Товарищество нефтяного производства братьев Нобель (Петербург). Описание нефтяных продуктов товарищества и способы их применения.
СПб.: Типография А. Бенке, 1910. 50, [5] с.: ил., 4 л. ил. Иллюстрации воспроизведены в технике цветной автотипии. В цветном иллюстрированном составном издательском переплёте. 19,3х11,4 см. Красочно оформленный каталог на мелованной бумаге.
В 1879 г. 25 мая (6 июня по новому стилю) в России (г. Баку) была основана крупнейшая нефтепромышленная фирма «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» (Бранобель) с основным капиталом в 3,0 млн рублей. В качестве учредителей товарищества выступали трое братьев Нобелей — Людвиг, Роберт и Альфред Эммануиловичи и их друг, полковник гвардейской артиллерии (впоследствии генерал, барон) Петр Александрович Бильдерлинг (1844-1901). П.А. Бильдерлинг родился 20.05.1844 г. в Петербурге. Окончил с отличием Пажеский корпус, а затем Михайловскую артиллерийскую академию. Участвовал в Русско-турецкой войне, с 1870 г. занимался изготовлением ружей на Ижевском заводе. С 1879 по 1885 гг. член Правления, а с 1885 по 1901 гг. председатель совета Товарищества бр. Нобель. Семья шведских техников и промышленников Нобелей (Nobel) известна в России с 1837 г., когда в Санкт-Петербург прибыл с образцами изобретенных им мин отец братьев Нобель — Эммануил Нобель (1801-1872) и основал здесь в 1846 г. завод по производству подводных мин. После Крымской войны Э. Нобель стал заниматься производством механизмов для военных судов, но лишившись казенных заказов, уехал в Швецию, оставив в России двух старших сыновей.
Роберт Гьельмар Нобель (1829-1896) занимался производством стрелкового оружия и в 1874 г. впервые побывал в Баку, где заинтересовался нефтяным делом и привлек к нему второго брата — Людвига. Людвиг Нобель (1831-1888), конструктор станков, превратил купленный на Выборгской стороне небольшой механический завод в крупнейший машиностроительный завод «Людвиг Нобель» (ныне «Русский дизель», г. Санкт-Петербург). Совместно с братьями Робертом и Альфредом основал в 1879 г. в Баку нефтепромышленное предприятие «Бранобель».
Альфред Бернхард Нобель (1833-1896), учредитель Нобелевских премий, принес семье всемирную известность. В 1867 г. изобрел динамит, в 1888 г. — баллистит. Он был организатором и совладельцем многих предприятий по производству взрывчатых веществ. В семье Нобелей был еще четвертый брат — Эмиль (1843-1864), который погиб 3 сентября 1864 г. от взрыва при испытании нитроглицерина в лаборатории в Хеленеборге близ Стокгольма. В 1875 г. в Баку со скромным капиталом вновь приехал Роберт Нобель и купил у Тифлисского общества маленький керосиновый заводик и несколько нефтеносных участков в Сабунчах за 25 тыс. рублей. «Первоначально Товарищество сосредоточило свою деятельность в селении Сабунчи, где при основании предприятия было приобретено всего за 15500 рублей 8 десятин 614 кв. саженей нефтеносных земель. Постепенно расширяя свой земельный фонд путем покупки и аренды нефтяных участков, Товарищество располагает в настоящее время (июль 1914 г) 1517 десятинами 2094 кв. саженями, занятых отчасти под эксплуатацией, отчасти для разного рода промысловых надобностей; при этом специально под разработкой для добычи нефти состояло 947 десятин». (1 десятина = 1.092 га; 1 кв.сажень = 4.55 кв.м; 1 верста = 1.066 км; 1 фут (1') = 304.8 мм; 1 дюйм (1'') = 25.4 мм.). Первая буровая скважина была заложена Робертом Эммануиловичем Нобелем в апреле 1876 г. на участке № 52 Сабунчинской дачи. Работы велись под его личным руководством. Бурение первых двух скважин, заложенных Р.Э. Нобелем, производилось вручную открытым буром и бурильным, свободно падающим инструментом Фабиана с мантелем, — с промывкою водой.
Альфред, по натуре талантливый предприниматель, привыкший управлять крупными капиталами, почувствовал в нефтяном деле выгоды не меньше, чем от производства динамита. Эммануил Людвигович, его племянник, на то время владелец «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель», после смерти дяди не стал принимать участие в тяжбах по поводу завещания, а лишь попросил двухлетней отсрочки для выделения доли Альфреда. Прибыли были настолько велики, что за счет средств, скопившихся на имя А.Б. Нобеля (2 миллиона рубелей, или 3 миллиона 840 тысяч шведских крон), оказалось возможным выполнить его завещание об организации Фонда Нобелевских премий. Этот факт по сей день показывает неразрывную связь предпринимательства с наукой. Говоря о «Бранобель», необходимо отметить, что за дальновидной реформаторской работой, которую проводили во всех отраслях деятельности своей компании, стояло ясное понимание проблем в социальной сфере. Забота о рабочих и социально-экономическом развитии предприятий была передовым явлением для феодальной, авторитарной России. Улучшая условия труда рабочих и служащих, Товарищество постепенно стало в этом отношении образцом. На текущее вознаграждение персонала расходовалось 5130000 рублей. Кроме текущего содержания, на основании §56 Устава Товарищества, 40% чистой прибыли, сверх 8% на капитал, назначалось в виде вознаграждений членам Совета, Правления и служащим. Значительную часть чистой прибыли отводили на выплату премий квалифицированным рабочим. Было затрачено немало средств на улучшение бытовых условий служащих и рабочих. Останавливаясь на достижениях «Бранобель», упомянем нижегородскую ярмарку 1896 г., где в третий раз было признано право фирмы украсить свое название императорским двуглавым орлом. Это отличие было представлено благодаря «превосходной и хорошо осуществляемой организации предприятия», «усовершенствованию правил сжигания нефти» и «чрезвычайно высокому качеству производимых машин», но и также благодаря «заботе и попечению предприятия о своих работниках».
Товарищество регулярно занималось социальной политикой, среди проводимых компанией Нобеля социальных мероприятий было сокращение количества праздников, пьянок-гулянок, а также уменьшение продолжительности рабочего дня с обычных 12-14 часов до 8-9. Отменены унизительные личные обыски отработавших смену людей. За этими реформами стоял и экономический расчет, отношение компании Нобелей к рабочей силе было для того времени необычайно прогрессивным. Вложенные средства компенсировались лояльностью работников: в революционные дни 1905 г., когда петербургские рабочие бастовали, заводы Нобеля не останавливались ни на один день. Для рабочих и служащих при нефтяной компании в Баку и при Петербургском машиностроительном заводе учреждались школы, больницы, библиотеки, строились жилые дома. В Баку свыше 90 процентов работавших у Нобелей жили либо в собственных квартирах, либо в обустроенных поселках - так называемых казармах - с большими комнатами, фонтанами и вымощенными улицами. Кроме правильной социальной политики, интересы семьи Нобель были направлены не только на исследования в области их профессиональной деятельности - машиностроительной индустрии и нефтедобычи; они поддерживали также и другие научные области и технологии.
Товарищество сыграло огромную роль в развитии русской нефтяной промышленности, оно связало нефтяную отрасль с наукой и технологиями, стремясь к постановке всех этапов нефтедобычи на научную основу, использованию в своей деятельности новейших научных достижений, эффективно внедряя их в производство, транспортировку, хранение, а также всячески поощряя изобретения своих сотрудников. Приведем несколько примеров использования научного потенциала в деятельности Товарищества. В 1876 году, приступив к закладке своей первой буровой скважины, братья Нобель не могли не заметить, что все другие предприниматели работают ощупью. Ни у кого из них нет определенной системы, что ничего еще не выработано для более или менее точного определения места, где можно было ожидать присутствия нефти. Желая поставить бурение на более реальную почву, братья Нобель начали выписывать мастеров из тех мест, где бурение уже производилось ранее и где мастера имели большую практику. Выработка этой системы стоила громадных денег. Было время, когда расходы по буровым работам достигали 400 тыс. руб. – и они все-таки не имели ни одной капли своей нефти. Столь дорогой, но поучительный урок достался, однако, совершенно даром всем другим нефтепромышленникам. В дальнейших усовершенствованиях буровых работ «Бранобель» шло впереди других промышленников, всегда беря на себя инициативу производства дорогих и рискованных опытов, вырабатывая для своих последователей уже испытанные, проверенные на практике способы усовершенствования. Товарищество впервые применило к буровым работам паровые машины, впервые ввело при буровых работах и тартании нефти электрическую энергию, что представляется весьма важным в отношении пожарной безопасности. Усовершенствуя технику бурения, оно постоянно шло впереди и в разведочном деле. Следующие мероприятия основывались на применение практики американского нефтяного дела: Л.Э. Нобель предложил бакинским предпринимателям соединиться вместе и сообща устроить нефтепровод для перекачки нефти от промыслов и заводов, что избавило их не только от зависимости перевозчиков и неблагоприятных климатических условий, но значительно удешевляло стоимость доставки сырья к заводу. Но Нобелю не удалось никого убедить в правильности своей идеи, он один взялся осуществить ее на свои личные средства, и действительность показала в 1878 году всю верность расчетов: перекачка нефти, независимо от устранения бочек и бурдюков, а также уменьшения путевых трат, стала обходиться около 1-2 коп. вместо 5 коп. за пуд. Продолжая работы в направлении удешевления перевозки сырых и готовых нефтяных продуктов, Л.Э. Нобель задался более широкой целью – устроить перевозку наливом. Идея была совершенно новая, так как никогда (даже в Америке) до тех пор не было попыток в этом направлении. Она была встречена бакинскими нефтепромышленниками еще более недоверчиво, чем идея нефтепровода. Поэтому Нобелю вновь пришлось взять на себя инициативу сооружения наливного парохода.
«В конце концов, идея Нобеля восторжествовала, и уже первые наливные пароходы показали такую громадную экономию в стоимости перевозки, что о конкуренции тарной перевозки с наливной не могло быть речи».
Одновременно с введением наливных пароходов и барж началась наливная перевозка нефти и по железнодорожным дорогам в вагонах-цистернах. Идея эта, однако, не представляла таких трудностей, так как имела за собой американскую практику. Следует отметить, что в Америке наливом перевозилось только сырая нефть, тогда как в России, кроме нефти (или, вернее, нефтяных остатков), стали перевозить готовый очищенный товар, что представляет особенную заслугу Людвига, так как это дало возможность направлять керосин без тары вглубь страны.
Перевозка керосина наливом стала производиться на Волге с 1877 г. и нашла многих подражателей. Перевозить керосин и нефть наливом в деревянных судах было опасно в пожарном отношении, кроме того, «нефтяные продукты легко просачивались через корпус, чем портили воду и рыбные угодья». «Первый наливной пароход, выстроенный в 1877 г. в Швеции на судостроительном заводе Мотала, по собственному проекту и чертежам Л.Э. Нобеля, был назван именем «Зороастра». «Зороастр» имел стальной корпус длиною в 184 фута (соответственно длине шлюзов Мариинской системы), шириною 27 футов и глубиною 9 футов, емкостью 15 тыс. пудов керосина; машина отапливалась нефтяными остатками (мазутом); ход — 10 узлов ». (1 узел = 1 морская миля в час = 1.852 км/ч.). Керосин заливался в восемь цилиндрических емкостей, мощность судовой машины составляла 290 л.с. . Несколько позже стали заливать нефть или нефтепродукты прямо в корпуса судов. По сути, «Зороастр» был первым в мире нефтеналивным танкером в современном смысле этого слова. После 1878 г. в бакинском порту появились и другие нобелевские наливные суда: «Будда», «Магомет», «Моисей», «Спиноза», «Дарвин», «Линней», «Норденшильд» и пр. Благодаря наливной перевозке пуд керосина обходился потребителям в Нижнем Новгороде на 70 — 80 копеек дешевле. В Царицыне в 1877 г. пуд керосина стоил в среднем 1 р. 85 коп., в 1878 г. — 1 р. 15 коп., в 1879г. — 75 коп., в 1882 г. цена упала до 50 коп.,а позже понизилась до 15 — 25 коп. (не считая акциза). В 1882 г. флотилия нобелевских танкеров состояла из 13 судов, способных доставить в Астрахань до 10 млн пудов керосина за навигацию. Наливной способ перевозки позволил в короткое время обеспечить внутренние районы России керосином и нефтью. Для хранения нефтепродуктов Л.Э. Нобель первый устроил громадные железные резервуары при складах взамен невыгодных для хранения деревянных бочек. «Резервуары изготавливались из склепанного железа. Утечка керосина из них оказалась крайне незначительной, составляя в среднем от 0.3 до 0.5%. В 1879 г. были устроены первые одиннадцать резервуаров (общей емкостью в 850 тыс. пудов в Царицыне)» [7, с. 67]. В 1881 г. резервуарные парки были устроены в Москве, Туле и Харькове, в 1882 году — в Бердичеве, Варшаве, Минске, Нижнем Новгороде и других городах. Для расширения промысловой и заводской деятельности в мае 1879 г. было решено учредить новое предприятие с основным капиталом в 3.0 млн рублей. Основной капитал Товарищества был разделен на паи достоинством в 5000 рублей, с целью предотвратить спекуляцию с их бумагами на бирже, тем более что почти все количество выпущенных паев было сосредоточено в руках семьи Нобелей. Учредительное собрание Товарищества в 1879 г. состояло из 10 человек, председателем правления Товарищества был избран Людвиг Нобель (см. табл.).
№ |
Учредитель |
Сумма паевого взноса, |
1 |
Л.Э. Нобель |
1610 |
2 |
П.А. Бильдерлинг |
930 |
3 |
И.Я. Забельский |
135 |
4 |
А.Э. Нобель |
115 |
5 |
Р.Э. Нобель |
100 |
6 |
А.А. Бильдерлинг |
50 |
7 |
Ф.А. Блюмберг |
25 |
8 |
М.Я. Белямин |
25 |
9 |
А.С. Сундгрен |
5 |
10 |
Б.Ф. Вундерлих |
5 |
|
Всего |
3000 |
Для доставки керосина во внутренние губернии России необходимо было внедрить наливной транспорт нефтепродуктов на железных дорогах. Обращения Л.Э. Нобеля к железным дорогам обзавестись наливными вагонами остались тщетными. «Приготовив 100 вагонов-цистерн собственной конструкции, напоминавших облегченные паровые котлы с сухопарником, положенные на железные платформы, он поставил их на Грязе-Царицынскую ж.д. Убедившись в целесообразности выбранного типа, Л.Э. Нобель впоследствии довел количество вагонов до 1500, распределив их по всей сети ж. дорог». Дешевая дагестанская сера послужила «ближайшим поводом» для устройства Товариществом в 1883 г. образцового для своего времени завода серной кислоты, необходимой для очистки керосина. В 1885 г. фирмой «Бранобель» было произведено 15 млн пудов керосина. Годовое производство керосина всеми бакинскими (российскими) нефтеперегонными заводами в 1885 г. составило 28 млн пудов. «Нобелевский керосин» постепенно завоевывал один район за другим и вытеснил, с одной стороны, американский «фотоген», а с другой — заменил в деревнях и селах традиционную лучину. Заводы Товарищества располагались на восточной окраине г. Баку, в так называемом «Черном городке».
Здесь имелось 11 совершенно самостоятельных заводов: керосиновый, масляный (для выделки смазочных масел), бензиновый, парафиновый, серно — кислотные заводы: старый и новый — ангидридный, заводы регенерации кислотных и щелочных отбросов, содовый и механический, вискозиновый .** Вискозин — лат. viscosus — вязкий — высоковязкое масло; применяется для смазки цилиндров паровых машин. Заводская деятельность Бранобеля за период с 1879 по 1904 гг. выразилась в переработке 1 млрд 195 млн пудов собственной и купленной нефти. Заводами Товарищества было выработано в млн пудов: керосина — 379.5; бензина — 2.4; солярового масла — 46.3; смазочных масел — 49.8; нефтяных остатков — 712.8. Участие фирмы «Бранобель» в вывозе мазута из Баку составляло: в 1892 г. — 22.4%; в 1897 г. — 28.6%; в 1902 г. — 34.3%. Фирма «Бранобель» имела заводы и нефтепромыслы в Грозненском районе, Кубанской области, в Ферганской долине, Эмбенском районе, на острове Челекен и других местах. Только в бакинском районе у Товарищества в 1904 г. было 433 скважины против 87 в 1897 г. В 1908 г. фирма бр. Нобель имела в бакинском районе 42 нефтяных промысла. Товариществу в 1909 г. принадлежало 20% всей выработки керосина в Баку и 50% его сбыта, а ткже 35% сбыта мазута. Добыча нефти на промыслах Товарищества составляла в млн пудов: в 1894 г. — 24.3; в 1897 г. — 28.3; в 1899 г. — 95.4; в 1902 г. — 78.6, см. табл.
Удельный вес Бранобеля в общей добыче нефти в бакинском районе:
Годы |
1880 |
1885 |
1890 |
1895 |
1900 |
1905 |
1909 |
Удельный вес (%) |
1.9 |
16.1 |
20.0 |
7.7 |
14.1 |
11.7 |
13.6 |
Говоря о наливной перевозке нефти и ее продуктов, нельзя не обратить внимания на распространение употребления железных резервуаров: Л.И. Нобель первый ввел в употребление громадные резервуары, содержащие сотни тысяч пудов керосина. До него зимние запасы керосина, как на заводах, так и в крупных потребительских пунктах России, сохранялись в деревянных бочках, и поэтому понятно, каким тяжелым бременем ложилось все это на стоимость готового продукта. Эти резервуары потому еще заслуживают внимания, что представляют собой первую ступень к созданию наливной перевозки по сухопутным и водяным сообщениям. Если к этому прибавить, что при новой системе перевозки и хранения нефтяных продуктов в значительной мере уменьшалась утечка и потеря в пути, то будет понятно все громадное значение этого нововведения. Уменьшение потери в пути произвело переворот в торговле нефтяными продуктами: вместе с удешевлением, они стали проникать глубже внутрь страны, и не только вытеснили из России иностранный товар, но сами появились на европейском рынке, котором перед тем безраздельно владела Америка. Удачный опыт дал полное право расширить предприятие через увеличение своих перевозочных средств, а равно и расширить производительность завода. Увеличение перевозочных средств и всего предприятия привело к следующим результатам: было вывезено в 1882 году 6000000 пуд. керосина и 8000000 пуд. нефтяных остатков; вытеснен из употребления американский керосин в С.Петербурге, Риге, Ревеле, Варшаве и во всем северо- и юго-западном крае, кроме черноморских портов, куда доставка его, вследствие неудобного расположения железных дорог от Царицына, была невыгодной. Третье важное последствие деятельности состоит в удешевлении стоимости керосина. К 1875-1876 г. цена керосина в 50 коп. за пуд в Баку без посуды была признаваема разорительной; теперь же цена составила 25 коп. и тем не менее производство керосина весьма быстро развивалось. Вторая половина 1882 г. стала своеобразным событием для нефтяной промышленности: прежде всего, российские компании получили возможность показать свои достижения в нефтяном деле на Всероссийской Промышленной и Художественной выставке в Москве (1 мая – 1 октября). Свою обширную экспозицию «Бранобель» устроило в отдельном павильоне в виде «ханского дворца». Нефтепромысловое оборудование и продукция Товарищества неизменно привлекала внимание посетителей. В отчете выставки можно найти следующие слова:
«Фирма, наиболее выдающаяся по нефтяной промышленности, - «Братья Нобель» (государственный герб), они отличаются обширнейшим производством керосина и организацией сохранения и перевозки продуктов».
Достигнув хороших результатов на русском рынке, Товарищество не ограничилось этим и стало стремиться к вывозу продуктов за границу. Не отрицая громадного значения, какое должна получить Закавказская железная дорога, но тогда она еще только строилась, Людвиг Нобель обратил внимание сначала на вывоз через западную границу и Балтийское море. С 1883 г. «Бранобель» начинает свои зарубежные торговые операции и формирование зарубежной сбытовой сети. В 1884 г. Товарищество впервые представило свои нефтепродукты на Международной выставке в Лондоне, и дебют был отмечен золотой медалью. В 1885 г. Товарищество приняло участие во Всемирной выставке в Антверпене (Бельгия), в 1889 г. – Всемирной выставке в Париже, в 1893 г. - Всемирной выставке в Чикаго, в 1894 г. - Всемирной выставке в Антверпене, в 1894 г. - Всемирной выставке в Лионе, в 1896 г. – Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде, в 1897 г. – Художественно-промышленной выставке в Стокгольме, в 1900 г. - Всемирной выставке в Париже, в 1901 г. – Международной выставке в Глазго. Товарищество никогда не покидало свою крепкую связь с наукой и технологиями. Все, что могло иметь хоть отдаленное, хоть косвенное отношение к делу, и выходило из научных сфер, получало у товарищества должную оценку и занимало в его соображении соответствующее место. Поэтому на службе Товарищества с самого начала имелись люди науки: геологи, горные инженеры, механики, химики, архитекторы и др. а с этим возможно было идти вперед, используя инновации. Насколько серьезно относился Людвиг Нобель к делу, умел быстро ориентироваться и всесторонне изучить предмет, показывают его доклады в С.-Петербурге Императорскому Русскому Техническому Обществу (ИРТО), активным членом которого он был с начала его учреждения. В 1889 году ИРТО устроило торжественное собрание, на котором с докладами о деятельности Людвига Нобеля в России выступили М.Н. Триполитов, Н.А. Снесарев, П.А. Бильдерлинг, К.И. Лисенко и И.И. Зарубин. На собрании стало известно, что «Товарищество Бр. Нобель» выступает инициатором учреждения золотой медали и премии имени Л.Э. Нобеля, и для этих целей передает в ИРТО 6 тысяч рублей. Положение об этой премии было одобрено Советом ИРТО 18 января 1891 года, причем, эта награда выдавалась «за лучшие сочинения или исследования по металлургии или нефтепромышленности». В 1895 году в ИРТО была создана специальная комиссия для назначения премии имени Людвига Нобеля, в состав которой входили такие именитые русские ученые-химики, как Д.И. Менделеев и Н.С. Курнаков. 31 марта 1896 года состоялось вручение первой российской Нобелевской премии технологу А.И. Степанову (1866-1937) за исследование «Основы теории ламп». В 1898 году российскую Нобелевскую премию вручили В. Баскакову «за решение возможности совершенного нефтесжигания без посредства пульверизации».