Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 501 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Симони П.К. П.П. Бекетов, библиографические о нем сведения, его литературная, собирательская и учено-археологическая деятельность. Издательство и Типография. (1761-1836).

«Старые годы», февраль 1908, с.с. 104-110; март 1908, с.с. 160-165; апрель 1908, с.с. 221-237. Без издателя Платона Петровича Бекетова невозможно написать историю русских изящных изданий!

 

 

 

 

 


Платон Бекетов хорошо известен людям, посвятившим себя работе в области изучения отечественной истории, литературы, археологии, русской иконографии, искусства графики, библиографии, издательского дела и т.д., как «отец русской исторической иконографии» и один из самых известных русских издателей. Между тем П.П. Бекетов имеет полное право, по своим заслугам на пользу отечественного Просвещения, на место в Русском Пантеоне Славы рядом с Карамзиным, Ломоносовым, Новиковым и графом Румянцевым. Платон Петрович родился в значительной, но не очень богатой еще в то время, старинной дворянской семье в городе Симбирске 11 ноября 1761 года. Род Бекетовых в России древний. Во время правления матери царя Иоанна Грозного Елены Глинской, когда она завела ссору в 1537 году с дядей князем Андреем Иоанновичем Старицким, и он выступил в поход к реке Упе в Тульском воеводстве, при нем был, в числе боярских детей, и Бекетов. Происхождение Бекетовых восточное от черкесских Беков; один из них в конце XVI-го века даже назывался Баим, что в переводе значит «богатый». Прадед Платона Бекетова, полковник Афанасий Алексеевич Бекетов, бывший около 1730 года воеводой в Симбирске, происходил из московских дворян; имение у них еще в XV веке было под Арзамасом, но они исстари осели в Симбирске и службу отбывали в числе знатных людей, ибо по грамоте 1674 года велено было Бориса Андреевича Бекетова записать по Симбирску с окладом почти боярским и велено по важности прежней службы и родству служить ему с «дворовыми» по выбору, т.е. исполнять лишь те важные поручения, для исполнения коих требовался «Добрый дворянин». Отец же Платона, полковник Петр Афанасьевич, приходился родным братом известному Никите Афанасьевичу Бекетову (1729-1794) — любимцу Императрицы Елизаветы Петровны, бывшему позднее губернатором в Астрахани, человеку образованному и причастному к поэзии. Отец Платона в 1748 году был определен в Шляхетский Кадетский Корпус, в январе 1751 года по именному указу Императрицы Елизаветы Петровны был пожалован в поручики и лейб-кампании гренадеры; в 1758 году 25 ноября так же был пожалован Императрицей в армейские полки секунд-майором и по желанию своему был определен в заграничную армию во 2-й Гренадерский полк. Есть сведения, что он находился «при бывших 1759 года баталиях, июля 12 дня при Палцыхской, августа 1 дня при Франкфуртской, где и плучил в левый бок контузию и в правую руку тяжко ранен и, по осмотру Главнокомандующего Генерал-Фельдмаршала и кавалера П.С. Салтыкова и доктора, был аттестован в вечную отставку, с пожалованием в подполковники». Есть сведения, что в 1762 году за ним, совместно с братом его бригадиром Никитой Бекетовым, числилось по имению в Алатырском уезде 150 душ крестьян. От первого брака Петра Афанасьевича с девицею Репьевой родился у них сын Платон. Сестра его Екатерина Афанасьевна была замужем за Дмитриевым, отцом знаменитого писателя Ив. Ив. Дмитриева. Платон Бекетов был годом моложе своего двоюродного брата Ив. Ив. Дмитриева. Оба они были вскормлены одной кормилицей, и всю жизнь провели в самой тесной дружбе, как бы тем самым оправдывая народное поверье о «молочных» братьях. У Петра Афанасьевича, принадлежащего к дворянству Новгородского наместничества, было позднее не мало родовых и благоприобретенных имений, заселенных 7426 душами крестьян. Второй брак отца доставил семье Бекетовых еще большие связи и довольство. Он женился на симбирянке, дочери заводчика, коллежского ассесора Ивана Борисовича Мясникова-Твердышева, Ирине Ивановне (1743-1823), три сестры которой были в замужестве также за очень известными в то время людьми: Аграфена за бригадиром А.Ф. Дурасовым, Екатерина — за Г.В. Козицким и Дарья—за А.Пашковым. Отец Бекетова получил в приданное за второй женой 19000 душ крестьян и два медно-железных завода в Оренбургской губернии. От этого брака у Петра Афанасьевича Бекетова было трое сыновей и три дочери, из коих младшая Елена в 1808 году вышла замуж за А.Д. Балашева, бывшего впоследствии обер-полицеймейстером в Москве и потом в Петербурге, а с 25 июня 1810 года Министром Полиции и Петербургским Генерал-Губернатором. Учился первоначально Платон Бекетов в Казани и в Симбирске — в пансионе, у французского мещанина Манжея вместе с двоюродным братом И.И. Дмитриевым. В время пугачевского бунта Бекетовы перебрались в Москву. Там Платон продолжал свое учение вместе с дальним родственником и земляком Н.М. Карамзиным и с родным братом Иваном Петровичем в пансионе у профессора Московского университета Шадена.

Записанный еще в 1767 году по 6-му году от рождения в Гвардию капралом, Платон Петрович к 1776 году получил чин сержанта и вступил в Семеновский полк, где служил тогда и И.И. Дмитриев. В 1783 году он числился во 2-й роте сержантом, а к 1-му января 1784 года он был произведен в прапорщики, а к 1-го января 1786 года — в подпоручики. К этому времени относятся и его первые литературные опыты. 1-го января 1788 года он был выпущен в отставку премьер — майором для определения к статским делам, но еще в августе 1791 года он не успел выправить патента на этот чин. Поступив затем в Герольдмейстерскую Контору при Правительствующем Сенате, Платон Бекетов пробыл там до 1798 года, после чего вышел в отставку и уехал жить в «белокаменную» Москву. Платон Петрович приютился на Кузнецком мосту, купив дом с братом Иваном, гвардейским капитаном, также бросившем к этому времени военную службу, у графа Ивана Илларионовича Воронцова. В этом доме поселились и остальные члены семьи Бекетовых во главе с мачехой Платона Ириной Борисовной, внесшей в свое время громадные богатства в виде приданного. В одном из флигелей своего большого дома П.П. Бекетов, спустя некоторое время по водворении своем в Москве, завел в середине 1801 года типографию и словолитню, а в другом флигеле открылась его же книжная лавка, сделавшаяся скоро сборным пунктом (тусовкой) всех московских писателей и всей знати того времени. Эту эстафету Платон Петрович перехватил у московских мартинистов во главе с Н.И. Новиковым, чья типография располагалась сначала у Воскресенских ворот, а затем у Никольских на Лубянке. Альтернативой «бекетовской книжной тусовке» в Москве в северной столице через четверть века станет книжная лавка А.Ф. Смирдина, где будет собираться весь литературный бомонд во главе с А.С. Пушкиным. Вскоре выпущенные типографией Платона Бекетова разнообразные издания оригинальных и переводных сочинений, всего числом более ста, завоевали себе подобающее им первое место, так как они весьма выгодно отличались от произведений других московских типографий того времени (особенно, Губернской и Университетской) новыми четкими и красивыми шрифтами, тщательным типографским набором, гравированными заглавными листами и фронтисписами, всякого рода виньетками и типографскими украшениями с необычной вообще дотоле для неизбалованной московской публике роскошью и изяществом. Это был у нас в деле издательства и типографской техники желанный почин и крупный шаг вперед сравнительно с изданиями Н.И. Новикова и так называемой «Типографической Компанией». Хотя Бекетовской типографии и было суждено просуществовать всего только около 10-11 лет, но имя его как типографа и издателя поныне на языке у многих исследователей русской истории и литературы; у библиофилов, собирателей и книжников. Сам Бекетов, хотя иногда и писал песенки и стихотворения, переводил с французского произведения в прозе и помещал их в журналах, но он не был в точном смысле литератором, а был скорее, как говорили в те достопамятные времена, только «любителем Муз и словесности». Эта любовь к изящной словесности, воспитанная в нем с юных лет, руководила им и в дальнейшей его деятельности: он избрал своим уделом приготовлять к изданию произведения и полные собрания сочинений известных отечественных писателей. Ему много помогла в этом деле и заведенная им собственная хорошо оборудованная типография. Следуя примеру Н.И. Новикова, издавшего дважды собственными трудами первое полное собрание сочинений А.П. Сумарокова, Бекетов издал изящными шрифтами и щедро украсив виньетками сочинения Ип.Ф. Богдановича (полное собрание дважды), Н.И. Гнедича, В.А. Жуковского, И.И. Дмитриева, легендарное полное собрание сочинений А.Н. Радищева, С.Н. и Ф.Н. Глинок, М. Хераскова, В. Нарежного, графа П.И. Голенищева-Кутузова, П. и М. Макаровых, Мерзлякова, графа Ф.В. Растопчина, В. Филимонова, Н.М. Карамзина, В. Измайлова, графа Д.И. Хвостова, графа А.И. Мусина-Пушкина и многих других. Издательская деятельность Бекетова и любовь его к литературе собрали вокруг него писателей того времени, весьма впрочем различных по таланту и значению на «Парнасе». Местом свиданий и бесед была и книжная лавка при типографии, и собрания на дому по четвергам; тут радушие хозяина не имело границ, а обстановка благоприятствовала товарищескому сближению. Переехав в Москву в 1798 году и отказавшись от шумной светской жизни, Платон Петрович по примеру многих других увлекся собиранием старинных славяно-русских рукописей, бумаг исторического содержания, рукописей с изображениями лицевых миниатюр, автографов и портретов, а также всякого рода изображений русских замечательных деятелей. «Зала его,— по свидетельству С.Н. Глинки,— была увешана их портретами, с краткими жизнеописаниями Карамзина». Как страстный собиратель, П.П. Бекетов неустанно разыскивал русские портреты как живописные, так и гравированные, и составил план целого издания русской исторической иконографии. С течением времени ему удалось собрать даже целую картинную галерею портретов русских исторических деятелей. Эта сторона деятельности Бекетова должна была сослужить добрую службу русскому обществу, представив ему впервые в подборе изображения его военных героев, царей, исторических и лучших русских людей. Затея подбора портретов соотечественников выразилась в дальнейшем в изготовлении большого числа гравированных досок, с коих должны были печататься портреты при издании. С помощью гравера И. Розанова и знаменитого академика по гравированию Н.И. Соколова, обучившего этому искусству А.И. Осипова, Бекетов создал целую школу портретных граверов точками (чем не нынешний растр…), состоявшую из Алексея Осипова и гравировавших под его смотрением Ф. Алексеева, К. Анисимова, А. Афанасьева, М. Воробьева, А. Грачова, Ф. Касаткина, Храмцова и др. По большей части это были крепостные люди, как собственные Бекетова, так и купленные им у других помещиков. По свидетельству Д.А. Ровинского, они «награвировали пунктиром более 300 досок, правда, очень посредственных в художественном отношении, но чрезвычайно замечательных в отношении иконографическом, благодаря тому, что сам Бекетов выбирал оригиналы для воспроизведения вполне достоверные». С этих досок П.П. Бекетов издал:

1. Пантеон российских авторов. [Тексты Н.М. Карамзина]. Часть первая. Издание Платона Бекетова. Москва, печатано в Сенатской типографии у Селивановского, 1801. 1 л. гравированный титул, 1 л. гравированный фронтиспис, 40 стр., 20 листов гравированных портретов.

2. «Собрание портретов россиян, знаменитых по своим деяниям воинским и гражданским, по учености, сочинениям, дарованиям, или коих имена почему другому сделались известными свету, в хронологическом порядке по годам кончины с приложением их кратких жизнеописаний». Издано Платоном Бекетовым. Москва, тип. С. Селивановского, 1821-1824. 50 гравированных на меди портретов деятелей XVIII и XIX столетий в пяти тетрадях.

Скопивши огромный материал и домогаясь все большей и большей полноты, Бекетов не успел издать его в полном объеме при своей жизни, хотя с любовью обрабатывал свои материалы до самой своей кончины. Дальнейшая судьба этого последнего издания такова. После смерти П.П. Бекетова все 306 награвированных его усердием досок были уступлены в 1837 году за 8568 рублей братьям И.В. и П.В. Киреевским (по 28 рублей за доску), которые их выпустили в 1844 году в 2-х выпусках: «Изображение людей знаменитых или чем-нибудь замечательных, принадлежащих по рождению или заслугам Малороссии», 42 гравированных портрета и в 1843 году — «Портреты именитых мужей Российской Церкви», 40 гравированных портретов. Все листы Бекетовских портретов очень редко попадаются в продаже, особенно в хорошем виде. Кроме портретов Бекетов издал еще в 1810 году с лицевой рукописи XVII века, пожертвованной в библиотеку Государственной Коллегии иностранных дел Московского Архива (РГАДА) А.Ф. Малиновским:«Описание в лицах торжества происходившего в 1636 году, февраля 5, при бракосочетании Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича с Государыней Царицей Евдокией Лукьяновной, из рода Стрешневых» с 65 гравированными листами. Но самым известным шедевром издательской деятельности П.П. Бекетова стал: «Пантеон российских государей» Ефрема Филиповского, изданный в 3-х частях в 1805-1810 годах с 105 гравированными листами. Гравюры сопровождают тексты с перечнем заслуг того или иного правителя. Бекетов был Действительным членом Общества Истории и Древностей Российских при Московском университете с 1804 года, а с 1811 года — его председателем. Его перу принадлежит и Устав Общества. По свидетельству П.М. Строева «Бекетов был душой и двигателем» Обшества Истории и Древностей Российских. Так только в 1811- начало 1812 г.г. всего лишь за 17 месяцев председательствования Платона Петровича было получено до 20000 тысяч рублей на издания, составилась библиотека из 2736 книг и 96 рукописей, далее собрание медалей, монет (до 500 штук) и старинных редких вещей. Много книг, рукописей, гравюр и монет было туда пожертвовано и самим Председателем Общества. В знаменитый пожар Москвы 1812 года и Общество Истории и Древностей Российских и сам Председатель его П.П. Бекетов лишились всех своих коллекций, собранных трудами многих лет. После этого горестного события Бекетов не мог уже оправиться. Председателем Общества он еще оставался до мая 1823 года и в этом году совсем ушел из Общества по болезни. Так как дела его пошатнулись, то остальное время своей жизни он провел в уединении, живя большей частью на своей чудной даче близ Симонова монастыря. П.П. Бекетов скончался 6 января 1836 года семидесяти четырех лет от роду. Тело его погребено в Новоспасском монастыре у южной стены соборной церкви, и на могильном камне надпись: «Под сим камнем положено тело премьер-майора и кавалера Платона Петровича Бекетова. Родился Ноября 11 дня 1761 года, скончался 1836 года Генваря 6 дня».

Бекетов П.П. Пантеон российских авторов. [Тексты Н.М. Карамзина]. Часть первая. Издание Платона Бекетова. Москва, печатано в Сенатской типографии у Селивановского, 1801. 1 л. гравированный титул, 1 л. гравированный фронтиспис, 40 стр., 20 листов гравированных на меди портретов. На обороте гравюр — издательские марки Сенатской типографии. Формат: 32х20 см.





Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?