Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 1382 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Лесков Н.С. Штопальщик. Рисунки Б. Кустодиева.

Пб., Аквилон, 1922. 44, [4]  с. с ил. Тираж 1000 экз., из которых 60 экз. (I-LX) именных. В иллюстрированной цветной издательской обложке. 19,5x14 см. В хорошем виде большая редкость!

 

 

 

 

 


Начало святочного рассказа весьма интригующее:

«Преглупое  это  пожелание  сулить каждому в новом году новое счастие, а ведь  иногда  что-то  подобное приходит. Позвольте мне рассказать вам на эту тему небольшое событьице, имеющее совсем святочный характер. В  одну  из  очень давних моих побывок в Москве я задержался там долее, чем  думал,  и  мне  надоело жить в гостинице. Псаломщик одной из придворных церквей  услышал,  как  я  жаловался  на  претерпеваемые неудобства приятелю моему, той церкви священнику, и говорит:

- Вот бы им, батюшка, к куму моему, - у него нынче комната свободная на улицу.

- К какому куму? - спрашивает священник.

- К Василью Конычу.

- Ах, это "метр тальер Лепутан"!

- Так точно-с.

- Что же - это действительно очень хорошо.

И священник мне пояснил, что он и людей этих знает, и комната отличная, и псаломщик добавил ещё про одну выгоду:

-  Если,  - говорит, - что прорвётся или низки в брюках обобьются – всё опять у вас будет исправно, так что глазом не заметить.

Я  всякие  дальнейшие  осведомления  почёл  излишними и даже комнаты не пошёл  смотреть,  а  дал  псаломщику  ключ  от  моего номера с доверительною надписью  на  карточке  и поручил ему рассчитаться в гостинице, взять оттуда мои вещи и перевезти всё к его куму. Потом я просил его зайти за мною сюда и проводить меня на моё новое жилище».


«Штопальщик» — рассказ о судьбе московского портного Василия Лапутина, который был знаменит своим умением штопать любую одежду так, что не было видно и следа. Как остался он сиротой и как в святочный вечер устроилась его дальнейшая жизнь.  Однажды он заштопывает фрак одному важному барину, который неожиданно оказывается его однофамильцем. Барина оскорбляет такое совпадение, и он решает обеспечить штопальщика всем необходимым навсегда только для того, чтобы тот сменил фамилию на французский манер — Лепутан.


Иллюстрации к рассказу для издательства «Аквилон» исполнил Б.М. Кустодиев. Рисунки получились очень лиричными, камерными и с легким оттенком иронии.

По мнению А. Бенуа:

«…настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, „глазастые“ ситцы, варварская „драка красок“, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость… Когда же он пишет модных дам и почтенных граждан, это совсем другое — скучноватый, вялый, часто даже безвкусный. И мне кажется, не в сюжете дело, а в подходе к нему».


В начале 1900-х Б.М. Кустодиев несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию. В 1906 году художник выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. На глубоко реалистичной основе Кустодиев создавал поэтическую мечту, сказку о провинциальной русской жизни. Большое значение в этих работах придаётся линии, рисунку, цветовому пятну, формы обобщаются и упрощаются — художник обращается к гуаши, темпере. Для работ художника характерна стилизация — он изучает русскую парсуну XVI—XVIII вв., лубок, вывески провинциальных лавочек и трактиров, народные промыслы.В дальнейшем Кустодиев постепенно всё более смещается в сторону иронической стилизации народной и, особенно, быта русского купечества с буйством красок и плоти («Красавица», «Русская Венера», «Купчиха за чаем»). В 1919 году в «Народной библиотеке» появился рассказ Л.Н.Толстого «Свечка» с иллюстрациями Кустодиева, выполненными еще до революции для петербургского Общества грамотности. Немалым достижением художника следует признать и цикл иллюстраций к «Грозе» А.Н.Островского. Любимая им и хорошо знакомая ему купеческая тема по­новому заиграла в скупых рисунках пером. С началом новой экономической политики (НЭПа) в стране появились частные издательства. Одним из них был основанный в сентябре 1921 года петроградский «Аквилон», который возглавлял искусствовед Федор Федорович Нотгафт (1886—1942). Это издательство работало неполных три года и выпустило всего 22 книги, выходившие небольшим тиражом 500-­1500 экз. Это было как бы антитезой Госиздату, тиражи изданий которого приближались к миллионным. «Аквилон» сознательно ориентировался не на массового читателя, а на любителей, на библиофилов. Книги его навечно вошли в золотой фонд русского оформительского искусства. Среди них, например, «Белые ночи» Ф.М. Достоевского и «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина с иллюстрациями М.В. Добужинского, «Стихотворения» А.А. Фета, оформленные В.М. Конашевичем...  В содружестве с «Аквилоном» Борис Михайлович Кустодиев создал три книги.


Идея выпустить отдельным изданием святочный рассказ Н.С. Лескова «Штопальщик» принадлежала Ф.Ф. Нотгафту. Рассказ повествует о судьбе московского портного Василия Лапутина: как остался он сиротой и как в святочный вечер устроилась его дальнейшая жизнь. Проиллюстрировать книгу Нотгафт предложил Б.М. Кустодиеву, которому было близко мировидение писателя. Книга отпечатана на бумаге верже желтоватого цвета. Обложка — из плотной бумаги, имитирующей двухцветную холстину, которая служит фоном для рисунка, где в качестве герба представлены различные атрибуты портновского искусства. Обложка, титульный лист, 32 иллюстрации в тексте и 2 концовки воспроизведены в технике цинкографии. Зарисовки городских пейзажей чередуются в книге с событийными иллюстрациями. Художнику удалось передать и близкий ему по духу мир Замоскворечья, и шуточный тон повествования Лескова. Выполненные пером в лёгкой ироничной манере, иллюстрации Кустодиева находятся «в неразрывной и гармоничной связи» с текстом рассказа.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Б.М. КУСТОДИЕВА, ИСПОЛНЕННЫХ ДЛЯ ПЕЧАТИ

ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЕ ИЗДАНИЯ

Составил Ф. Нотгафт

1. Н.В. Гоголь, Мертвые души. 1904. Не напечатано.

2. Лев Толстой. Свечка. Зксп. Заг. Гос. бумаг. 1905. Не напечатано.

3. Лев Толстой. Как чорт у мужика краюху украл. Эксп. Заг. Гос. бумаг. 1905. Не напечатано.

4. А. Серафимович. Детские рассказы. Изд. „Шиповник". СПБ. 1907. Обл. (тот же рисунок на тит. л.), б стр. вкл. рисунков, 11 рисунков в тексте, 204 стр. 21V2 X 1472. Тип. Мин. Путей Сообщ. (Т-ва И.Н. Кушнерев и К2). СПБ. Книга переиздана Т-вом М.О. Вольф, СПБ, в 1911 г. с теми же рисунками, под названием „Простая жизнь".

5. А.Ф. Мантель. Сказки юности. СПБ. 1909 (издание автора), 1 стр. вкл. рисунок и 1 рисунок в тексте. (Обл. раб. Е.Е. Лансере.)

6. А.С. Пушкин. Руслан и Людмила. Гос. Изд. ПБГ. 1921. Обл., 25 рис. в тексте (исп. в 1919 г.), 120 стр. 19 X 1372. 20 000 экз. 1-я Гос. ф-ка „Светоч". Птгр.

7. А.С. Пушкин. Дубровский. Гос. Изд. М.-Пгд. 1923. Обл., 10 рис. в тексте (исп. в 1919 г.), 120 стр. 1772Х13. 3 000 экз. Тип. „Печатный Двор". Пгд.

8. А.С. Пушкин. Сказка о царе С ал тан е. Сказка о золотом петушке. Обл., 20 рис. (в тексте). Исп. в 1919 г. для Лит.-изд. отд. Наркомпроса. Не изд.

9. А.Н. Островский. Гроза. Обл., 20 рис. (в тексте). Исп. в 1920 г. для Лит.-изд. отд. Наркомпроса. Не изд.

10. Народные сказки Обл. и иллюстр. в красках. Для изд. „Огни", 1922. Не напечатаны.

11. Б.М. Кустодиев. Шестнадцать автолитографий. Комитет популяризации художественных изданий. Пбг. 1921. Тит. лист, лист оглавления и 14 стр. рисунков. 36 стр. 42 X 33, 300 экз. + 25 именных экземпляров + 25 экземпляров авторских с римской нумерацией. Часть авторских экземпляров раскрашена художником от руки. 15 Гос. Тип. Пгд.

12. Шесть стихотворений Некрасова. „Аквилон". Пбг. 1922. Рис. на обл., тит. лист, 30 рис. в тексте. (Исп. в 1921г.) Тит. лист и. рисунки — автолитографии. 96 стр. 21 X 157г» 1 200 экз., из них 60 именных и 1140 нумерованных. 15 Гос. Тип. Пгд.

13. Н. Лесков. Штопальщик. „Аквилон". Пбг. 1922. Обл., тит. лист и 34 рис. в тексте. 48 стр. 197 X 137. 1 000 экз., из них 60 именных. 15 Гос. Тип. Пгд.

14. Русь. Русские типы Б. М. Кустодиева. Слово Евг. Замятина. „Аквилон". Пбг. 1923. Обл., фронтиспис (четырехцв. автотипия), 8 рис. в тексте, 23 стр. фототипии с акварелей. Исп. в 1919 —1920 гг. 74 стр. 18 X 147. 1 000 экз. нумеров., из них 60 именных. 80 оттисков текста без фототипий. Гос. Тип. им. Ивана Федорова. Пгд.

15. Евг. Замятин. О том, как исцелен был инок (отрок) Еразм. „Петрополис". Пб.-Берлин. 1922. Обл., фронтиспис, 43 рис. в тексте и марка издательства. 48 стр. 19 X 14. 1 000 экз. нумеров, из них сто римской нумерации не для продажи. Тип. Dr. Selle е С-о А. С Berlin.

16. Н. Лесков. Леди Макбет Мценского уезда. Обл., тит. лист, 31 рис. в тексте. Для „Аквилона" в 1923 г. Не напечатаны.

17. Всеволод Воинов. Б. Кустодиев. Гос. Изд. Ленинград. 1926. Обл., 48 рис. в тексте (исп. в 1923 г.) и три автолитографии (исп. в 1922 —1925 гг.), 166 стр. 3172 X 227. 2 ООО экз. Гоо. Тип. им. Ивана Федорова. Лгд.

18. С. Маршак. Приключения стола и стула. Небылица по Эдварду Лиру. Изд. Брокгауз-Ефрон. Лгд. 1924. Обл., тит. лист, 17 рис. и изд. марка (фотолитография и хромолитография в 4 краски). 16 стр. 247 X 17. 5 ООО экз. Гос. Тип. им. Ивана Федорова. Лгд.

19. С. Маршак. Чудеса. „Радуга". Лгд. М. 1925. Обл., тит. лист, 14 рис. (хромолитография в 4 кр.). 16 стр. 287 X 27«. 10 ООО экз. Литогр., аренд. В.Д. Горюновым. Лгд.

20. Детям о Ленине. Сост. Инст. по детскому чтению, под ред. А. Кравченко. Гос. Изд. М.-Лгд. 1926. Обл., тит. лист, 41 рис. (исп. в 1924 — 1925 гг.) (фотолитография и хромолитография в 4 кр.). 72 стр. 23 X 26. 15 ООО экз. 1 Образц. Тип. Гос. Изд. М.

21. Труд. Картинки для раскрашивания, вып. I, изд. Брокгауз-Ефрон. Лгд. 1924. Обл. (хромолитография в 4 краски) и 8 рис. на вкл. листах (фотолитография). 16 стр. 27 X 22. 5 ООО экз. Гос. Тип. им. Ивана Федорова. Лгд. Вып. II. 8 рис. Не напечатаны.

22. Сельский труд. Картинки для раскрашивания. Стихи Мих. Павлова. Изд. Брокгауз-Ефрон. Лгд. 1925. Обл. и 15 стр. рис. (исп. в 1924 г.). 32 стр. 277 X 217. 1000О экз. Тип. изд. Брокгауз-Ефрон. Лгд.

23. Ленин и юные ленинцы. Сборник, сост. 3.И. Лилина. Гос. Изд. Лгд.-М. 1925. Обл. и 21 рис. в тексте (исп. в 1924 г.). 104 стр. 2372 X 1570. 25 ООО экз. Тип. „Печатный Двор". Лгд.

24. Елена Данько. Настоящий пионер. Гос. Изд. Лгд. 1925. Обл., тит. лист, 6 рис. в тексте (исп. в 1924 г.). 16 стр. 17X 13. 15000 экз. Тип. „Печатный Двор".

25. Лидия Лесная. Д ж и м м и Джой в гости к пионерам. Гос. Изд. Лгд. 1925. Обл., тит. лист, 7 рис. в тексте (хромолитография в 4 кр., исп. в 1924 г.). 16 стр. 2172 X 1672. 10ООО экз. Гос. Тип. им. Евг. Соколовой. Лгд.

26. Надежда Павлович. Большевик Том. Изд-во Брокгауз-Ефрон. Лгд. 1925. Обл. и 18 рис. в тексте (исп. в 1924 г.). 14 стр. 28 X 2172. 10000 экз. Тип. Брокгауз-Ефрон. Лгд.

27. Надежда Павлович. Паровоз-гуляка. Изд-во Брокгауз-Ефрон. Лгд. 1925. Обл. и 12 рис. в тексте (исп. в 1924 г.). 12 стр. 267 X 19. 10000 экз. Тип. изд. Брокгауз-Ефрон. Лгд.

28. А.Ф. Ильин-Женевский. Один день с Лениным. Из воспоминаний „витмеровца". Гос. Изд. М.-Лгд. 1925. Обл. и 6 рис. в тексте (исп. в 1924 г.). 20 стр. 1772 X 13. 50000 экз. Тип. „Коминтерн". Лгд.

29. Н. Подвойский. Смычка с солнцем. Гос. Изд. Лгд. 1925. Обл. и 4 рис. в тексте. 16 стр. 17 X 1278. 10 000 экз. Тип. „Печатный Двор". Лгд.

30. Н. Лесков. Зверь. Рассказ в переработке Н. Жбановской. Гос. Изд. М.-Лгд. 1926. Обл. и 8 рис. в тексте. 48 стр. 17 X 13. 10 000 экз. 1 Образц. Тип. Гос. Изд. М.

31. Василий Казин. Лисья шуба и любовь. Поэма. „Современные проблемы" Н.А. Столляр. М. 1926. Обл. и 12 рис. в тексте. 64 стр. 18 X13. 2 000 нумер, экз. Ното-печатня Гиза. М.

32. Петр Орешин. Смена. Рассказы. Гос. Изд. Лгд. 1926. Обл. и 3 рис. в тексте (исп. 1925 г.). 32 стр. 1872 X 1372. 25000 экз. Тип. „Печатный Двор". Лгд.

33. А. Гавриков. Как наши хлеб продавали. Гос. Изд. Лгд. 1926. Обл. и 2 рис. в тексте (исп. в 1925 г.). 32 стр. 17X13. 25000 экз. Тип. „Печатный Двор". Лгд.

34. С. Юрин. Аленкины косы. Гос. Изд. Лгд. 1926. Обл. и 2 рис. в тексте (исп. в 1925 г.). 32 стр. 20X14. 10 ООО экз. Тип. „Печатный Двор". Лгд.

35. Н. Манасеина. Медведь-грамотей. Гос. Изд. М. 1927. Обл. и 10 рис. в тексте. 212 X 177. Тип. им. Бухарина Лгд.

36. „Блоха" Евг. Замятина. Сборник статей „Academia". 1927 г. Обл. и 5 рис. в тексте. 32 стр. 17 X 137. 3100 экз. Типо-литогр. Воен. Техн. Акад. Лгд.

37. Евг. Замятин. Инок Замутий. Обл. и рис. Не напечатаны.

38. О. Капица. Стихи для детей. Рисунки. Не напечатаны.

39. Л. Савельев. Пословица — всем делам помощница. Обл. и 4 рис. в тексте (напечат. офсетным способом). 16 стр. 147 X 11. 50 000 экз. Тип. „Печатный Двор".

40. В. Заводчиков и А. Русских. Веселый гармонист. Частушки. Гос. Изд. Лгд. 1927. Обл. и 3 рис. в тексте. 32 стр. 15X 11. 50 000 экз. Тип. „Печатный Двор".

42. Майские стихи. Сборник. Гос. Изд. Лгд. 1927. Обл. и 5 рис. в тексте. (Обл. и 1 рис. не вошли в книжку, которая напечатана с обл. раб. Е. Белуха.) 32 стр. 15 X 11. 50 000 экз. Тип. „Печатный Двор". Лгд.

ОБЛОЖКИ

1910. Библиотека мировой поэзии. Стихотворения Эдгара По. Изд-во „Стелла".

1919. М. Артамонов. Земля родная. Гос. Изд-во.

1922. М.Н. Покровский. Русская история. Гос. Изд-во.

Русские песни, собранные Пушкиным. Гос. Изд-во.

1923. С. Маршак. Пожар. Изд-во „Радуга".

Евг. Замятин. Уездное. Изд-во Френкеля. Серия книг Крымгосиздата.

1924. В. Никольский. Старая Москва. Изд-во Брокгауз-Ефрон.

Леонид Гроссман. Путь Достоевского. Изд-во Брокгауз-Ефрон.

1924. Н. Лесков. Амур в лапоточках. Изд-во „Время".

Г. Гауптман. Остров великой матери. Изд-во „Время".

Алексей Толстой. Чудаки. Изд-во Френкеля.

Г. Уэллс. Морская дева. Изд-во „Мысль".

1925. Алексей Толстой. Ибикус или похождения Невзорова. Гос. Изд-во.

К. Дебу. Деревенский кузнец. Гос. Изд-во.

Школьные тетради (два рисунка). Гос. Изд-во.

Н. Иванов. Что нужно знать селькору. Гос. Изд-во.

Международный день кооперации. Сборник для изб-читален. Гос. Изд-во.

Праздник урожая. Сборник для изб-читален. Гос. Изд-во.

B. Бродячий. Пьесы для раб.-крест. театра. Гос. Изд-во.

П. Гужавин. Ягодный сад крестьянина. Гос. Изд-во.

А. Овсянников. Сани. Гос. Изд-во.

П. Орешин. Солдатка. Гос. Изд-во.

C. Подъячев. Исцелитель. Гос. Изд-во.

А. Тюханов. Ежик. Гос. Изд-во.

С. Порецкий. Деревенский слесарь. Гос. Изд-во.

М. Тумаркин. Деревенский столяр. Гос. Изд-во.

А. Овсянников. Деревенский тележник. Гос. Изд-во.

С. Захаров. Деревенский кирпичник. Гос. Изд-во.

П. Быховский. Деревенский чеканщик. Гос. Изд-во.

П. Быховский. Деревенский жестянник. Гос. Изд-во.

М. Горький. Детство. Гос. Изд-во.

М. Горький. В людях. Гос. Изд-во.

М. Горький. Фома Гордеев. Гос. Изд-во.

М. Горький. Супруги Орловы. Гос. Изд-во.

М. Горький. Макар Чудра. Гос. Изд-во.

М. Горький. Лето. Гос. Изд-во.

М. Горький. Озорник. Гос. Изд-во.

М. Горький. Челкаш. Гос. Изд-во.

М. Горький. На дне. Гос. Изд-во.

Н. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо. Гос. Изд-во.

1925. М.Е. Салтыков (Щедрин). Сказки. Гос. Изд-вр.

М.Е. Салтыков (Щедрин). Развеселое житье. Гос. Изд-во.

М.Е. Салтыков (Щедрин). Портной Гришка. Гос. Изд-во.

М.Е. Салтыков (Щедрин). Сон в летнюю ночь. Гос. Изд-во.

М.Е. Салтыков (Щедрин). Тетенька Анфиса Порфирьевна. Гос. Изд-во.

М.Е. Салтыков (Щедрин). Городничие-бессребренники. Гос. Изд-во.

М.Е. Салтыков (Щедрин). Галерея рабов. Гос. Изд-во.

М.Е. Салтыков (Щедрин). Чудинов. Гос. Изд-во.

Каталог крестьянской литературы. Гос. Изд-во.

И. Тургенев. Певцы. Гос. Изд-во.

Глеб Успенский. Пятница. Гос. Изд-во.

В. Короленко. Дом № 13. Гос. Изд-во.

Л. Толстой. После бала. Гос. Изд-во.

Н. Лесков. Тупейный художник. Гос. Изд-во.

Фанни Херст. Золотые перезвоны. Изд-во „Время".

1926. Вяч. Шишков. Страшный Кам. Изд-во „Земля и Фабрика.

Вяч. Шишков. Спектакль в селе Огрызове. Изд-во „Земля и Фабрика".

Вяч. Шишков. Тайга. Изд-во „Земля и Фабрика".

Вяч. Шишков. Свежий ветер. Изд-во „Земля и Фабрика".

Вяч. Шишков. Колдовский цветок. Изд-во „Земля и Фабрика".

Вяч. Шишков. Ватага. Изд-во „Земля и Фабрика".

Вяч. Шишков. Пейпус-Озеро. Изд-во „Земля и Фабрика"

Вяч. Шишков. Торжество. Изд-во „Земля и Фабрика".

Вяч. Шишков. Диво дивное. Изд-во „Земля и Фабрика".

Вяч. Шишков. Ржаная Русь. Изд-во „Земля и Фабрика".

М. Горький. Дело Артамоновых. Гос. Изд-во.

Иван Бьярке. Вилла Виктория. Изд-во „Время".

1927. Деревенский песенник. Гос. Изд-во.

Немцев. Песни для рабочего хора. Гос. Изд-во.

СБОРНИКИ, В ИЛЛЮСТРИРОВАНИИ КОТОРЫХ Б.М. КУСТОДИЕВ ПРИНИМАЛ УЧАСТИЕ

1. Лермонтов. Песня про купца Калашникова. Изд. СПБ. О-ва грамотности. Рисунки А.Ф. Максимова и Б.М. Кустодиева (1909 г.) В это издание вошли шесть рисунков К., исполненных им для Эксп. Заг. Гос. бумаг в 1905 — 1906 гг.

2. Юбилейный сборник рисунков известных художников к произведениям Н.В. Гоголя. 1809 — 1909. СПБ. Изд. О-ва грамотности 1909. Обложка раб. Е.Е. Лансере, рисунки Д.М. Гаврильцева, Н.Н. Герардова, Б.М. Кустодиева и А.И. Романа. В этом сборнике напечатаны рисунки Б.М. Кустодиева: 5 — к „Коляске" и 7 к „Шинели".

3. Календарь русской революции под общей редакцией В.Л. Бурцева. Изд. „Шиповник". 1907 г. В издание вошли рисунки: Б.И. Анисфельда, И.Я. Билибина, 3.И. Гржебина, М.В. Добужинского, Б.М. Кустодиева, Е.Е. Лансере и С.В. Чехонина. Обложка И.Я. Билибина. Б.М. Кустодиев сделал рисунок „Февраль". Все издание было конфисковано и уничтожено до выхода в свет. Перепечатано в 1917 г.

4. Живое слово. Книга для изучения родного языка. Сост. А.Я. Острогорский, ч. I — III, и „Маленькое Живое Слово". СПБ. 1907 — 1909 гг. Для этого издания Б.М. Кустодиев исполнил рисунки: 1 — к рассказу Чехова „Тоска", 3 — к басням Крылова (Демьянова уха, Пустынник и медведь, Гуси), 1 — к „Дедушка Мазай и зайцы" Некрасова, 1 — к рассказу Тургенева „Певцы" и 1 — к „Шинели" Гоголя.

5. Детский альманах. Хрестоматия для домашнего чтения. Изд. „Общественная польза". СПБ. 1910 г., 2-е изд. 1914 г. Рисунки М.В. Добужинского, Д.Н. Кардовского, Б.М. Кустодиева и В.Я. Чемберса. Б.М. Кустодиев исполнил рисунки: 1 — к „Неточке Незвановой" Достоевского, 1 — к „На страстной неделе" Чехова и 1 — к „Последнему лучу" Короленко.

6. Л. Толстой. Свечка. Гос. Изд. Пбг. 1919. Рисунки Г. Верейского и Б. Кустодиева (два рисунка на стр. 9 и 14).

7. II Конгресс Коммунистического Интернационала. Изд. Ком. Инт. 1920. В альбоме помещены рисунки: И. Бродского, Г. Верейского, К. Вещилова, М. Добужинского, Б. Кустодиева и С. Чехонина. Б.М. Кустодиев исполнил рисунки: „Ночной праздник на Неве", „На Марсовом поле", „Перед Дворцом Искусства".

РАБОТЫ ДЛЯ ГАЗЕТ И ЖУРНАЛОВ

1905. „Жупел". Москва. Вступление (№ 2).

1906. „Адская почта". Горемыкин (№ 2)

„Адская почта". Игнатьев (№ 3)

„Адская почта". Дубасов (№ 3) шаржи.

„Адская почта". Коковцев (№ 3)

„Адская почта". Победоносцев (№ 3)

1908. „Славянский мир". Обложка.

1910. „Литературный альманах Аполлона". 6 иллюстр. к повести Л.Н. Толстого „Аггей Коровин" (№ 8).

„Сатирикон". Колористы (№ 51).

Иллюстр. приложение к „Речи". 18 апреля. Пасха в деревне.

1911. Огонек". Две иллюстрации к рассказу В.Г. Авсеенко „Два миллиона" (№ 1).

„Сатирикон". Тихая провинция (№ 4).

„Сатирикон". Любовь поэта (№ 5).

1913. „Сатирикон". Сонет (Купальщицы) (№ 21).

1915. „Отечество". Иллюстр. к рассказу Ф. Сологуба „Дед. и внук" (№ 1).

1916. „Лукоморье". Рисунки: Гаданье, Гармонист, Христосованье.

1919. „Коммунистический Интернационал". Обложка.

1920. „Красный балтиец". Рисунки.

1922. „Утренники". Обложка (№ 2).

1923. „Петроград". Обложка „Первое мая на заводе".

1924. „Огонек". Обложка для красноарм. номера.

„Новый Робинзон". 4 иллюстр. к очерку О. Барабаніева

„Ким" (№ 11).

„Ким" 13 иллюстр. к рассказу Евг. Иванова „Гришка Трохотун" (№ 12).

„Ким" Рисунок к стихотв. О. Мандельштама

„Одеяльная страна".

1925. „Новый Робинзон". 3 иллюстр. к рассказу Д. Четверикова „Кривулина" (№ 2).

„Новый Робинзон". 5 иллюстр. к рассказу А. Слонимского „Дядюшкина поддевка" (№ 9).

1926. „Красная Панорама". Обложки: Лыжники, Весна, На качелях, На Украине, Смольный в Октябре 1917 г.

„Красная Панорама". 2 иллюстр. к ст. Вс. Воинова „У Кустодиева" (№ 10/104).

„Красная Нива". Обложки: Зимой (№ 4), Базар в деревне (№ 27).

„Прожектор". Рисунок: На траве (№ 8/78).

„Красная газета". Веч. вып. Два рисунка для номера в пользу пострадавших от землетрясения в Армении.

„Рабочий и театр" (№ 48/115). Рисунок: „Блоха" Евг. Замятина.

1927. „Красная Панорама". Рисунки на обложках: Смычка города с деревней (№ 1).

„Красная Панорама". Газетчик (№ 3).

„Красная Панорама". На рынке (№ 12).

„Красная Панорама". Рисунок: На берегу (№ 26).

„Красная Нива". Обложка: Катанье в деревне (№ 2).

КАЛЕНДАРНЫЕ СТЕНКИ

1921. Табель-календарь издательств „Аквилон" и „Алконост".

1923. Красноармеец. Гос. Изд-во.

Рабочий. Гос. Изд-во.

Деревенская. Гос. Изд-во.

1925. Женщина с книгой. Гос. Изд-во.

„Жатва". Покрышка для отрывного календаря.

1926. Яблочный сад. Гос. Изд-во.

Стенька Разин. Гос. Изд-во.

Комсомолка. Гос. Изд-во.

РИСУНКИ ДЛЯ ПОЧТОВОЙ БУМАГИ

1924. 4 портрета В.И. Ленина. Изд. Комитета популяризации художественных изданий.

ШКОЛЬНЫЕ КАРТИНЫ

„Школьные картины по русской истории", изд. И. Кнебеля:

1907. Земская школа в Московской Руси.

Освобождение крестьян 1913.

1913. Астрахань

Киргизская степь

ПЛАКАТЫ

Составил В. Охочинский.

1. „Заем Свободы". (Бородатый солдат с опущенной винтовкой стоит на трибуне, окруженный толпой с красными флагами, на которых лозунги: „Не дайте врагу отнять завоеванную вами свободу", „Война до конца", „Победа над врагом".) Подпись: „Б. Кустодиев. 1917". Литография в 4 краски. Птг. Литография А. Кадушина. Изд. „Займа Свободы". 1-я премия на конкурсе плакатов „3. С". (Воспр. в журн. „The Poster", сент., 1917, стр. 53.)

2. „Russian Art Exhibition. March and April 1924" и т. д. (использована картина Б.М. Кустодиева „Лихач"). 1924. Лит. в 4 кр. Нью-Йорк. Amalgamated Lithographiers of America. Изд. G. Austin C-o New-York.

3. „Ленинградское отделение Государственного Издательства, Гиз. Ленинград. Проспект 25 Октября, 28. Москва, Тверская, 51". Шрифт раб. А.Н. Лео. (Молодой рабочий с молотом читает книгу, стоя на груде книг, которую охраняют крестьянин с косой и красноармеец с винтовкой.) 1925. Лит. в 4 кр. Лгр. Хромолитография. „Печатный Двор". Гос. Изд. Тир. 5 ООО. В экземплярах для Парижской декоративной выставки текст на французском языке.

4. „Ленинградское Общество Смычка города с деревней" и цитата из Ленина. Шрифт наборный. (Молодой рабочий передает книги пожилому крестьянину с мальчиком.) Подпись: „Б. Кустодиев, 1925". Литогр. в 4 кр. Лгр. Лит., аренд. В. Горюновым. Гос. Изд. Тир. 10 000. (Воспр. „Печать и Революция" 1926, кн. 8.)

5. „Блоха" Евг. Замятина. Моск. Худ. театр.2-й (слева атам. Платов стреляет из пистолета в блоху, справа ее пытается схватить халдей, рядом с которым видна Машка). Надпись: 1-й раз в Москве и т. д. Подпись: „Б. Кустодиев. 1925". Литография в две краски. Лит. А. Постнова. М. 2 500 экз.

6. „Блоха". Гос. Большой Драм. Театр. Фонтанка 65. (Шаржированная голова атамана Платова.) Подпись: Б. К. 1926. Литография в 2 кр. Лгр. Лит. В.-Т. Ак. Р. ККА. Изд. Ак. т. Тир. 1000 (больш. разм.) и 1000 (мал.). (Воспр. Театр. Декорац. Искусство в СССР 1917 —X —1927. Изд. Ком., стр. 199).

АВТОЛИТОГРАФИИ

1921. Откр. письма Комитета популяризации художественных изданий:

Купец

Купчиха

Извозчик

"Шестнадцать автолитографий". Изд. Комитета популяризации художественных изданий:

Титульный лист

Оглавление

Волга

Большая дорога

Бульвар

1921. "Шестнадцать автолитографий". Изд. Комитета популяризации художественных изданий:

Гостиный двор

Домик

Купец и купчиха

Архиерей

Трактир

Деревенская ярмарка

Купальщица

Лето

Лес осенью

Масленица

Весна

Шесть стихотворений Некрасова" Изд. „Аквилон":

Титульный лист „Влас", 4 рис.

„Коробейники", 14 рис.

„Дядюшка Яков", 3 рис.

„Пчелы", 3 рис.

„Генерал Топтыгин", 3 рис.

„Дедушка Мазай и зайцы", 3 рис.

Табель-календарь на 1922 г. Изд. „Аквилон" и „Алконост.

Кн. знак В.И. Анисимова.

1922. Рисунки на камне для альбома, затеянного Г.П. Любарским и Н.М. Гамильтоном:

В роще

Гроза

Купчиха

Пикник

Кавалерист

Барышня

Портрет Ю.Е. Кустодиевой

Фронтиспис

вошли в книгу Вс. Воинова „Б. Кустодиев".

1923. Автопортрет 1-й (с бородой) „Б. Кустодиев" для книги Вс. Воинова

1924. Портрет артистки Акад. балета В.К. Ивановой для книги о балете, изд. «Academia".

1925. Автопортрет 2-й (без бороды) для книги Вс. Воинова „Б. Кустодиев".

Для альбома „Автолитографии". Изд. Центр. Муз. ТССР:

Купальщицы

Портрет девочки

1926. Для издательства "Земля и Фабрика":

Портрет Вяч. Я. Шишковам Портрет А. Неверова

Портрет С. Подъячева

С. Подъячев у своей избы в с. Обольянове

КНИЖНЫЕ ЗНАКИ

1. Р.И. Нотгафт. 1912. ЦНК. На фоне стилизованного пейзажа две женщины в русских костюмах держат большой плат с надписью: „Из книг Р. Нотгафт". Рисунок заключен в цветную рамку. Подпись: „Б. К. 1919". (Воспр.: „Кн. Зн. Русск. Худ.", изд. „Реtropolis", 1922, стр. 111 и Вс. Воинов: „Б.М. Кустодиев", Гиз. 1925, стр. 81.)

2. Н.А. Рязановского. 1914. Не отпечатан. Владелец скончался 30/III —1927.

3. Б.В. Элькана. 1919. ЦНК. Шуточный. На большой книге помещен челюстный протез и стакан с двумя розами и зубной щеткой. На заднем фоне картина в массивной раме. Рисунок заключен в 8-угольную рамку. Внизу на ленте надпись: „Ех libris В. Е1сап". Подпись: „Б. К. 1919". (Воспр. „Труды Ленингр. Об-ва Экслибрисистов", вып. I, стр. 24.)

4. С.Р. Эрнста. 1919. Не отпечатан. Шуточный. Среди разбросанных произведений искусства стоит на пуантах балерина.

5. К.Б. Кустодиева. 1921. ЦНК. На фоне средневекового замка рыцарь со свитой выезжает из большой книги. Внизу лента с надписью: „Ех libris К. Кустодиева". Подпись: „Б. Кустодиев. 1921". (Воспр.: „Кн. Зн. Русск. Худ.", 1922, стр. 107).

6. В.И. Анисимова. 1921. Автолитография. Наборщик у типографской кассы в обрамлении из книг. Наверху лента с надписью: „Из книг В.И. Анисимова". Подпись: „1921. Б. Кустодиев".

7. Авторский. 1924. ЦНК. Под березой на полянке отдыхает юноша с книгами. Рисунок пересечен лентой с надписью: „Из книг Б.М. Кустодиева". (Воспр. Вс. Воинов „Б.М. Кустодиев", Гиз. 1925 г., стр. 17).

8. И.Б. Кустодиевой. 1924. ЦНК. Молодая артистка у освещенной театральной рампы перед рукоплещущими зрителями. Внизу лента с надписью: „Из книг Ирины Кустодиевой" (Воспр. Вс. Воинов: „Б.М. Кустодиев", Гиз. 1925, стр. 82, и А. Бартошевич: „Б.М. Кустодиев в театре". Изд. ОСТИ. 1927, стр. 5.)

9. Вс. В. Воинова. 1924. ЦНК. На фоне деревьев — фронтон здания с надписью: „Русский Музей" и фигура владельца книжного знака, с папиросой в руках, рассматривающего рисунок вокруг груды папок с гравюрами, рисунками и книгами и разные художественные принадлежности. Внизу картуш с надписью: „Из книг Всеволода Воинова". Подпись: „19 — Б. Кустодиев 24" (Воспр.: „Труды Ленинградского Об-ва Экслибрисистов", вып. XI — XII, фронтиспис.)

10. Проект эротического экслибриса. 1927. Ксилография. Возбужденный мужчина опрокидывает с груды книг обнаженную женщину. Внизу надпись: „Ех libris".

11—12. Два проекта экслибриса. 1927. Ксилография. Девушка с книгой и стоящая женщина.

13. Незаконченный проект экслибриса. 1927. Ксилография. Мужской портрет.


Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?