Пушкин, А.С. Капитанская дочка. Роман. Портрет с оригинала Райта и 12 рисунков на отдельных вклейках академика П. Соколова, гравированных на меди А. Ламотом.
М.: В.Г. Готье, 1891. [2],156, [4] с., 1 л. фронт, (портр.), [12] л. ил.; Тираж 1150 нум. экз., из которых 100 экз. (1-100) с дополнительной сюитой оттисков и в особом переплёте. Многие экземпляры с подписью «От издателя». В полукожаном индивидуальном переплёте работы конца XIX века. Сохранена издательская обложка. Обрез с английской золотой «головкой». 24x16 см. Маленькая часть тиража издания вышла в роскошном оформлении: на веленевой бумаге, в переплетах из сафьяна с золотым тиснением и золочеными обрезами, имела нумерованные экземпляры и продавалась по высокой цене, доступной только состоятельным собирателям. Недостатком же остальной, большей части тиража, можно считать отсутствие твердого издательского переплета. Хотя попадаются экземпляры владельческих переплетов очень известных переплетных мастерских рубежа XIX и XX веков. Золотой фонд русских библиофильских изданий!
«Да и весь этот рассказ «Капитанская дочка» чудо искусства. Не подпишись под ним Пушкин, и действительно можно подумать, что это в самом деле написал какой-то старинный человек, бывший очевидцем и героем описанных событий, до того рассказ наивен и безыскусствен, так, что в этом чуде искусства как бы исчезло искусство, утратилось, дошло до естества».
Ф.М. Достоевский
«Капитанская дочка» — одно из первых и наиболее известных произведений русской исторической прозы, повесть А. С. Пушкина, посвящённая событиям Крестьянской войны 1773—1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва. Впервые была опубликована в 1836 году в журнале «Современник» без подписи автора. При этом глава о крестьянском бунте в деревне Гринёва осталась неопубликованной, что объяснялось цензурными соображениями. Сюжет произведения перекликается с первым в Европе историческим романом «Уэверли, или Шестьдесят лет назад», который был опубликован без указания автора в 1814 году и вскоре был переведён на основные языки Европы. Отдельные эпизоды восходят к роману М. Н. Загоскина «Юрий Милославский» (1829). Главный герой произведения — Пётр Андреевич Гринёв, дворянин и сын прославленного офицера в отставке.
Отец отправляет его возмужать на службу: «Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни». Волею судьбы, по пути к месту службы, он встречается с Емельяном Пугачёвым, который тогда был просто беглым, никому неизвестным казаком. Во время бурана, он соглашается быть провожатым и проводит Гринёва и его спутников к постоялому двору. За это тот отнёсся к нему доброжелательно и отдал ему свой тулуп, за что Пугачёв его однажды отблагодарил. Приехав на службу в пограничную крепость, Пётр влюбляется в дочь коменданта крепости, Машу Миронову. Друг Гринёва, офицер Швабрин тоже неравнодушен к капитанской дочери и вызывает Петра на дуэль. Пугачев со своим войском наступает и захватывает крепости в оренбургской степи. Дворян казнит, крестьян зовет в своё войско. Родители Маши погибают, Швабрин присягает Пугачеву, а Гринев отказывается. Его хотят казнить, но спасет его Савельич. Пугачев узнает человека, который ему помог зимой и дарит ему жизнь. Гринев не соглашается поступить в войско Пугачева, изменить своей присяге. Он уезжает в Оренбург и воюет против Пугачева, но однажды получает письмо от Маши, которая осталась в Белогорской, потому что заболела. Швабрин хочет насильно на ней жениться. Гринев с помощью Пугачева спасает Машу, но потом на него поступает донос, и его арестовывают уже правительственные войска. Гринев сидит в тюрьме, Маша едет к царице и вымаливает прощение жениху, рассказав, что его оболгали.
В повести затрагиваются такие темы как:
- Честь («Береги честь смолоду»)
- Любовь
- Благородство
Можно предположить, что большинство своих иллюстрированных изданий Готье сразу задумал как книги с работами русского живописца и талантливого графика Павла Петровича Соколова (1826-1905). П.П. Соколов, средний сын известного портретиста, академика живописи Петра Фёдоровича Соколова и племянник Карла Павловича Брюллова, учился художественному мастерству у отца и дяди, и был выпущен из АХ со званием «свободного художника» (т.е., не имеющий государственного содержания). В 1864 году за картину «Святое Семейство» он также был удостоен звания почётного академика живописи. Занимался в основном акварельной живописью. Из его акварельных работ заслуживают упоминания «Тройка» (приобретена императором Александром II) и «Рассказы бывшего солдата» (у наследников графа Стенбока-Фермора). От отца Соколову передалась любовь к Пушкину, которого он в своих воспоминаниях называет то «божеством», то «солнцем нашей поэзии», то «моим милым поэтом». Цикл иллюстраций к «Капитанской дочке» был выполнен ещё в 1840—1860-е годы, но напечатал его впервые только В.Г. Готье. Издание Готье стало одновременно и первой книжной публикацией работ талантливого художника.
Рисунки гравировал на меди работавший в России французский художник Альфонс Ламот. Впоследствии они были приобретены великим князем Владимиром Александровичем и экспонировались на выставке, устроенной в 1899 году в честь столетнего юбилея А.С. Пушкина. Открывает книгу знаменитый портрет поэта работы английского живописца и гравёра Томаса Райта (1792-1849). Считается, что рисунок сделан с натуры, хотя некоторые исследователи и современники Пушкина в этом сомневались. Оригинал, выполненный сепией в декабре 1836 года, до наших дней не дошёл, а гравюра с рисунка готовилась для собрания сочинений А.С. Пушкина. Свет она увидела лишь в 1859 году, сразу стала популярной и затем неоднократно воспроизводилась. И.Е. Репин, прекрасно знавший иконографию поэта, говорил о его последнем прижизненном портрете: «Обратите внимание... что в наружности Пушкина отметил англичанин! Голова общественного деятеля, лоб мыслителя. Виден государственный ум».
Все гравюры были отпечатаны в Париже, в книге они расположены на отдельных вклейках. Тончайшая работа художника как будто специально рассчитана на то, что владельцы издания будут долго и внимательно, с лупой в руке рассматривать сюжетные сцены, заключённые в оригинальные орнаментальные рамки. Особенно красиво выглядит первый рисунок, где в центре композиции — Маша Миронова, в окружении других персонажей романа. Книга получила цензурное разрешение 31 марта 1891 года и была отпечатана в типографии А.И. Мамонтова в Москве. Первое библиофильское издание В.Г. Готье заложило матрицу для последующих его книг такого рода. В основу были взяты французские библиофильские издания последней трети XIX века. Тираж составил 1150 нумерованных экземпляров в шрифтовых двухцветных издательских обложках. Первые 100 экземпляров имели дополнительную сюиту оттисков и особый переплёт, друтая часть — «подносные» экземпляры с подписью «От издателя».