове», «Штетл», «Старая синагога», 1917; «Овальная композиция», 1918; «Портрет писателя», «Старый еврей», 1919). Вместе с тем, живопись Рыбака глубоко эмоциональна, лишена присущего «чистому» кубизму бесстрастного, холодного стилизаторства. Многие произведения отражают трагическое мироощущение художника, остро реагирующего на окружающую действительность («Моя деревня», «Деревенские музыканты», «Старая пара», 1917; «Накануне погрома», 1918; серия акварелей «Погром», 1918). В 1919 г., когда к Киеву подходили белые, Рыбак перебрался в Москву. Там он работал в Свободных художественных мастерских, рисовал плакаты, оформлял революционные праздники, водил экскурсии по музеям.
В начале 1920 г. Рыбак с присущим ему энтузиазмом руководил подготовкой Первой еврейской художественной выставки в Киеве, имевшей громкий успех, но уже в следующем году оказался в Берлине. На родине его ничего не удерживало: отец погиб от рук погромщиков, мать умерла, а Культур-Лигу со всеми ее структурами фактически прибрали к рукам большевистские функционеры. В Берлине Рыбак примкнул к авангардистскому объединению «Novembergruppe» («Ноябрьская группа»), принимал участие в совместных выставках, а также был экспонентом «Берлинского Сецессиона». В 1923 г. в галерее «Der Sturm» состоялась его первая персональная выставка, вызвавшая большой интерес у немецкой критики. Кроме того, в Берлине Рыбак издал два альбома литографий — «Местечко. Мой разрушенный дом. Воспоминания» (1923) и «Еврейские типы Украины» (1924), выполнил иллюстрации к детским книгам Л. Квитко («Птицы», «В лесу»), Б. Смоляра («Детский мир») и М. Марголиной («Сказочки для маленьких детей»). В 1924 г. художник снова посетил Москву, где работал над костюмами и декорациями к спектаклю Белорусского государственного еврейского театра «На покаянной цепи». В следующем году он оформил две постановки Украинского государственного еврейского театра в Харькове («Пуримшпиль», «В огне»), после чего совершил двухмесячную творческую поездку по еврейским земледельческим колониям своей родной Херсонщины. Впечатления от изменений в жизни евреев, наступивших после революции, нашли отражение в альбоме рисунков «На еврейских полях Украины», изданном затем в Париже. Обосновавшись в феврале 1926 г. в столице Франции, Рыбак довольно быстро занял видное место в интернациональном художественном сообществе, известном ныне как Парижская школа. Уже в 1927 г. он принял участие в Осеннем салоне, одной из крупнейших периодических выставок современного искусства во Франции.
В 1928 г. художник провел персональную выставку в галерее «Montparnasse», показывал свои произведения в галереях «Aux Quatre Chemins» и «D’Art Contemporain». В том же году он участвовал в большой выставке «Современное французское искусство» в Москве, где его работы экспонировались в русском отделе. В парижский период произошли существенные изменения в творческой манере Рыбака: исчезают как кубистические влияния, так и трагическая надломленность, проявляется тяготение к непосредственному изображению натуры. Картины наполняются новыми образами, насыщаются то мягкими лирическими нотками, то сложной драматической экспрессией, а цветовая гамма становится более светлой, спокойной, оптимистической. Но, как и прежде, в центре внимания Рыбака остается еврейское местечко с его самобытной духовной культурой и традиционным, веками выработанным укладом жизни. Известный французский критик В. Жорж под впечатлением от выставки художника в галерее «Montparnasse» (1928), писал: «Рыбак — мечтатель… который превращает тряпье и лохмотья в роскошную парчу, а маленького оборванного нищего — в легендарного принца… Унылые местечки Восточной Европы загораются интенсивным свечением, и их грязные дворы расцветают богатым ковром, вытканным шелковыми нитями. Временами в стремлении усилить психологию он преувеличивает в направлении к гротеску, но никогда не к карикатуре. Вы всегда видите его любовь к бедному старому миру, в котором он провел годы своего детства». Обладая феноменальной зрительной памятью, острой наблюдательностью и проницательностью, Рыбак особенно любил писать портреты и жанровые композиции. Изображая своих персонажей в привычной для них обстановке, он всегда умело выбирал те моменты, когда наиболее полно раскрываются человеческие характеры («Возвращение рыбака», «Два музыканта», «Жених и невеста», «Сваха», «Свадьба», «Скрипач», 1930–1933). В таких произведениях с необыкновенной силой проявлялась душевная чуткость и деликатность художника, многое повидавшего в своей жизни, но сохранившего неисчерпаемый запас нежности и светлого чувства. Несомненно, в Париже Рыбак испытал влияние таких мощных, креативных фигур авангарда, как М. Шагал и Х. Сутин. В своем горячем стремлении запечатлеть и сохранить живую духовную традицию еврейской культуры он особенно близок к Шагалу. Произведения Рыбака полны как ностальгических воспоминаний, так и лирически-меланхолической мечтательности, но вместе с тем они лишены шагаловского «визионерства», больше связаны с житейской обыденностью, конкретной повседневностью. Кстати, к этой же тенденции национально окрашенного лирического экспрессионизма относятся и искания его близкого друга Мане-Каца. Первая половина 1930‑х гг. была временем наивысшей творческой активности Рыбака. Словно предвидя свой недолгий земной век, художник работал до полного самоотречения. Он создал сотни полотен, акварелей и гравюр, выполнил графический цикл «Тени прошлого» (1932) и серию керамических скульптур (1934), которыми подтвердил верность своей тематике. Раскрашенные терракотовые статуэтки, изображающие народные еврейские типы («Народный танец», «Хасидский танец», «Симхат-Тора», «Продавец птицы», «Скрипач»), были представлены на международной выставке в Севре. Впоследствии их перевели в фарфор на знаменитой Севрской мануфактуре, а также отлили в бронзе. В последние годы жизни Рыбак неоднократно привлекал внимание парижской публики, экспонируя свои работы в галереях «Colbert» (1930), «Atelier-du-Cotentin » и «Billiet» (1933), «BeauxArts» и «Wildenstein» (1935), а также в салонах — Осеннем (1934) и Независимых (1935). Французская критика каждый раз восторгалась новыми произведениями художника. Неизменный успех сопутствовал и его зарубежным выставкам, проходившим в Голландии (Ла Хайе, Амстердам, Роттердам), Бельгии (Брюссель, Анверс), США (Филадельфия) и Англии (Лондон, Кембридж). Французский критик Р. Конья, издавший в 1934 г. книгу о Рыбаке, писал о нем как об успешном художнике, вступившем в пору расцвета своего таланта и полном больших творческих планов. Однако судьба распорядилась иначе. 25 декабря 1935 г. Рыбак скоропостижно скончался от резко обострившегося туберкулеза. Ослабленный напряженным трудом, организм не смог совладать с болезнью, мучившей художника еще с юности. «Искусство было единственным и значтельным оправданием его жизни, — отмечалось в одном из некрологов. — Оно было его мученьем и радостью, и, может быть, сила этих страстей, как внутренний огонь, поглотила его». На долю Рыбака выпала короткая, всего 38 лет, жизнь, но и за этот срок он успел сделать столько, сколько иным художникам не удается сделать за долгие годы. Об этом много говорилось на вечере памяти Рыбака, состоявшемся в феврале 1936 г. в Париже при большом стечении художественной публики. Мемориальный комитет, основанный его друзьями и коллегами, учредил шесть именных стипендий для творческих поездок художников. Тогда же в рамках салона Тюильри прошла выставка памяти мастера. В последующие годы его живописные и графические работы экспонировались в Париже, Марселе, Тель-Авиве, Лондоне, Чикаго, Брюсселе и других городах. К счастью, судьба оказалась благосклонной к творческому наследию художника. Личное собрание, оставшееся на попечении его вдовы Сони, чудом уцелело в годы Второй мировой войны. В 1962 г. она передала все картины в Музей Рыбака, открывшийся в Бат-Яме (Израиль). Кроме того, его произведения находятся в Еврейском музее в Париже, Национальном музее керамики в Севре, Музее искусств в Тель-Авиве, Британском музее и Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Музее современного искусства «Petite Palette» в Женеве, других музейных собраниях, не говоря уже о частных коллекциях. Яркая, колоритная, проникнутая тонким лиризмом и зачастую неподражаемым юмором, живопись Рыбака пользуется большим спросом у коллекционеров современного искусства, что обусловливает ее стабильно высокий рейтинг на аукционах. Приходится констатировать тот печальный факт, что на своей родине Рыбак известен пока значительно меньше, чем за ее пределами.