Грибоедов А.С. Горе от ума. Комедия в четырёх действиях в стихах. С иллюстрациями Д.Н. Кардовского. С.-Петербург, издание Товарищества Р. Голике и А. Вильборг, 1913.
4 л. шмуцтитулы, 2 л. цветные иллюстрированные фронтисписы, 158,14 е., 1 л. - факсимиле афиши, [18] с. - факсимиле рукописи, 15 л. тоновых иллюстраций, 10 л. цветных иллюстраций. В цельнокожаном издательском переплёте. Тройной золотой обрез. Форзацы серой бумаги с светло-серыми листьями. Ляссе шёлковое, широкое, оранжевого цвета, с тёмнокрасной кисточкой на конце. 35x28 см. В издательской картонной коробке. Большая часть тиража вышла в шёлковых переплётах. Настоящая книга представляет собой роскошно иллюстрированное подарочное библиофильское издание, выпущенное в одной из лучших русских типографий – предприятии Товарищества поставщиков Императорского двора Р. Голике и А. Вильборг - на высококачественной плотной бумаге. В приложении представлены известные варианты комедии. К книге прилагается факсимиле афиши первого представления комедии в С.-Петербурге 26 января 1831 г. Великолепные иллюстрации к изданию выполнены выдающимся художником, графиком, профессором и академиком живописи Дмитрием Николаевичем Кардовским (1866-1943). Серия иллюстраций к комедии А.С. Грибоедова считается одной из лучших графических работ художника. Она была выполнена в 1907 году. В издание входят 28 иллюстраций на отдельных листах, включая портрет автора на фронтисписе. Из них 13 - цветных и 15 - черно-белых, выполненных в технике литографии.
Сюжет комедии умещается в несколько строчек: Молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий возвращается из-за границы к своей возлюбленной — Софье Павловне Фамусовой, которую он не видел три года. Они вместе выросли и с детства любили друг друга. Софья обиделась на Чацкого за то, что тот неожиданно бросил её, уехал в Санкт-Петербург и «не писал трёх слов». Чацкий приезжает в дом Фамусова с решением взять в жёны Софью. Вопреки его ожиданиям Софья встречает его очень холодно. Оказывается, что у неё уже другой возлюбленный — молодой секретарь Алексей Степанович Молчалин, живущий в доме её отца. Но Чацкий ничего об этом не знал, хотя догадывался, что Софья в кого-то влюблена, но никак не мог понять, в кого. На протяжении всей комедии Чацкий пытается понять, кто же избранник его возлюбленной. Чацкий произносит красноречивые монологи, в которых обличает московское общество (идеологом которого выступает отец Софьи Павел Афанасьевич Фамусов), но добивается лишь того, что вызывает в обществе слухи о своём сумасшествии, пущенные Софьей. В конце пьесы он решает покинуть Москву.
А.С. Грибоедов любил театр и отдал ему свои первые литературные опыты. В 1815 г. на сцене Петербургского театра была поставлена его комедия «Молодые супруги», в 1817 г. другая комедия – «Притворная неверность». Все это, однако, ничем не предвещало гениального взлета – появления комедии «Горе от ума». Дипломат, драматург, поэт Александр Сергеевич Грибоедов был человеком блестящих и разносторонних дарований. Он владел основными европейскими, древними и восточными языками, увлекался философией и археологией, сочинял музыку. Выпускник Московского университета, он во время наполеоновского нашествия добровольно записался в гусарский полк; решив переменить военную службу на гражданскую, поступил в Коллегию иностранных дел; будучи послан секретарём русской дипломатической миссии в Персию, хлопотал там о русских пленных; наконец, как чиновник «по дипломатической части» занял место в штате главноуправляющего Грузией А.П. Ермолова. Однажды в 1816 году Грибоедов, вернувшись из-за границы, оказался в Петербурге на одном из светских вечеров и был поражён тем, как вся публика преклоняется перед всеми иностранцами. В тот вечер она окружила вниманием и заботой какого-то болтливого француза; Грибоедов не выдержал и сказал пламенную уличительную речь. Пока он говорил, кто-то из публики заявил, что Грибоедов сумасшедший, и, таким образом, пустил слух по всему Петербургу.
Грибоедов же, дабы отомстить светскому обществу, задумал написание комедии по этому поводу. Собирая материал для осуществления замысла, он много ходил по балам, светским вечерам и раутам. Уже в Тифлисе, в конце 1822 - начале 1823 года были написаны первые два акта его комедии «Горе от ума». Третий и четвёртый акты создавались летом 1823 года в тульском имении друга. С 1823 года Грибоедов читает отрывки из пьесы (первоначальное название — «Горе уму»), закончена же вся первая редакция комедии в Тифлисе, в 1824 году, её отражает так называемый «Музейный автограф» Грибоедова. В этой редакции еще не было объяснения Молчалина с Лизой и нескольких других эпизодов. В 1825 году Грибоедов опубликовал фрагмент комедии (7, 8, 9, 10 явления I действия, с цензурными изъятиями и сокращениями) в альманахе «Русская Талия». В 1828 году автор, отправляясь на Кавказ и далее в Персию, оставил в Петербурге у Ф. В. Булгарина так называемую Булгаринскую рукопись — авторизованный список с надписью: «Горе моё поручаю Булгарину. Верный друг Грибоедов».
Данный текст является основным текстом комедии, отражающим последнюю известную авторскую волю. Авторская рукопись комедии не сохранилась; её поиски в Грузии в 1940-е — 1960-е годы носили характер сенсационной кампании и результатов не дали. В январе 1831 года состоялась первая профессиональная постановка, также первая публикация целиком (на немецком языке, перевод выполнен с не совсем исправного списка) в Ревеле. В 1833 году «Горе от ума» впервые было напечатано на русском языке, в московской типографии Августа Семена. 22 января 1826 года Грибоедова арестовали в крепости Грозной по обвинению в причастности к тайной декабристской организации, однако через полгода он получил освобождение и «очистительный» аттестат. Вернувшись в Закавказье, где в ту пору шла русско-персидская война, Грибоедов сыграл важную роль в заключении выгодного для России Туркманчайского мира, за что был возведён в ранг полномочного министра-резидента России в Персии. Летом 1828 года он отправился к новому месту службы: согласно статьям составленного им же мирного договора, российский посол должен был следить за взысканием контрибуций и возвращением русских подданных. 30 января 1829 года толпа фанатиков, подстрекаемая слухами о том, что Грибоедов обещал убежище и помощь двум женщинам из гарема родственника шаха, ворвалась на территорию русской миссии и перебила всех там находившихся. Своеобразный некролог погибшему поэту и дипломату поместил в «Путешествии в Арзрум» знавший и ценивший Грибоедова Пушкин: «Его меланхолический характер, его озлобленный ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества, - всё в нём было необыкновенно привлекательно. Рождённый с честолюбием, равным его дарованиям, долго был он опутан сетями мелочных нужд и неизвестности. Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан; даже его холодная и блестящая храбрость оставалась некоторое время в подозрении. Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни. Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неровного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна.
Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны. ..» К счастью для нас, после Грибоедова осталась его комедия, которую сам автор при жизни не увидел ни в печати, ни на сцене. Лишь полтора действия «Горя от ума», да и то в сильно искажённом и урезанном виде, были опубликованы театральным альманахом «Русская Талия на 1825 год». Ещё через шесть лет вышла в свет «театральная» редакция комедии. Впервые без цензурных купюр «Горе от ума» напечатали за границей в 1858 году и лишь в 1862 году - в России. Одно из самых известных изданий грибоедовской комедии - 1913 года, с иллюстрациями Дмитрия Николаевича Кардовского (1866-1943), в 1910-е годы имевшего репутацию одного из лучших русских книжных графиков. К тому времени, когда художник обратился к грибоедовской теме, за его спиной была солидная школа: он учился в Москве в Классах изящных искусств А. Гунста и в Санкт-Петербургской Академии художеств, совершенствовал технику в Мюнхене. Его профессорами были П.П. Чистяков и И.Е. Репин. Первый большой успех пришёл к Кардовскому в 1903 году, когда он проиллюстрировал чеховскую «Каштанку».
Затем настал черёд Пушкина, Лермонтова, Гоголя. К работе над «Горем от ума» Кардовский приступил в 1907 году и отдал ей пять лет. Чёткие, яркие рисунки выполнялись тушью, гуашью и акварелью. Художник ощущал себя на пике профессионального признания: ведь в 1911 году он был избран действительным членом Академии художеств, а некоторое время спустя - академиком. Подчёркнутая академическая респектабельность - одна из отличительных черт его книг той поры. Через несколько лет, уже в Советской России, Кардовский попробовал вернуться к комедии Грибоедова и в 1919 году создал новую серию иллюстраций, к сожалению, так и оставшуюся неопубликованной. А роскошный том «Горя от ума», выпущенный Товариществом Р. Голике и А. Вильборга незадолго до Первой мировой войны, уже давно стал классикой жанра и воспринимается искусствоведами как эталон солидного и вместе с тем изящного консерватизма. "Горе от ума" — один из самых цитируемых текстов в русской культуре. Сбылось предсказание Пушкина: "половина стихов должна войти в пословицу".