Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 1309 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Париж накануне войны в монотипиях Е.С. Кругликовой. Пг., 1916.

В литературном отделе участвуют: К. Бальмонт, Александр Бенуа, Макс. Волошин, Вячеслав Иванов, В. Курбатов, А.М. Ремизов, Н.К. Рерих, Фёдор Сологуб, гр. Ал.Н.Толстой, А.Н. Чеботаревская, Георгий Чулков; художественный редактор В.Н. Левитский; заставки, концовки и виньетки работы Е.С. Кругликовой. — Пг., Художественно-графическое заведение «Унион», 1916. 130, [10] с.: ил., 20 цв. л. илл. на отдельных вклейках и около 70 ч/б силуэтов в тексте. Формат: 35x28 см. — 500 нум. экз., из которых 30 экз. (№№1-30) именные. Экземпляр № 403. В футляре. В голубом, слегка выцветевшем, цельнотканевом издательском переплёте. На передней крышке тиснением золотом: изображение герба г. Парижа. Форзацы из бумаги с растительным орнаментом. Торшонированный обрез с золотой «головкой». Картонажный футляр оклеен бумагой с растительным орнаментом. На передней крышке футляра бумажная наклейка с названием книги и фамилией художницы. Золотой фонд русской графики!

Библиографические источники:

Елизавета Сергеевна Крутикова. Жизнь и творчество. Сборник. Л.: Художник РСФСР, 1969.

Талантливая русская художница Елизавета Сергеевна Крутикова (1865-1941) очень рано осознала свое призвание во многом благодаря атмосфере почитания искусства, царившей в ее семье. Профессиональное образование она получила, обучаясь с 1890 г. вольнослушателем в МУЖВЗ. В 1895 г. уехала в Париж и надолго обосновалась там, периодически приезжая в Россию и публикуя в русской печати корреспонденции о французской жизни и о своих поездках по Франции. В Париже она занималась в студиях А. Витти и Ф. Коларосси. Снятая ею мастерская на улице Буассонад вскоре сделалась своеобразным русским культурным центром: здесь она не просто работала и жила, но и принимала несметное количество знакомых и незнакомых посетителей, причем не только художников. Лишь начало Первой мировой войны, заставшее Кругликову в 1914 г. в Петербурге, навсегда оторвало ее от Парижа. Последней данью любимому городу стала ее книга "Париж накануне войны..." (Пг., 1916), украшенная многочисленными монотипиями самой художницы. Творчество Кругликовой было довольно специфическим. В молодости она увлеклась разнообразными печатными графическими техниками и со временем в совершенстве овладела ими. Особой симпатией пользовались у нее техники весьма редкие, полузабытые или даже совсем забытые - такие, как мягкий лак, акватинта, меццо-тинто. Бесконечно экспериментируя, художница восстанавливала или заново открывала для себя их тонкости и придавала им современное звучание. Развитие русской гравюры в XX в. было немало обязано ее энтузиазму и усилиям. Еще в Париже у Кругликовой появились первые ученики (среди них М. А, Волошин, К. Е. Костенко и др.), а в 1920-х гг. в Петрограде она стала профессором кафедры офорта графического факультета АХ, позднее была заведующей кабинетом офорта при полиграфическом факультете Вхутеина (в Ленинграде).

Наиболее весомых результатов Кругликовой удалось добиться в двух областях. Первой из них по времени (с 1909 г.) была монотипия - старая, но практически исчезнувшая техника, позволявшая интересно соединять живопись с печатью. В своих изысканных и лаконичных, красивых по цвету натюрмортах, пейзажах и жанровых сценках Кругликова сумела использовать возможности этой техники так полно, как не удавалось, пожалуй, никому после нее. Второй областью (с 1914 г.) был силуэт, также крайне редко привлекавший больших художников и столь любимый ремесленниками и дилетантами. Элементарную технику вырезания из черной бумаги Кругликова использовала для создания превосходных и разнообразных произведений. Наибольшей известностью пользуется ее громадная (ок. 1000 работ) серия портретных изображений современников, преимущественно деятелей культуры, которую она создавала в течение почти двадцати лет (М. И. Цветаева, М. А. Волошин, А. А. Блок, А. А- Ахматова, А. Н. Толстой, В. В. Маяковский и др.). Несомненное сходство и острая, подчас немного шаржированная, психологическая выразительность придают им характер своеобразного художественного документа, красноречиво характеризующего людей этого насыщенного событиями времени.

Кругликова жила и работала во Франции с 1895 по июнь 1914 года. Её парижская мастерская на улице Буассонад, 17 была гостеприимным домом для всех путешествующих русских художников и литераторов. Свои впечатления о посещении этого уютного уголка оставили Александр Бенуа, Максимилиан Волошин, Алексей Толстой, Сергей Яремич, Анна Остроумова-Лебедева и мн. др. Начавшаяся Первая мировая война не позволила Кругликовой, находившейся в то время в России, вернуться в Париж. А приезжавшие из-за границы художники рассказывали о бедственном положении коллег, оставшихся во Франции. 6 марта 1915 года в газете «Русские ведомости» Александр Бенуа опубликовал статью, где говорилось о том, что в связи с введённым в Париже военным положением русские художники терпят голод и нищету. И призвал немедленно начать сбор средств для их поддержки. Е.С.Крутикова горячо откликнулась на призыв, предложив выпустить альбом собственных монотипий — видов французской столицы — в «пользу страдающих от военного времени парижских собратьев».

В начале 1916 года альбом увидел свет в великолепном художественном и полиграфическом исполнении. 500 нумерованных экземпляров были отпечатаны в художественно-графическом заведении «Унион», специализировавшемся на выпуске роскошных и библиофильских изданий. Цена нумерованного экземпляра составляла 25 рублей, цена именного экземпляра -35 рублей. Несмотря на короткий подготовительный период, издание оказалось тщательно продуманным. Так, например, рисунок на форзацах совпадает с рисунком на футляре, на передней крышке цельнотканевого голубого переплёта оттиснут золотом герб Парижа, цветные отпечатки с монотипий наклеены вручную, имея на развороте чистую противоположную страницу - ничто не должно было отвлекать от них читательского взгляда. О монотипиях Кругликовой стоит рассказать подробнее. С 1909 по 1914 год художница преподавала искусство офорта в парижской академии «La Palette», и у неё было множество учеников. Обогатив офорт цветом и виртуозно владея техникой печатания, Кругликова продолжала совершенствовать своё мастерство, искать новые формы. Творческий поиск привёл её к забытому в то время способу печатания монотипии.

Особенность этой техники состоит в том, что она имеет черты и живописи, и гравюры одновременно: выполняется монотипия на металлической доске вручную средствами живописи, а с доски при помощи офортного пресса её переносят на бумагу. Каждый оттиск бывает уникален и внешне похож на акварельный рисунок с плавными и мягкими очертаниями форм. «Монотипию надо делать быстро, писала художница, - чтобы отпечатать, пока краски не высохли. Это, конечно, невыгодная сторона работы, так как может случиться, что одна часть более суха, чем другие, и может вовсе не отпечататься... После печатания на доске остаётся так мало краски, что если с неё сделать ещё оттиск на другой лист бумаги, то получится очень бледный след, и то только тех мест, где краска лежала наиболее густым слоем». На представленных в альбоме 20 монотипиях изображены сцены парижской жизни. Работы Кругликовой отличают очень красивые цветовые решения с использованием богатого колорита красок; часто встречаются лиловые, сиреневые и фиолетовые оттенки. Резкие контуры, как правило, отсутствуют, что делает её монотипии прозрачными и воздушными. Однако не меньшее очарование этому изданию придают многочисленные силуэты Кругликовой впервые она применила их столь широко и разнообразно.

Впоследствии силуэты станут своеобразной визитной карточкой художницы, но именно в «Париже накануне войны» они выполнены так весело, озорно и непринуждённо, что передают атмосферу французской столицы не меньше, а может быть и больше, чем цветные монотипии. Всего в книге более 70 разнообразных силуэтов от маленьких виньеток и буквиц до подробных жанровых сценок: тут и букинисты на набережной Сены, почтальоны, продавцы газет, тут и модистки, манекены, зеленщики с нагруженными тележками, пешеходы, автомобилисты все они абсолютно живые, что-то делают, куда-то спешат. Разглядывать их можно до бесконечности, не уставая поражаться наблюдательности, мастерству и терпению художницы, которая с любовью воспроизвела такое множество фигур и деталей. Силуэты Кругликовой органично дополняют помещённые в альбоме тексты русских писателей, поэтов, художников: их очерки и статьи посвящены Парижу, впечатлениям и воспоминаниям о пребывании в нём. «Париж накануне войны» сразу стал популярным библиофильским изданием. «Получился том, редкий по своей приятности и выдержанности и со стороны чисто книжной, графической, и со стороны содержания, - писал в своей рецензии на альбом искусствовед С.Р.Эрнст. Но не только это привлекает наши симпатии к нему - пометка на титульном листе "Доход от продажи этой книги предназначается на оказание помощи русским художникам, застигнутым войною во Франции" обеспечивает ему самый радушный приём среди всех кругов русского общества».

 



Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?