Павловский парк. Рисунки на камне Вл. Конашевича.
[Б.м., б.изд.], 1925. [4] с., [12] л. ил. Тираж 25 экз. В двухцветной иллюстрированной издательской обложке. 27x23 см. Величайшая редкость!
Павловский парк — пейзажный парк в составе Государственного музея-заповедника «Павловск». Расположен в долине реки Славянки в городе Павловске под Санкт-Петербургом, памятник русского классицизма конца XVIII — начала XIX веков с коллекциями русского, западноевропейского и античного искусства. Площадь парка составляет около 600 га. Парк включает семь ландшафтных районов: Придворцовый, Долина реки Славянки, Большая звезда с долиной прудов, Старая Сильвия, Новая Сильвия, Парадное поле и Белая Берёза. Центром композиции парка является Павловский дворец. Украшением парка служат павильоны различного характера: классические (Храм Дружбы, Колоннада Аполлона, Вольер, Холодная баня, Круглый зал, Розовый павильон); пасторальные (Молочня, Пиль-башня), мемориальные (Памятник родителям, Мавзолей супругу-благодетелю), а также мосты над Славянкой, мраморная и бронзовая скульптура. В создании парка, дворца и павильонов приняли участие архитекторы Чарлз Камерон, Винченцо Бренна, Пьетро Гонзаго, Андрей Воронихин, Карл Росси, Андрей Штакеншнейдер. В середине XVIII века сразу за Царским Селом начинался хвойный лес, местами заболоченный, возле которого стояли деревни Линна (фин. linna — город, крепость, по находившейся рядом шведской крепости на месте теперешней улицы Работницы) и Сеппеля (фин. seppelae — кузница, на месте теперешних Оранжерей). В окрестностях деревень любила охотиться Екатерина II, наезжавшая сюда со свитой из Царского Села. Два деревянных домика с названиями «Крик» (сгорел во время оккупации) и «Крак» (разобран в 1929 году), выстроенные в лесу на берегах Славянки, служили для кратковременных остановок императрицы во время охоты. 12 декабря 1777 года 362 десятины (395,49 га) земли по берегам Славянки, с лесными угодьями, пашнями, двумя небольшими деревнями с крестьянами Екатерина II пожаловала своему сыну, будущему императору Павлу I для устройства загородной дачи. Этот день считается датой основания Павловского села. Весной 1778 года здесь развернулись работы по обустройству загородной резиденции наследника престола: согнанные из окрестных деревень крестьяне и солдаты гарнизонных полков начали расчистку леса, прокладку просек и подготовку участков под строительство. К 1779 году были построены два небольших усадебных дома: для Павла Петровича — Паульлюст (нем. Paullust — Павлова утеха) и его супруги Марии Фёдоровны — Мариенталь (нем. Marientahl — Марьина долина). Около усадеб разбили небольшие садики с цветниками, от них проложили первые дорожки будущего парка. Мария Фёдоровна стала душой этого строительства и организации сада; на первых порах он устраивался как парк её личных воспоминаний. Здесь соорудили несколько построек, напоминавших места детства Великой княгини в Монбельярском парке: хижину Пустынника, пастушескую хижину, молочню, ферму и другие. Настольной книгой для Марии Фёдоровны являлась поэма «Сады» Жака Делиля, известного теоретика садово-паркового искусства. Здания и парковые павильоны строили, подразумевая, «что местоположенье диктует зданью вид, размер и назначенье».
Герард фон Кюгельген. Портрет Павла I с семьёй. 1800 г.
Императорская семья изображена на фоне Павловского парка.
Справа на заднем плане виден фасад Павловского дворца,
обращенный к реке Славянке.
Однако скромные масштабы усадьбы вскоре перестали удовлетворять наследника престола, в связи с чем в 1780 году архитектору Ч. Камерону было поручено построить новый дворец. Он наметил основные районы парка, их планировку и расположение архитектурных сооружений. Прилегающие к будущему дворцу участки Камерон решил сделать в стиле близком к регулярным садам, тогда как остальным районам парка придал в основном пейзажный характер. На ведущей от нового дворца широкой просеке Камерон разбил Тройную липовую аллею, ставшую главным парадным въездом в дворцовую усадьбу: здесь проходили церемонии дворцовых выездов, встреч и приёмов посещавших Павловск знатных гостей. Камероном были сооружены Храм дружбы, колоннада Аполлона, Вольер, павильон Трёх граций и другие постройки, призванные стать композиционными центрами парковых пейзажей. В 1782—1786 годах Камерон возвёл новый просторный дворец, который заменил разобранный «Паульлюст». В 1787 году в центре парадного двора установили Солнечные часы — увенчанную шаром колонну, от которой падала тень на деления, соответствующие каждому часу. В конце XIX века их перенесли на новое место ближе к Вольеру (сейчас утрачены). Завершалась отделка Павловского дворца под руководством архитектора В. Бренны; он же расширил дворец, построив дополнительные корпуса. Во дворце начали проходить большие приёмы. По проекту Бренны в парке соорудили Большие круги, Большую каменную лестницу, спускающуюся к реке Славянке, Пиль-башню, районы Старая Сильва и Новая Сильва. В 1788 году Павел I, предпочитавший в качестве резиденции Гатчину, подарил село Павловское своей жене Марии Федоровне. После смерти императора Мария Фёдоровна переехала в Павловск; при ней дворец и парк достигли своего расцвета. В 1808—1809 годах французским архитектором Ж. Тома де Томоном в парке был сооружён мемориальный мавзолей «Супругу-Благодетелю», посвященный памяти Павла I. Итальянский архитектор П. Гонзаго создал в парке новые районы: Большую Звезду с Долиной прудов; в северной части парка, вдоль берегов реки Славянки — Красную долину; в восточной части — Белую берёзу. В результате к концу первой четверти XIX века на берегах Славянки сложился грандиозный по художественному единству дворцово-парковый ансамбль, созданный выдающимися зодчими, художниками, скульпторами.
А. Я. Волосков. «Вид в Павловском парке». 1845 год
Жизнь в Павловске была насыщена различными увеселениями и праздниками: здесь под звуки музыки устраивались пышные приёмы и встречи, проходили семейные вечера, давались обеды и ужины. В сооруженном в парке павильоне Молочня содержались голландские коровы и козы; Мария Фёдоровна в сопровождении фрейлин, одетых пастушками, несколько раз в неделю отправлялась туда доить коров. На окраине парка по её приказу соорудили ферму со скотным и птичьим дворами, вокруг которой на пастбищах и берегах Славянки паслись овечки. В 1807—1812 годах на окраине Белой берёзы архитектор А.Н. Воронихин соорудил Розовый павильон, окруженный кустами редчайших сортов роз; в честь окончания Отечественной войны 1812 года здесь были устроены праздничные торжества.
Лори Габриэль Людвиг Старший. 1808 г.
Вид на Павловский дворец с Липовой аллеи
После смерти в 1828 году вдовствующей императрицы Павловск перешёл к младшему брату императора Николая I великому князю Михаилу Павловичу. После смерти вдовы Павла I Марии Фёдоровны, никаких значительных работ в Павловском парке не велось. Из-за отсутствия должного ухода во второй половине XIX и начале XX века парк приходил в запустение, а постройки постепенно разрушались.
Вид из парка на Дворец.
Цветная фотолитография. 1905 год
В 1836 году между Павловском и Царским Селом для увеселительных бесплатных поездок проложили первую в России железную дорогу сначала на конной, а затем и на паровой тяге. Для приёма поездов прямо в парке, в районе Большой звезды, построили Павловский Воксал, а рядом с ним по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера соорудили курзал — зал для отдыха с концертным залом. 30 октября 1837 года первый поезд доставил пассажиров из Санкт-Петербурга в Царское Село. Торжественное открытие Музыкального курзала в Павловске с открытием движения состоялось 22 мая 1838 года. Со второй половины XIX века курзал стал местом музыкальных концертов с участием многих композиторов, дирижёров, певцов, инструменталистов; здесь дирижировал Иоганн Штраус (выступал около 10 лет), пел Фёдор Шаляпин, танцевала Матильда Кшесинская, выступали композиторы Бортнянский, Глинка, Бородин, Лядов, Рубинштейн, Римский-Корсаков, Чайковский, Лист, Шуман, Глазунов, Прокофьев, виолончелист Сэрвэ, скрипачи Винявский и Изаи и многие другие. Рядом был построен театр, где летом обычно давались спектакли с участием лучших столичных артистов. Мероприятия в курзале и театре проходили вплоть до Великой Отечественной войны, когда здания были сожжены. Ныне на этом месте находится площадка для гуляний. В 1849 году Павловск перешёл во владение ко второму сыну Николая I — Великому князю Константину Николаевичу. При нём была приведена в порядок обширная библиотека дворца, устроена Картинная галерея, где были собраны произведения живописи, а также организован музей древних произведений искусства. По повелению Константина Николаевича галерея и музей были ежедневно открыты для обозрения с весны до поздней осени. Перед дворцом, в центре Парадного плаца, в 1872 году был установлен Памятник Павлу I работы скульптора И.П. Витали. После кончины Константина Николаевича в 1892 году Павловск перешёл во владение к его сыну Великому князю Константину Константиновичу. В 1914 году на бывшей театральной площадке по неосуществлённому проекту 1816 года архитектора К. И. Росси был сооружён павильон Беседка Росси. Константин Константинович умер в Павловске в своём кабинете 2 июня 1915 года и был отпет в дворцовой церкви. Следующим и последним хозяином дворца стал его старший сын князь Иоанн Константинович, который проживал здесь вместе с семьёй вплоть до ноября 1917 года. Павловский дворцово-парковый ансамбль не раз привлекал своей красотой художников и граверов.
С 1918 по 1926 год Владимир Михайлович Конашевич занимал должность помощника хранителя Павловского дворца-музея. В его обязанности входили реставрация, устройство выставок, изучение дворцовых архивов. Художник также составил путеводитель по Павловскому дворцу и его парку, подготовил экспозицию «Старый Павловск». С ноября 1917 года парк был разделён на арендные участки под коммунальные, железнодорожные нужды, нужды агрономического института. Участки леса отданы на вырубку, целые поля были отведены под огороды. После революции в районе Парадного поля, были погребены участники боёв под Павловском, на могиле сооружен памятник. В 1918 году дворец и парк были национализированы. Уже летом 1918 года в пригородные дворцы-музеи направляются организованные экскурсии трудящихся. В июне 1918 года открылся для посетителей дворец Павловска по 3 раза в неделю. Количество посетителей Павловского дворца росло, развивалась культурно-просветительская деятельность. В начале 1919 года в Павловском парке на базе Старо-Константиновского дворца организовали экскурсионную станцию с естественнонаучным уклоном, началась подготовка музейных инструкторов, дворец стал работать и в зимнее время (2—3 раза в неделю зимой и 5 раз в неделю в летний сезон)[12]. В 20-х годах по дворцу стали проводить первые тематические экскурсии на темы: «Павел в Павловске», «Тени прошлого во дворце», «Сказка дворца». В 1924 году Павловский парк посетило 14 798 человек; Розовый павильон в летний период посетило 2 307 человек. Однако с 1926 года значительная часть коллекции была направлена в Государственный фонд для продажи иностранным коллекционерам. В итоге Павловский дворец лишился около 600 живописных работ, многих уникальных коллекций фарфора, старинной мебели, художественной бронзы и других предметов убранства. Некоторая часть музейных ценностей была передана Государственному Эрмитажу и другим музеям, где находится по сей день. Павловский парк начали использовать как место отдыха трудящихся. Для этого на летний сезон были организованы лодочная станция, зелёный пляж, открытая эстрада, тир, теннис, кегельбан, карусели, в парке расставлены гамаки и шезлонги; зимой — лыжная база, сани и другое. В концертном зале Розового павильона проводились встречи с поэтами, писателями, лекции; Пиль-башня использовалась как читальня; Холодную баню предполагалось использовать под души; в Вольере был устроен уголок живой природы для детей. Рабочие хлопоты Конашевич совмещал с занятиями станковой живописью и графикой. Дочь художника Ольга вспоминала: «Летом папа очень часто ходил в парк на этюды... Работал он всегда очень напряжённо, быстро, не отвлекался и не давал себе расслабнуть до самого конца». В Павловске Конашевич впервые обратился к художественной литографии. Серии его станковых работ «Улицы», «Павловская шпана», «Мелкие рассказы», «К 10-й годовщине Октября» участвовали в нескольких выставках и были сразу приобретены Третьяковской галереей. Здесь же художник создал и серию цветных литографий «Павловский парк». В 1927 году на миланской Международной выставке художественной промышленности и декоративных искусств он получил за неё почётный диплом. Первоначально альбом (с текстом В.Я. Курбатова) задумал выпустить Комитет популяризации художественных изданий, однако замысел не был осуществлён, и в 1925 году Конашевич сам отпечатал и сброшюровал 12 литографий. Тираж альбома составил всего 25 экземпляров. Литографии эти небольшого формата, в углу каждой проставлена дата исполнения. По воспоминаниям искусствоведа Ю.А. Молока, цветные литографии Конашевич делал без предварительного акварельного эскиза, решая вопрос цвета на месте. Они выполнены в основном с двух или трёх камней, но есть и довольно сложные работы, выполненные с пяти камней, — на этих литографиях архитектура либо уступает место пейзажу, либо присутствует в тесной связи с ним. «Жизнь природы передана в изменчивом движении мягких живописных форм, — писал Ю.А. Молок о “Павловском парке”. — Они легко выходят за края композиции или смягчают контуры фона, продолжая своё развитие на белых полях листа. Даже в тех случаях, когда художник пользуется двумя красками, литография не кажется раскрашенной: так бархатиста в его руках серая фактура литографского карандаша. Там же, где он использует несколько камней, — наложением одного цвета на другой добивается осязаемой плотности преувеличенно декоративных масс, оставляя, однако, в разных частях композиции то открытое зерно карандаша, то свободную от рисунка белую поверхность». Альбом Конашевича — абсолютная библиофильская редкость, и встретить его на антикварном книжном рынке — очень большая удача.