Анненков Ю.П. Портреты. Пб., 1922.
Текст Евгения Замятина, Михаила Кузмина, Михаила Бабенчикова. Автор предисловия Ю.П. Анненков. Издательство «Петрополис». Петербург, 1922. 171 стр. С фронтисписом и многочисленными иллюстрациями в тексте и на отдельных листах (36 илл. по рисункам Ю.П. Анненкова, 34 из которых — портреты). Издательские печатные обложки. Конструктивистская издательская, литографированная в три краски, суперобложка по эскизу автора. Настоящее издание отпечатано на толстой бумаге верже в 15-й Государственной типографии в количестве 900 нумерованных экземпляров, в августе 1922 года под наблюдением В.И. Анисимова. Экземпляр №299. Состояние очень хорошее. Формат: 33,5х25,0 см. Основу книги составляют созданные Юрием Анненковым неповторимые портреты отечественных и зарубежных писателей, композиторов, режиссёров, артистов в несколько "кубистическом" стиле, что несомненно придало изданию некий конструктивистский шарм. Золотой фонд русской графики!
Библиографические источники:
1. Дар Губара. Каталог собрания Павла Викентьевича Губара в музеях и библиотеках России. Москва, 2006, №№1450-1451 — экземпляры №7 и №878.
2. Собрание С.Л. Маркова. Спб., 2007, №1270 — экземпляр №384.
3. Антикварный каталог Акционерного о-ва «Международная книга» №54. Книги по искусству и иллюстрированные издания. Books on Art & illustrated editions. Москва, 1934, №28 — 10$.
4. Антикварный каталог Акционерного о-ва «Международная книга» №72. Книги по искусству и иллюстрированные издания. Books on Art & illustrated editions. Москва, 1935, №29 — 10$.
Портрет являлся одним из излюбленных жанров прекрасного русского художника Юрия Анненкова. Ещё в предреволюционные годы он начал создавать обширную галерею живописных и графических портретов современников. В монографию о художнике включены три статьи, посвящённые ему: «0 синтетизме» Е.Замятина, «Колебания жизненных токов» М.Кузмина, «Юрий Анненков» М.Бабенчикова, - а так же список его работ. Но, конечно, это издание делает столь примечательным в ряду других книг того времени именно иллюстративный ряд - острохарактерные, талантливо и стильно написанные Анненковым портреты его современников. Всего их в книге 80. Часть портретов (37) расположена на отдельных листах, включённых в общую пагинацию издания, в том числе 7 из них отпечатаны на мелованной бумаге (исполнены акварелью и/или цветными карандашами), а остальные 30 -на той же бумаге, что и вся книга (графические портреты, в исключительных случаях - с использованием цветной туши). Перед каждой страничной иллюстрацией вклеен лист тонкой прозрачной бумаги, на котором в нижней части воспроизведены подписи к портретам: слева - на русском, справа - на французском языке. Иллюстрации в тексте - их 43 - выполнены в различных техниках (масло, карандаш, темпера и пр.). В предисловии к книге Анненков писал: «Работая над портретами, я не имел циклового задания, каждый из них создавался мною в разное время и по разным мотивам... Но, собранные вместе, портреты неожиданно приобрели для меня значение итога моих личных переживаний за последние годы. И если иные изображённые мною люди запечатлели себя в истории наших дней, а иные обречены на безвестность, то все они без изъятия отмечены одним и тем же знаком: революцией, - и все они служат мне живым напоминанием о тех трагедиях и надеждах, падениях и подъёмах, путём которых нам суждено было пройти вместе бок о бок, друзьям и врагам одинаково». Успех книги способствовал тому, что в 1923 году художник получил заказ на серию портретов советских политических деятелей: Л.Троцкого, Л.Каменева, Г.Зиновьева, К.Радека, А.Луначарского, В.Антонова-Овсеенко и др. Изображения их вошли в следующий альбом Анненкова, «Семнадцать портретов», выпущенный Госиздатом в 1926 году. Однако спустя два года по личному приказу Сталина альбом был изъят из библиотек и книготорговой сети и уничтожен. Но часть экземпляров всё равно попала к читателям. Но их было ничтожно мало.
Анненков, Юрий Павлович (1889–1974), выдающийся русский художник-портретист, деятель театра и кино, литератор, выдающийся представитель русско-французского модерна и авангарда. Юрий Павлович происходил из известного рода — был потомком Павла Васильевича Анненкова, первого редактора и издателя произведений А.С. Пушкина. Родился в Петропавловске-Камчатском (по другим данным — в казахстанском Петропавловске) 11 (23) июля 1889 в семье народовольца П.С. Анненкова, который был другом знаменитой Веры Фигнер, и был отправлен в ссылку за соучастие в убийстве Александра II. В 1892 семья вернулась в Петербург. Посещал школы-студии С.М. Зайденберга и Я.Ф. Ционглинского (1908–1910); занимался также в Училище технического рисования барона А.Д. Штиглица (1909–1911) и парижских мастерских М. Дени и Ф. Валлотона, в академии Гранд Шомьер и Л а Палетт. Лето 1912 Анненков провел в Бретани на биостанции, где выполнял рисунки морской флоры и фауны по заданию сотрудников. Для работ художника начала 1910 годов характерно влияние кубизма и футуризма — «Адам и Ева» (1913-1918), «Желтый траур» (1914), «Бретань» (1916), «Июль. Лес» (1918). Свои кубистические пейзажи, Анненков выставил впервые в 1913 г. в «Салоне Независимых». В этом же году художник вернулся в Петербург, где и началась его активная творческая деятельность. Оттачивал свой остроумный и динамичный графический стиль в журнальных рисунках (для «Сатирикона», «Театра и искусства», «Лукоморья» и других изданий). Сумел органично соединить в своих произведениях, в том числе в живописи («Адам и Ева», 1913, Третьяковская галерея, Москва), гибкую ритмику и декоративность модерна с чертами гротескной «зауми» в духе футуризма. Вошел в число видных деятелей нового русского театра — прежде всего, в качестве главного художника «Кривого зеркала» Н.Н.Евреинова, где он оформил почти все спектакли, выступив одним из зачинателей экспрессионизма на русской сцене (исполнил и иллюстрации к книге Евреинова «Театр для себя», 1915–1916). Оформлял представления артистического кабаре «Привал комедиантов» (1916–1917), революционные массовые спектакли («Гимн освобожденному труду» и «Взятие Зимнего дворца»; оба — 1920). Опубликовал статьи «Ритмические декорации» (1919) и «Театр до конца» (1921), где выдвинул идею кинетически изменяющихся беспредметных декораций, — и осуществил этот замысел в постановках Большого драматического театра (эпохальный в этом смысле «Газ» Г.Кайзера, 1922; и «Бунт машин» А.Н.Толстого, 1924). Еще в предреволюционные годы разработал самобытный тип «эстетского», чрезвычайно броского графического портрета, многие из этих рисунков (А.А. Ахматова, М. Горький, Е.И. Замятин, Б.Л. Пастернак, Н.С. Гумилев, А.А. Блок, А.Н. Бенуа, И.Е. Репин, В.Ф. Ходасевич и др.) по праву считаются классикой литературно-художественной иконографии. Психологический портрет надолго становится его излюбленным жанром. Один из талантливейших художников левого искусства, умело сочетавший в своем творчестве конструктивизм и реализм, Анненков был признан и обласкан новой властью. Перед ним открывались самые охраняемые двери: в 1917–1922 году он зарисовал с натуры А.Ф. Керенского, В.И. Ленина, Г.Е. Зиновьева, К. Ворошилова, К. Радека, В. Антонова-Овсеенко, Л.Д. Троцкого, его зама — Эфраима Склянского и ряд других политических деятелей. Выпустил альбомы «Портреты» (1922) и «17 портретов» (1926); почти весь тираж последнего был — из-за наличия в нем «врагов народа» — уничтожен. Его живописный портрет Л.Д. Троцкого (1923, Центральный музей вооруженных сил, Москва) стал предварением «сверхчеловечески» — героичных образов вождей в тоталитарном искусстве. Вершиной книжного искусства Анненкова явились романтически-сюрреальные и в то же время орнаментально-четкие иллюстрации к «Двенадцати» А.А.Блока (1918), созданные в творческом общении с автором поэмы.
Массу переизданий выдержал украшенный им «Мойдодыр» К.И.Чуковского (1923). Выехав в 1924 в заграничную командировку, обосновался с 1925 в Париже. По-прежнему много работал как дизайнер книги и сценограф (сотрудничал с Дж. Баланчиным, Н.Ф. Балиевым, Ф.Ф. Комиссаржевским, С.М. Лифарем, Л.Ф. Мясиным, Б.Ф. Нижинской, М.А. Чеховым). Порой выступал как художник и режиссер одновременно, ставил русскую классику в парижских театрах «Плейель» и «Вье-Коломбье» (1941–1957), а также в театре Монте-Карло (1961). В годы немецкой оккупации Франции он осуществил постановку опер «Пиковая дама» (1941), «Евгений Онегин» (1943) П.И. Чайковского и «Женитьба» М.П. Мусоргского в Большом зале Плейель. В станковом творчестве в 1940-е годы переходил к трехмерным абстрактным коллажам. Внес выдающийся вклад в искусство кино, создав с 1933 года, в основном в духе классического модерна, декорации и костюмы более чем к 60 фильмам, в том числе к лентам Ф.А. Оцепа, Кристиан-Жака, М. Офюльса, Р. Сьодмака. За фильм «Мадам де…» Макса Офюльса (1953) получил премию «Оскар». В СССР наибольшей известностью пользовался оформленный им фильм об А. Модильяни — «Монпарнас, 19» Ж. Беккера (1957). В 1945–1955 был президентом профсоюза технических работников кинематографа Франции. Работал как художник-постановщик и на французском и западногерманском телевидении («Вишневый сад» Г. Хильперта по А.П. Чехову, 1959, и др.).
Как писатель дебютировал сборником стихов «Четверть девятого» (Петроград, 1919); затем выпустил (под псевдонимом Б.Темирязев) «Повесть о пустяках» (Берлин, 1934). Опубликовал много статей о театре и кино в западноевропейской прессе, а также (на французском языке) монографии «Одевая звезд» (Париж, 1955) и «Макс Офюльс» (Париж, 1962). Среди его литературных, как бы «иронически-символистских» работ выделяется собрание мемуарных очерков «Дневник моих встреч. Цикл трагедий» (Нью-Йорк, 1966; первое переиздание на родине мастера — Л., 1991), — пестрая панорама российской, в том числе и советской культуры, написанная критически-острым пером. Умер Анненков в Париже 12 июля 1974. Один из талантливейших художников левого искусства, умело сочетавший в своем творчестве кубизм, конструктивизм и реализм. Не удивительно, что именно его ранние портреты писателей, художников и большевистских вождей бьют все ценовые рекорды на международных аукционах живописи.