Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 703 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Английские и французские гравюры XVIII века. Выставка Кружка ловителей русских изящных изданий.

Пг., Кружок любителей русских изящных изданий, 1916. 190 с., 1 л. фронт, [43] л. ил.; Тираж 750 экз., из которых 65 именных.  В иллюстрированной двухцветной издательской обложке. 23x16 см.

 

 

 

 

 


Начиная с 1910 г. Кружок провел шесть самостоятельных выставок: «Степан Филиппович Галактионов и его произведения» (31 марта — 30 апреля 1910 г.), «Русская женщина в гравюрах и литографиях» (28 февраля — 31 марта 1911 г.), «Русская жизнь в эпоху Отечественной войны» (4 апреля — 2 мая 1912 г.), «Три века русской придворной жизни» (22 марта — 19 апреля 1913 г.), «Русская и иностранная книга» (25 февраля — 28 марта 1914 г.), «Английские и французские гравюры XVIII века» (9 января — 8 февраля 1916 г.). Организацией экспозиций занималась специально избираемая Комиссия. Выставки, за исключением последней, носили «камерный» характер — они разворачивались в собственном помещении КЛРИИ и были доступны для посещения три раза в неделю, в вечернее время. Гостям рассылались специальные приглашения. К открытию каждой выставки Кружок издавал изящный каталог и приглашал представителей столичной прессы. Большинство экспонатов предоставляли из своих собраний члены КЛРИИ П.Д. Кедров, И.И. Леман, М.А. Остроградский, П.Е. Рейнбот, М.Я. Синицын, Н.К. Синягин и др., а также не состоявшие в Кружке коллекционеры и библиофилы — В.Н. Аргутинский-Долгоруков, С.С. Боткин, Е.Е. Рейтерн и др. Сначала выставки предназначались для узкого круга коллекционеров, затем — для широкой публики. Каждая из них становилась событием в культурной жизни Петербурга. КЛРИИ выставлял преимущественно книги, гравюры и литографии. Экспозиции, составляемые на основе личных собраний членов Кружка и сопровождаемые изящно изданными каталогами, находили живой отклик в столичных газетах и журналах.


Официальной датой основания Кружка следует считать 15 октября 1903 г., когда был утвержден его Устав. 12 декабря того же года было проведено первое официальное заседание КЛРИИ (впоследствии именно в этот день члены Кружка отмечали очередные годовщины и юбилеи). Последнее зафиксированное в протоколе заседание состоялось 13 февраля 1917 г. Деятельность организации была прекращена по целому ряду причин, — прежде всего, в связи с событиями Февральской и Октябрьской революций 1917 г. и последовавшим затем политическим и общественным переустройством страны. Многие члены Кружка оказались в эмиграции, другие подверглись преследованиям со стороны новой власти. Так, в июне 1918 г. вместе с другими членами Дома Романовых были казнены великий князь Константин Константинович и юный внук Александра II — князь В.П. Палей. Покинули Россию В.А. Верещагин, граф Б.Г. Берг, князь С.М. Волконский, Р.Р. Голике, граф М.Н. Граббе, И.А. Меликов, князья А.В. и С.В. Оболенские, граф Д.И. Толстой и др. А.В. Кривошеий стал одним из руководителей белого движения. Многих из тех, кто остался в России, также постигла тяжелая участь: по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности был арестован и расстрелян П.П. Вейнер, сослан П.Е. Рейнбот и т.д.


В 1916 году Кружок принял решение устроить благотворительную выставку гравюр английской и французской школ XVIII века. Почти весь выставочный материал (редчайшие черно-белые и цветные гравюры Морланда, Смиса, Уорда, Ватто, Дебюкура, Жанине и других художников — примерно 500 листов) был предоставлен членами Кружка (князем С.А. Долгоруковым, В.П. Кочубеем, И.А. Меликовым, А.К. Фаберже), а несколько прекрасных работ — Академией художеств, в залах которой и проводилась выставка. Она имела шумный успех и охотно посещалась, несмотря на тревожное военно-предреволюционное время. Последний каталог (и одновременно последнее издание) Кружка был подготовлен Е.Г. Лисенковым. В него вошло немало портретов русских дворян и царственных особ, в том числе Екатерины II и Павла I работы Л.-М. Бонне, Екатерины II работы Фр. Бартолоцци, А.В. Суворова работы Дж. Минази, князя Н.Б. Юсупова работы Дж. Уолкера, княгини Е. Голицыной работы Р. Гайяра, а также русские жанровые сценки работы Ж.-Б. Лепренса и др. Каталог был отпечатан в типографии Р.Р. Голике и А.И. Вильборга в формате «средней восьмёрки на бумаге верже. Всего в нём 45 иллюстраций с изображениями лучших гравюр выставки на отдельных листах (черно-белые, цветные и тоновые), 23 из которых — французские, 22 — английские. Издание украшено 3 заставками и 4 концовками: к вступительной статье и разделам «Французские гравюры XVIII века» и «Английские гравюры XVIII века»; заключительная концовка помещена после списка иллюстраций. На обложке из плотной кремовой бумаги верже — французская гравюра, отпечатанная фототипией в три цвета, на фронтисписе (вклейка) — черно-белая английская гравюра. В отличие от других каталогов, выпущенных Кружком, этот вышел «в исключительно роскошном виде, с двумя фототипиями в тексте и множеством чёрных воспроизведений». Данные о тираже в самом издании не приводятся, но В.Я. Адарюков в воспоминаниях указывает, что каталог был издан в количестве 750 экземпляров, из которых 65 именных. Как и выставка, каталог пользовался большой популярностью и был распродан в десять дней. После чего Кружком были выпущены: «Краткий каталог» (двумя изданиями, без иллюстраций) в количестве 1500 экземпляров; отдельный оттиск статьи В.А. Верещагина «Памятка о выставке английской и французской гравюры XVIII века» (с прелестной фототипией в красках) в количестве 65 экземпляров; брошюра сотрудника Эрмитажа А.А. Трубникова «На память о выставке» (с репродукциями, взятыми из первого, большого каталога) в количестве 300 экземпляров. Всё это также было очень скоро распродано. Кроме того, в один из дней выставки со старинных медных досок, хранившихся в Академии художеств, в присутствии посетителей были сделаны два десятка гравюр, тут же пушенных с аукциона в пользу Кружка. А в день её закрытия на театральной сцене Академии артистами Михайловского театра в «живых картинах» были воспроизведены лучшие из представленных в экспозиции гравюр. Последняя выставка стала «лебединой песнью» Кружка. Оценивая деятельность КЛРИИ, современники отмечали, что он «внёс богатейшие материалы в нашу научную литературу о художественных изданиях. Борясь с укоренившимся дурным вкусом, пропагандируя своими изданиями истинно художественную книгу, воскрешая своими интересными выставками блестящие страницы прошлого, Кружок, несомненно, проделал крупную работу, объединив в то же время коллекционеров и собирателей и заслужив искреннюю и глубокую признательность всех тех, которые любят книгу и видят в ней художественное значение».



Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?