Пушкин А.С. Евгений Онегин. Роман. 6 рисунков и 16 виньеток академика П.П. Соколова; 2 рисунка Л.Л. Белянкина; фототипия К.А. Фишера.
Москва, В.Г. Готье, 1893. 243, [8] с., [8] л. ил.; Тираж 2100 экз., из которых 140 экз. (1-140) нумерованных. В шрифтовой двухцветной издательской обложке. В полукожаном переплёте конца XIX века с тиснением золотом на корешке. 25x17 см. Маленькая часть тиража издания вышла в роскошном оформлении: на веленевой бумаге, в твердых переплетах с золотым тиснением и золочеными обрезами, имела нумерованные экземпляры и продавалась по высокой цене, доступной только состоятельным собирателям. Недостатком же остальной, большей части тиража, можно считать отсутствие твердого издательского переплета. Хотя попадаются экземпляры владельческих переплетов очень известных переплетных мастерских рубежа XIX и XX веков с сохранением мягкой издательской обложки. Золотой фонд русских библиофильских изданий!
Карандашные рисунки к роману А.С. Пушкина были сделаны П. П. Соколовым в 1855- 1860 гг. В 1892 г. В.Г. Готье издал тиражом 200 экземпляров альбом «48 неизданных рисунков академика Павла Петровича Соколова». Альбом имел большой успех, и уже через год Готье выпустил издание «Евгения Онегина», в котором в качестве иллюстраций, как в тексте (виньетки), так и на вклеенных листах, также были использованы те же рисунки П.П. Соколова.
Соколов, Павел Петрович (1826 (по др. источ. 1823)–1905) – русский художник, преимущественно акварелист. Учился у К. Брюлова. Сын акварелиста пушкинской поры Петра Федоровича Соколова (1791–1847), брат художников Петра Петровича и Александра Петровича Соколовых. Известен как книжный иллюстратор. Автор рисунков к «Капитанской дочке» (Готье, 1891), «Евгению Онегину» (Готье, 1892 и 1893), «Арапу Петра Великого» А.С. Пушкина, к «Тарасу Бульбе» Н.В. Гоголя и «Горю от ума» А.С. Грибоедова. Оставил книгу воспоминаний (Л., 1930).
Как известно от Н.П. Смирнова – Сокольского, Владимир Готье обнаружил у княгини Марии Афанасьевны Щербатовой (урождённой Столыпиной, затем — Катковой) рукописный альбом с подлинными рисунками Павла Петровича Соколова к стихотворному роману А.С. Пушкина. Рисунки, выполненные свинцовым карандашом во второй половине 1850-х годов, из-за нужды были проданы художником за 100 рублей известному московскому повесе и гуляке Константину Булгакову, о чём Соколов с горечью поведал в воспоминаниях. Булгаков не только не рассчитался с автором рисунков, но и перепродал их семейству Столыпиных. В конце концов, альбом оказался у Готье, и он сумел получить у Соколова права на издание, задуманное почти сорок лет назад. А спустя ещё полвека альбом с рисунками художника пополнил библиотеку известного книжного собирателя Николая Павловича Смирнова-Сокольского, достаточно подробно написавшего о нём в своих «Рассказах о книгах».
Готье, Вольдемар Габриэль (Владимир Владимирович) (1843-1896) известен отечественным любителям книги и как популярный букинист, и как издатель библиофильской литературы. Книготорговая фирма французской семьи Готье была основана в 1801 году в Москве для продажи книг на иностранных языках. Первоначально она находилась на Кузнецком Мосту, но со временем ее местоположение несколько раз менялось. В 1873 году семейное дело перешло к тридцатилетнему Владимиру, которому долгое время сопутствовала коммерческая удача. Он торговал книгами и музыкальными инструментами, а в 1874 году открыл антикварный отдел. Свою антикварную деятельность Готье начал с покупки в Лейпциге знаменитой библиотеки С.А. Соболевского, насчитывавшей около 3000 русских книг с первоклассными редкостями. Затем в течение достаточно короткого времени им были приобретены крупные книжные и графические собрания Н.П. Дурова, О.М. Бодянского, В.С. Требинова и др. С этого момента покупка сразу целых библиотек стала основным принципом его работы со старой книгой. Ящики с приобретёнными Готье книгами обычно открывались в магазине в присутствии приглашённых именитых покупателей (И.М. Остроглазова, Д.В. Ульянинского и др.). Выбранные ими фолианты тут же оценивались «на глазок» и раскупались, что, естественно, было крайне привлекательно для библиофилов. Лишь после этого остатки книжных собраний описывались и публиковались в «Каталоге большей частью редких и замечательных русских книг» антикварного отдела книжного магазина В.Г. Готье. В общей сложности начиная с 1887 года вышло 30 таких каталогов. В последние годы жизни Готье активно занялся издательской деятельностью. Книг им было выпущено немного, но 5 библиофильских изданий, увидевших свет в 1891-1895 годах, прочно вошли в золотой фонд российских библиофилов. Это «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин» А.С. Пушкина с рисунками и виньетками П.П. Соколова, «Иллюстрированный альбом к роману “Евгений Онегин” А.С. Пушкина» с 48 не издававшимися ранее рисунками того же П.П. Соколова, «Князь Серебряный» А.К. Толстого с 12 рисунками К.В. Лебедева и «Типы из поэмы Н.В. Гоголя “Мёртвые души”, рисованные художником Петром Михайловичем Боклевским». Тиражи их колебались от 200 экземпляров (альбомы П.П. Соколова и П.М. Боклевского) до 2100 экземпляров («Евгений Онегин»). Все они издавались на хорошей бумаге и имели необходимые атрибуты библиофильских книг: нумерацию каждого экземпляра либо особой части тиража, двойную сюиту для некоторых экземпляров, как правило — именных. Альбомы дошли до нашего времени в издательских переплётах, а издания художественных произведений обычно переплетались владельцами по своему вкусу. После смерти В.Г. Готье его антикварный отдел был куплен известным букинистом П.П. Шибановым. История династии Готье закончилась вместе с XIX веком.
Достаточно часто встречается издание «Евгения Онегина», выпушенное В.Г. Готье с 6 рисунками и 16 виньетками П.П. Соколова. Его тираж составил 2100 экземпляров, из которых 140 были пронумерованы, а часть имела подпись «От издателя». Кроме двойной сюиты рисунков, определённое количество экземпляров содержало дополнительные рисунки и портрет А.С. Пушкина на фронтисписе (точное количество подобных экземпляров установить достаточно сложно). Для «привилегированных» экземпляров были выполнены в московской мастерской Большакова особые полукожаные переплёты зелёного или красного цвета. Это издание «Евгения Онегина» Готье дополнил также двумя рисунками Лавра Лавровича Белянкина (они расположены на с. 72 н 220), достаточно известного и «злого на перо» художника-карикатуриста, сумевшего, впрочем, исполнить обе иллюстрации близко к стилю П.П. Соколова. Фототипии рисунков выполнены в той же мастерской К.А. Фишера. Не изменил издатель и своей любимой типографии А.И. Мамонтова. Завсегдатай антикварно-букинистических магазинов и книжных аукционов, «Евгений Онегин» издания В.Г. Готье обязательно находит своего поклонника, занимая уютное местечко на пушкинской полке в его домашней библиотеке.