Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 321 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Русская женщина в гравюрах и литографиях. Выставка портретов. Предисловие Н.Н. Врангеля; текст Н.В. Соловьёва.

СПб., Кружок любителей русских изящных изданий, 1911. 65 с., 1 л. фронт, (портр.), [14] л. порт.; Тираж 350 экз. В издательском переплете. 23x16 см. В хорошем виде большая редкость!

 

 

 

 

 


Издание представляет собой каталог второй по счёту выставки КЛРИИ. Кружок любителей русских изящных изданий (КЛРИИ) - библиофильская организация, существовавшая в Петербурге в 1903 - 1917 гг. КЛРИИ издавал журнал, устраивал выставки. На выставке "Русская женщина в гравюрах и литографиях", организованной в 1911 г., были представлены гравюры и литографии из нескольких частных собраний. Почти 200 листов воскрешали "в поэтических образах обаяние и грацию двух минувших столетий".

Во вступительной статье к каталогу экспозиции барон Н.Н. Врангель писал: "Все вместе, в разных позах и с разными движениями, занятые разными мыслями или мечтами, … все они говорят об одном, вечно заманчивом для художника облике женщины. И шаг за шагом, год за годом развертывается картина переменчивых идеалов и всегда новой мечты художников. … Оттого интересно и занимательно видеть собранными вместе столько разных существ, некогда волновавших, радовавших и печаливших своих нежных воздыхателей. … Время сблизило их и та кажущаяся разница, которую видели современники, для нас уже не существует. … Все они в одинаковой мере рисуют нам облик русской женщины, как понимали, любили и воспроизводили его художники от Петра Великого и до второй половины XIX века. Отсюда и значение выставки женских портретов не только, как собрание людей разных обликов и различных характеристик, но и как яркая и живая картина нравов и вкусов русских людей. … На протяжении почти двух веков изменяется тип русской жизни. Изменяется и отношение к ней художников, выражающих на своих портретах грезу о любви современных им людей".

Обычно выставки эти носили «камерный» характер, устраивались в помещении Кружка, были открыты для всех желающих и длились около месяца. Организацией экспозиций занималась специально избираемая комиссия, а экспонаты предоставлялись преимущественно членами КЛРИИ (князем С.А. Долгоруковым, И.Д. Орловым, Н.К. Синягиным, Е.Н. Тевяшовым, И.А. Меликовым и др.), а также некоторыми коллекционерами и библиофилами, в Кружке не состоявшими. К каждой выставке готовился каталог, который, как правило, печатался в типографии Р.Р. Голике и А.И. Вильборга тиражом 500-600 экземпляров. «Все эти издания, — писал В.А. Верещагин, — отпечатанные Ревильоном в одинаковом формате средней восьмушки, на отличной бумаге, с многочисленными воспроизведениями в тексте и вне текста, могут по справедливости быть названы изданиями в полном смысле слова изящными, вполне удовлетворяющими вкусам и стремлениям самого прихотливого любителя». Они обычно состояли из объёмного предисловия и собственно каталога, составленного «со всей тщательностью».

Предисловие к данному каталогу под названием «Русская женщина в искусстве» написал барон Н.Н. Врангель, историк искусства, автор ряда монографий о русских художниках, составитель первого описания и каталога Русского музея, сотрудник Эрмитажа, библиофил и коллекционер. Текст собственно каталога принадлежит петербургскому антиквару Н.В. Соловьёву: в алфавитном порядке описаны 180 экспонатов — женских портретов работы русских и зарубежных художников, давших в совокупности «яркую картину вкусов, взглядов и нравов русских людей за два последние века». Каталог был выпущен в плотной иллюстрированной обложке с выраженной фактурой, имитирующей сетку понтюзо и вержеров «в виде старинных шпалер». Отпечатан каталог в количестве 350 экземпляров.

В издании воспроизведены наиболее интересные из экспонатов выставки: портреты императриц Елизаветы Алексеевны (фронтиспис), Елизаветы Петровны (с. 10), Екатерины II (с. 14), великой княгини Марии Павловны (с. 40), придворных дам — графинь М.П. Чернышёвой (с. 18) и Н.П. Чернышёвой (с. 20), княгини В.Н.Гагариной с семьёй (с. 26) и др. Всего в каталоге 15 чёрно-белых фототипий на отдельных листах и 4 силуэта в тексте, последние были заимствованы из собраний князя В.Н. Аргутинского-Долгорукова и С.Н. Казакова. К концу 1913 года тираж каталога был полностью распродан.


Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?