Париж накануне войны в монотипиях Е.С. Кругликовой. Пг., 1916.
В литературном отделе участвуют: К. Бальмонт, Александр Бенуа, Макс. Волошин, Вячеслав Иванов, В. Курбатов, А.М. Ремизов, Н.К. Рерих, Фёдор Сологуб, гр. Ал.Н.Толстой, А.Н. Чеботаревская, Георгий Чулков; художественный редактор В.Н. Левитский; заставки, концовки и виньетки работы Е.С. Кругликовой. — Пг., Художественно-графическое заведение «Унион», 1916. 130, [10] с.: ил., 20 цв. л. илл. на отдельных вклейках и около 70 ч/б силуэтов в тексте. Формат: 35x28 см. — 500 нум. экз., из которых 30 экз. (№№1-30) именные. Экземпляр № 403. В футляре. В голубом, слегка выцветевшем, цельнотканевом издательском переплёте. На передней крышке тиснением золотом: изображение герба г. Парижа. Форзацы из бумаги с растительным орнаментом. Торшонированный обрез с золотой «головкой». Картонажный футляр оклеен бумагой с растительным орнаментом. На передней крышке футляра бумажная наклейка с названием книги и фамилией художницы. Золотой фонд русской графики!
Библиографические источники:
Елизавета Сергеевна Крутикова. Жизнь и творчество. Сборник. Л.: Художник РСФСР, 1969.
Талантливая русская художница Елизавета Сергеевна Крутикова (1865-1941) очень рано осознала свое призвание во многом благодаря атмосфере почитания искусства, царившей в ее семье. Профессиональное образование она получила, обучаясь с 1890 г. вольнослушателем в МУЖВЗ. В 1895 г. уехала в Париж и надолго обосновалась там, периодически приезжая в Россию и публикуя в русской печати корреспонденции о французской жизни и о своих поездках по Франции. В Париже она занималась в студиях А. Витти и Ф. Коларосси. Снятая ею мастерская на улице Буассонад вскоре сделалась своеобразным русским культурным центром: здесь она не просто работала и жила, но и принимала несметное количество знакомых и незнакомых посетителей, причем не только художников. Лишь начало Первой мировой войны, заставшее Кругликову в 1914 г. в Петербурге, навсегда оторвало ее от Парижа. Последней данью любимому городу стала ее книга "Париж накануне войны..." (Пг., 1916), украшенная многочисленными монотипиями самой художницы. Творчество Кругликовой было довольно специфическим. В молодости она увлеклась разнообразными печатными графическими техниками и со временем в совершенстве овладела ими. Особой симпатией пользовались у нее техники весьма редкие, полузабытые или даже совсем забытые - такие, как мягкий лак, акватинта, меццо-тинто. Бесконечно экспериментируя, художница восстанавливала или заново открывала для себя их тонкости и придавала им современное звучание. Развитие русской гравюры в XX в. было немало обязано ее энтузиазму и усилиям. Еще в Париже у Кругликовой появились первые ученики (среди них М. А, Волошин, К. Е. Костенко и др.), а в 1920-х гг. в Петрограде она стала профессором кафедры офорта графического факультета АХ, позднее была заведующей кабинетом офорта при полиграфическом факультете Вхутеина (в Ленинграде).
Наиболее весомых результатов Кругликовой удалось добиться в двух областях. Первой из них по времени (с 1909 г.) была монотипия - старая, но практически исчезнувшая техника, позволявшая интересно соединять живопись с печатью. В своих изысканных и лаконичных, красивых по цвету натюрмортах, пейзажах и жанровых сценках Кругликова сумела использовать возможности этой техники так полно, как не удавалось, пожалуй, никому после нее. Второй областью (с 1914 г.) был силуэт, также крайне редко привлекавший больших художников и столь любимый ремесленниками и дилетантами. Элементарную технику вырезания из черной бумаги Кругликова использовала для создания превосходных и разнообразных произведений. Наибольшей известностью пользуется ее громадная (ок. 1000 работ) серия портретных изображений современников, преимущественно деятелей культуры, которую она создавала в течение почти двадцати лет (М. И. Цветаева, М. А. Волошин, А. А. Блок, А. А- Ахматова, А. Н. Толстой, В. В. Маяковский и др.). Несомненное сходство и острая, подчас немного шаржированная, психологическая выразительность придают им характер своеобразного художественного документа, красноречиво характеризующего людей этого насыщенного событиями времени.
Кругликова жила и работала во Франции с 1895 по июнь 1914 года. Её парижская мастерская на улице Буассонад, 17 была гостеприимным домом для всех путешествующих русских художников и литераторов. Свои впечатления о посещении этого уютного уголка оставили Александр Бенуа, Максимилиан Волошин, Алексей Толстой, Сергей Яремич, Анна Остроумова-Лебедева и мн. др. Начавшаяся Первая мировая война не позволила Кругликовой, находившейся в то время в России, вернуться в Париж. А приезжавшие из-за границы художники рассказывали о бедственном положении коллег, оставшихся во Франции. 6 марта 1915 года в газете «Русские ведомости» Александр Бенуа опубликовал статью, где говорилось о том, что в связи с введённым в Париже военным положением русские художники терпят голод и нищету. И призвал немедленно начать сбор средств для их поддержки. Е.С.Крутикова горячо откликнулась на призыв, предложив выпустить альбом собственных монотипий — видов французской столицы — в «пользу страдающих от военного времени парижских собратьев».
В начале 1916 года альбом увидел свет в великолепном художественном и полиграфическом исполнении. 500 нумерованных экземпляров были отпечатаны в художественно-графическом заведении «Унион», специализировавшемся на выпуске роскошных и библиофильских изданий. Цена нумерованного экземпляра составляла 25 рублей, цена именного экземпляра -35 рублей. Несмотря на короткий подготовительный период, издание оказалось тщательно продуманным. Так, например, рисунок на форзацах совпадает с рисунком на футляре, на передней крышке цельнотканевого голубого переплёта оттиснут золотом герб Парижа, цветные отпечатки с монотипий наклеены вручную, имея на развороте чистую противоположную страницу - ничто не должно было отвлекать от них читательского взгляда. О монотипиях Кругликовой стоит рассказать подробнее. С 1909 по 1914 год художница преподавала искусство офорта в парижской академии «La Palette», и у неё было множество учеников. Обогатив офорт цветом и виртуозно владея техникой печатания, Кругликова продолжала совершенствовать своё мастерство, искать новые формы. Творческий поиск привёл её к забытому в то время способу печатания монотипии.
Особенность этой техники состоит в том, что она имеет черты и живописи, и гравюры одновременно: выполняется монотипия на металлической доске вручную средствами живописи, а с доски при помощи офортного пресса её переносят на бумагу. Каждый оттиск бывает уникален и внешне похож на акварельный рисунок с плавными и мягкими очертаниями форм. «Монотипию надо делать быстро, писала художница, - чтобы отпечатать, пока краски не высохли. Это, конечно, невыгодная сторона работы, так как может случиться, что одна часть более суха, чем другие, и может вовсе не отпечататься... После печатания на доске остаётся так мало краски, что если с неё сделать ещё оттиск на другой лист бумаги, то получится очень бледный след, и то только тех мест, где краска лежала наиболее густым слоем». На представленных в альбоме 20 монотипиях изображены сцены парижской жизни. Работы Кругликовой отличают очень красивые цветовые решения с использованием богатого колорита красок; часто встречаются лиловые, сиреневые и фиолетовые оттенки. Резкие контуры, как правило, отсутствуют, что делает её монотипии прозрачными и воздушными. Однако не меньшее очарование этому изданию придают многочисленные силуэты Кругликовой впервые она применила их столь широко и разнообразно.
Впоследствии силуэты станут своеобразной визитной карточкой художницы, но именно в «Париже накануне войны» они выполнены так весело, озорно и непринуждённо, что передают атмосферу французской столицы не меньше, а может быть и больше, чем цветные монотипии. Всего в книге более 70 разнообразных силуэтов от маленьких виньеток и буквиц до подробных жанровых сценок: тут и букинисты на набережной Сены, почтальоны, продавцы газет, тут и модистки, манекены, зеленщики с нагруженными тележками, пешеходы, автомобилисты все они абсолютно живые, что-то делают, куда-то спешат. Разглядывать их можно до бесконечности, не уставая поражаться наблюдательности, мастерству и терпению художницы, которая с любовью воспроизвела такое множество фигур и деталей. Силуэты Кругликовой органично дополняют помещённые в альбоме тексты русских писателей, поэтов, художников: их очерки и статьи посвящены Парижу, впечатлениям и воспоминаниям о пребывании в нём. «Париж накануне войны» сразу стал популярным библиофильским изданием. «Получился том, редкий по своей приятности и выдержанности и со стороны чисто книжной, графической, и со стороны содержания, - писал в своей рецензии на альбом искусствовед С.Р.Эрнст. Но не только это привлекает наши симпатии к нему - пометка на титульном листе "Доход от продажи этой книги предназначается на оказание помощи русским художникам, застигнутым войною во Франции" обеспечивает ему самый радушный приём среди всех кругов русского общества».