Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 1003 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Толстой Л.Н. Хаджи-Мурат, иллюстрации Е.Е. Лансере; [предисловие Н. Лернер].

Пг., Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1916. - [6], XXXI, [6], 178, [2], 15 с.: цв. ил., 1 л. фронт. (портр.), 2 л. цв. ил.; В картонажном издательском переплёте и цветной иллюстрированной картонажной коробке. Форзацы из бумаги с растительным орнаментом. Издание, отпечатанное на плотной вержированной бумаге, с множеством рисунков работы Е.Е. Лансере. Иллюстрации на отдельных листах проложены защитными кальками. Торшонированные обрезы. 30,5х23,5 см. Иллюстрации Лансере — бесспорный шедевр. По словам А.Н. Бенуа, «рисунки Лансере сохраняют рядом с толстовской колоссальностью и свою значительность, свою прелесть... Они не только дают тонкую и точную “справку по сценарию” и рисуют типы действующих лиц, но, кроме того, складываются в самостоятельную песнь».

Работа над «Хаджи Муратом» была начата Львом Николаевичем Толстым в 1896 г. и продолжалась до 1904 г. Судьба повести необычна. Ещё не написав, Толстой решил не публиковать её при своей жизни. Ни одно своё произведение заранее он на это не обрекал. «Хаджи Мурат» - до некоторой степени воспоминания Толстого о лучшей поре его жизни, проведённой на Кавказе. Оформление и иллюстрирование повести «Хаджи-Мурат» занимает центральное место в деятельности художника Евгения Евгеньевича Лансере (1875-1946). Лансере отнёсся к работе ответственно: специально ездил на Кавказ, рисовал пейзажи, типы горцев, жилища, утварь, оружие. Особенно важные образы и моменты в содержании повести Лансере отмечает страничными цветными иллюстрациями-наклейками, заключёнными в рамку. К одной из лучших принадлежит первая – «Хаджи-Мурат спускается с гор», где превосходно передано движение всадников. Её радостный колорит соответствует надеждам Хаджи-Мурата в начале повести. В иллюстрациях к «Хаджи-Мурату» Евгений Лансере добился редкой достоверности в передаче материала. Сохранив все достоинства графики «Мира искусства», он решительно отказался от стилизации, почувствовав, что это противоречит замыслу одного из величайших произведений Льва Толстого. Создание повести «Хаджи-Мурат» далось Л.Н. Толстому с большим трудом, первый набросок к ней был сделан в августе 1896 г., за ним последовали годы мучительных раздумий, накопления исторического материала, работы над образами героев и природы. Многократно Л.Н. Толстой оставлял эту тему и вновь к ней возвращался, поскольку ни что так не захватывало писателя в то время, как картины непокорного Кавказа, судьбы его сынов. Эти образы впечатляли его еще в молодости, во время службы на Кавказе, где Л.Н. Толстой встречался с будущими героями своей повести, в том числе и с Хаджи-Муратом. Лишь к 1903 году работа над произведением приблизилась к своему завершению. В нем писатель с удивительной исторической и психологической достоверностью нарисовал картину Кавказской войны и трагическую судьбу одного из ее героев – Хаджи-Мурата.



Книга была отпечатана в типографии бывших поставщиков императорского двора Р. Голике и А. Вильборг, занимавшихся выпуском роскошных подарочных изданий.

Издательская династия Голике. Роман Богданович Голике прошел путь от наборщика до владельца типографии (1852 г.). Расширив производство (купив ещё 3 типографии) Голике основал издательскую фирму. Его сын, Роман Романович Голике, быстро включился в работу отца, а в 1884 г. открыл первую школу печатного дела при Русском техническом обществе. Не без помощи Р. Р. Голике было создано Русское общество деятелей печатного дела и проведен Первый Всероссийский съезд деятелей печатного дела.

Вильборг, Артур Иванович – российский типограф и художник. Несмотря на маленькие масштабы, дело А. И. Вильборга сразу приобрело известность в России. Он стал почётным гражданином России, купцом 1-й и 2-й гильдии.

В 1902 году произошло объединение типографии и литографии Р. Р. Голике с цинкографией и хромолитографией А. Вильборга. 18 июня 1902 г. император Николай II подписал устав товарищества, тем самым утвердив "Товарищество на паях". Р. Р. Голике и А. И. Вильборг получили звание Поставщиков Двора Его Императорского Величества. Товарищество "Р. Голике и А. Вильборг". Основными заказчиками издательства были: Община Св. Евгении, Комитет популяризации художественных изданий, Кружок любителей русских изящных изданий. Фирме удалось привлечь к работе художников объединения «Мир искусства». Это позволило "Голике и Вильборг" издавать книги на высочайшего полиграфического уровня. Выходили подарочные фолианты, книги к знаменательным датам (100-летие начала Отечественной войны 1812 г., 200-летие Санкт-Петербурга, 300-летие Дома Романовых и др.), юмористические иллюстрированные журналы "Шут", "Осколки". Товарищество «Р. Голике и А. Вильборг» процветало вплоть до 1917 года. Его называли "купелью санкт-петербургской школы книжной графики". Издательство существовало вплоть до 1930 г.

Лансере, Евгений Евгеньевич (1875—1946) — русский и советский художник. Народный художник РСФСР (1945). Лауреат Сталинской премии второй степени (1943). Сын известного скульптора Е. А. Лансере, брат художницы З. Е. Серебряковой, племянник основателя и идеолога объединения «Мир Искусства» А. Н. Бенуа. Выпускник Первой Санкт-Петербургской гимназии. С 1892 года учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, Петербург, где посещал классы Я. Ф. Ционглинского, Н. С. Самокиша, Э. К. Липгарта. С 1895 по 1898 годы Лансере много путешествовал по Европе и совершенствовал мастерство во французских академиях Ф. Каларосси и Р. Жюльена. С 1899 года — член объединения «Мир искусства». Плотно сотрудничал с издательством Общины Святой Евгении, в частности, оформил в 1904 адресную часть открытки, которая продержалась целых десять лет. Исполнил несколько работ к юбилейным торжествам Санкт-Петербурга, на открытках также кроме декоративных композиций выходили его военные рисунки времён Русско-японской и Первой мировой войн. В 1905 году уехал на Дальний Восток. В 1907—1908 годах стал одним из создателей «Старинного театра» — кратковременного, но интересного и заметного явления в культурной жизни России начала века. Лансере продолжил работу с театром в 1913—1914 годах. 1912—1915 — художественный руководитель фарфоровой фабрики и мастерских гравировки стекла в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. На выставках с 1900: «Мира искусств», «36-ти», Союза русских художников и др. Являясь одним из членов Северного кружка любителей изящных искусств в Вологде, принимал участие в художественных выставках, организованных членами кружка. 1914—1915 — военный художник-корреспондент на Кавказском фронте во время Первой мировой войны. 1917—1919 годы провёл в Дагестане. В 1919 году сотрудничал как художник в Осведомительно-агитационном бюро Добровольческой армии А. И. Деникина (ОСВАГ). В 1920 году переезжает в Ростов-на-Дону, затем в Нахичевань-на-Дону и Тифлис. С 1920 года — рисовальщик в Музее этнографии, выезжал в этнографические экспедиции с Кавказским археологическим институтом. С 1922 года — профессор Академии художеств Грузии, МАРХИ. В 1927 году был командирован на полгода в Париж от Академии художеств Грузии. В 1934 году переехал на постоянное жительство из Тифлиса в Москву. С 1934 по 1938 годы преподавал во Всероссийской Академии Художеств в Ленинграде. В советское время направленность творчества художника с большой полнотой проявилась в монументально-декоративном искусстве. Его работы в этой области характеризуются динамикой пространственного построения, пышностью обрамления и общей торжественностью напоминают плафоны XVII—XVIII веков:

- картины «Партизаны Кавказа» и «Встреча комсомольцев с крестьянами Крыма» в фойе Дворца культуры «Железнодорожник», начало 1930-х годов, Харьков.

- росписи залов Казанского вокзала, темпера, силикатные краски, 1933—34 и 1945—46,

- гостиница «Москва», темпера, 1937 (в Москве).

- плафоны в особняке Г.Тарасова в Москве

- памятный зал в Академии художеств в Петербурге.

Лансере работал в области оформления театральных постановок в Москве, Петербурге, Одессе, Кутаиси:

«Юлий Цезарь» У. Шекспира, 1924,

«Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1938, — в Малом театре в Москве.

"Барышня-крестьянка, 1946 — Большой театр

Много работал в книжной графике:

  • Заставка в журнале «Мир искусства» (1904, № 6). Тушь, перо.
  • «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе». Гуашь. 1905. Третьяковская галерея, Москва.
  • «Июнь». Рисунок к «Календарю русской революции» В. Л. Бурцева. Тушь, акварель. 1907.
  • «Корабли времён Петра Первого», темпера, 1911, Третьяковская галерея
  • «У Александровской колонны». Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат». Акварель. 1912—15.
  • Обложка книги В. Я. Курбатова «Сады и парки». Тушь, гуашь, белила, кисть. 1915. Центральный государственный архив литературы и искусства, Москва.
  • «Строительство Москвы». 1933—34. Плафон ресторанного зала Казанского вокзала, Москва.
  • «Ерошка у Оленина». Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Казаки». Тушь, акварель. 1936. Музей Л. Н. Толстого. Москва
  • Титульный лист для юбилейного сборника «История Академии художеств». Тушь, акварель. 1939. Из собрание семьи художника
  • «Полтавская победа». Лист из серии «Трофеи русского оружия». Гуашь. 1942. Третьяковская галерея

Е.Е. Лансере умер 13 сентября 1946 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

 




Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?