Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 758 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Гравюры Альбрехта Дюрера. Текст приват-доцента Московского университета А.А. Сидорова.

М.: Геликон, 1918. [2], 108 с.: ил.; Тираж 725 нум. экз., из которых 675 экз. (1-675), 50 экз. (I-L) на особой бумаге и в переплётах. В целънотканевом издательском переплёте. На передней крышке накладка из металла с сюжетной композицией. 27,5x23 см.

 

 

 

 


Книга А.А. Сидорова стала первым издательским опытом «Геликона». Её тираж состоял из 675 обычных экземпляров и 50 особых, предназначенных для узкого круга библиофилов и коллекционеров. Обычные экземпляры были заключены в двухцветную издательскую обложку, воспроизводящую работы Дюрера: фрагмент рамки для портрета императора Максимилиана I (на первой странице) и «Рисовальщика гитары» (на последней). Изящный шрифт на обложке, стилизованный под готический, был создан художником В.Н. Масютиным. 50 экземпляров с римской нумерацией помимо обложки одеты в издательский переплёт из парчи с золотой ниткой и отпечатаны на бумаге верже. На передней крышке переплёта — металлическая накладка с гравированной композицией «Адам и Ева», повторяющей одну из работ А. Дюрера. Титульный лист отпечатан в две краски, на авантитуле помещён портрет А. Дюрера, выполненный в технике ксилографии неизвестным мастером. В книге воспроизведены 23 гравюры художника, в том числе 8 ксилографий (в тексте), и 21 гравюра на меди (на отдельных вклейках). Клише работы Г.А. Лемана. Текст вступительной статьи и комментарии к изданию написаны Алексеем Алексеевичем Сидоровым, для которого, по утверждению самого автора, Дюрер всегда был «предметом изучения».

В рецензии на «Гравюры» отмечалось, что «в русской литературе, кроме полного и большого, но скучного и устаревшего во многом труда А. Миронова, нет ничего значительного о колоссе Возрождения», и обращалось внимание на своевременность появления альбома, интересно составленную Сидоровым подборку гравюр Дюрера и острые, подробные и неожиданные комментарии к ним. Дюрер, Альбрехт (1471-1528) - немецкий живописец и график. Основоположник искусства немецкого Возрождения. В напряженно-экспрессивных формах, фантастических образах воплотил ожидание всемирно-исторических перемен (серия гравюр «Апокалипсис», 1498), выразил гуманистические представления о смысле бытия и задачах искусства (т. н. мастерские гравюры, 1513-14). Создал полные силы и энергии образы человека реформационной эпохи («Портрет молодого человека», 1521, диптих «Четыре апостола», 1526), людей из народа (гравюра «Три крестьянина»). Известен как тонкий, наблюдательный рисовальщик (св. 900 рисунков). Теоретик искусства («Четыре книги о пропорциях человека», 1528). В данной работе А.А. Сидорова в большей степени интересовал не великий художник-график, а замечательный мастер книги, скрупулёзно продумывающий вопросы её набора и вёрстки, гармонию рисунка шрифта с иллюстрациями, техникой их воспроизведения, и именно с этих позиций он и предпринял «пересмотр графических достижений Дюрера». С полиграфической же точки зрения издание было безупречно и задало тон всей последующей книжной продукции «Геликона».


Одно из самых известных в будущем книжных издательств Русского Зарубежья «Геликон» было создано в Москве в 1918 году Абрамом Григорьевичем Вишняком (1893-1944), впоследствии его бессменным руководителем и редактором. Изначально издательство ориентировалось на выпуск книг по изобразительному искусству и искусствоведению, о чём свидетельствовали первые три книги «Геликона» (все они увидели свет в 1918 году): «Гравюры Альбрехта Дюрера» А.А. Сидорова, «Искусство Марка Шагала» А.М. Эфроса и Я.А. Тугендхольда, «Дон Жуан. Кавалер Глюк» Э-Т.А. Гофмана с прекрасными иллюстрациями В.Н. Масютина. Они вышли ограниченным тиражом: «Гравюры» — 725, две другие — по 850 нумерованных экземпляров. Как писала московская газета «Жизнь», благодаря им «“Геликон” сразу же приобрёл известность и отличную репутацию в книгоиздательских кругах и среди ценителей книги»71. Однако вскоре Вишняку пришлось отказаться от своего замысла, поскольку в условиях первых послереволюционных лет сложные работы по фотографированию, клишированию, печатанию многоцветных иллюстраций были практически не осуществимы. В 1920 году А.Г. Вишняк эмигрировал. Теперь перед издательством, обосновавшимся в Берлине, ставилась задача создать новый тип книги, «согласованной с новым укладом жизни и новыми достижениями изобразительных искусств». Активная деятельность Вишняка, его реноме знатока классической и современной литературы, интеллектуала и высокого профессионала привлекли к сотрудничеству с издательством многих русских писателей-эмигрантов. В берлинский период под маркой «Геликона» было выпущено 49 книг: это прежде всего художественная литература и книги по искусству, философии, истории. Выходили они, как правило, тиражами 1000-3000 экземпляров. В издательском портфеле были произведения и именитых авторов (А. Белый, В. Брюсов, М. Цветаева, Б. Пастернак, А. Ремизов, Б. Пильняк, В. Шкловский, М. Гершензон), и ещё не очень известных (С. Бобров, В. Лидин, Н. Крандиевская, Г. Лукомский). Наиболее издаваемым автором был И. Эренбург: за 1922-1923 годы в «Геликоне» вышло 12 его книг, включая первое издание романа «Необычайные приключения Хулио Хуренито» (1922), сделавшего писателя знаменитым. Вишняком издавались также два журнала: «Эпопея» (1922-1923, вып. 1-4), который приобрёл особую популярность благодаря участию в нём в качестве редактора Андрея Белого, и «Бюллетени Дома Искусств» (1922, вып. 1-3), ценные тем, что на их страницах нашла отражение культурная жизнь русской эмиграции в Берлине 1920-х годов. Большая часть книг «Геликона» этого периода хорошо иллюстрирована. С издательством сотрудничали как художники-эмигранты (В. Масютин, А. Арнштам, М. Сладкий, Ф. Блюм), так и приезжавшие из России «на время» (в том числе Вал. Ходасевич, Эль Лисицкий, Л. Козинцева), а книга Эренбурга «А всё-таки она вертится!» была оформлена французским художником Ф. Леже. На протяжении всех лет существования издательства тесные отношения связывали «Геликон» с графиком Василием Николаевичем Масютиным (1884-1955). Мастер на все руки, он был для издательства подлинной находкой: то делал сюжетные концовки — например, к книге П.П. Муратова «Герои и героини» (1918), то рисовал обложку («Гравюры Альбрехта Дюрера»), то создавал облик книги целиком — от обложки до буквиц, концовок, полновесных иллюстраций на вклейках («Дон Жуан. Кавалер Глюк»). В Берлине он впервые выступил и как автор прекрасно иллюстрированной книги «Гравюра и литография» (1923), представляющей собой краткое руководство для гравёров и снабжённой большим количеством репродукций с оригиналов, преимущественно выбранных художником из ценнейшей коллекции берлинского Купферштих-кабинета. Именно Масютин, по-видимому, создал и вошедшую в историю эмблему «Геликона», в окончательном виде оформившуюся в берлинский период и выполненную в стиле древнегреческой геммы. Эмблема полностью соответствовала романтическому названию издательства: на горе Геликон, согласно греческой мифологии, обитали 9 муз — дочерей Зевса и Мнемозины, покровительницы искусств. Берлинский период деятельности «Геликона» знаменит также пылким романом между владельцем издательства и Мариной Цветаевой, длившимся всего несколько недель, но оставившим заметный след в истории русской литературы. Девять страстных писем к Вишняку и одно его ответное послание впоследствии были переведены Цветаевой на французский язык и через десять лет включены в её эпистолярный роман «Флорентийские ночи». Как и большинство русскоязычных издательств Германии, в середине 1920-х годов «Геликон» оказался не в силах противостоять экономическому кризису в стране, а также политическим событиям в СССР, приведшим к запрету на всю печатную продукцию Русского Зарубежья. В начале 1924 года издательство Вишняка было вынуждено свернуть свою деятельность в Берлине. Новый, парижский (с 1925 года) период существования «Геликона» уже не столь яркий: Вишняк в основном занимался редактированием альбомов о художниках, выпускаемых парижскими издательствами, проспектов художественных выставок. Под маркой «Геликона» в собственной типографии в 1927-1933 годы он напечатал только 3 книги И. Эренбурга. В общей же сложности «Геликон» выпустил 56 книг, которые, как писала берлинская газета «Накануне», «заставляют нас вспомнить о лучших временах расцвета русского издательского дела». 22 июня 1941 года, в день нападения фашистских войск на СССР, Вишняк был арестован и в 1944 году погиб в концентрационном лагере.


Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?