Нольхак, Пьер Жиро де. Королева Мария-Антуанетта.
Nolhac, Pierre. La Reine Marie-Antoinette. Paris, Boussod & Valadon, 1890. 189 с. 1 л. цв. портрет с проработкой золотом, 28 л.л. гелиогравюр. Гравированные виньетки. Экземпляр на очень толстой веленевой бумаге из библиотеки Герцога Михаила Георгиевича Мекленбургского (1863-1934), правнука Императора Павла I. Текст на фр. языке. Издание ‘de luxe’. Переплёт Chambolle-Duru. 32,5 x 25 cm.
Подписной марокеновый переплет легендарного французского переплётчика Chambolle-Duru, Rene-Victor (1834-1898), входящего в 10 наиболее известных переплётчиков мира. Комбинированные оригинальные форзацы, и как "павлинье перо", и как "павлиний хвост" одновременно. Издательские печатные обложки сохранены в переплёте. Титул и обложка отпечатаны в две краски. Тройной золотой обрез. 6-ступенчатая дублюра. Шелковое ляссе.Трёхлинейная рамка на крышках. Богатая проработка каратным золотом корешка. Утончённые шрифты. По старинной библиофильской традиции в начале и в конце блока вставлено по два чистых листа. Экземпляр на очень толстой веленевой бумаге из библиотеки Герцога Михаила Георгиевича Мекленбургского (1863-1934), правнука Императора Павла I. Текст на фр. языке.
Пьер Жиро де Нольхак (1859-1936) – очень известный французский историк искусств и поэт, долгие годы Главный хранитель Версаля, большой друг А.Н. Бенуа. В девяностые годы XIX века, с назначением молодого главного хранителя, Пьера де Нольхака, Версальский музей обрел свою вторую жизнь. Книги Нольхака, посвященные истории дворца, дворцовой жизни и ее художникам, ежегодные выставки живописи, устраиваемые им, так же как и повести Гонкура, посвященные королевским фавориткам, способствовали рождению легенды.
Тогда и граф де Монтескью, которому надоела его знаменитая квартира на набережной Сены, приобрел дом в Версале, вблизи королевского дворца. Особняк был построен "в чисто французском стиле XVIII века, окруженный французским, прямолинейным парком"; вокруг длинных столов, поставленных на газонах, "обрамленных размеренными полосами цветников, со ступеньками, которые хотя и не все были из розового мрамора, тем не менее его напоминали", меж кустов голубых гортензий, собирался цвет парижской аристократии и мира искусства. Среди этой изящной толпы граф устраивал концерты Дебюсси и Делафосса, приглашал Сару Бернар декламировать стихи, включая его собственные... "Вернетесь ли вы скоро в этот Версаль, которому Вы приходитесь мыслящей Марией-Антуанеттой и сознательным Людовиком ХIV?" - игриво обращался к нему молодой Марсель Пруст. Но наш"историк искусств" Бенуа обнаружил в Версале и другое. Он несомненно прочел или перечел "Письма русского путешественника" Карамзина. Потрясенный величественной красотой места, Карамзин увидел в Версале результат совместных действий "великого Царя и великого художника”.