Долгодрова Т.А. Собрание переплётов Якоба Краузе в РГБ. Москва, 1999.
Одним из самых ценных собраний старопечатных книг, вывезенных из Германии в составе Саксонской государственной библиотеки (Дрезден), явилась поступившая в 1946 году в ГБЛ коллекция переплетов работы крупнейшего немецкого переплетчика эпохи Ренессанса Якоба Краузе. Он представлен В РГБ (бывшей ГБЛ) более чем 450 переплетами. Искусство художественного переплета существует столько, сколько существует сама книга. В средние века многообразие материалов, из которых делались переплеты, было почти безгранично: это благородные металлы — золото, серебро, платина; слоновая кость, эмали, драгоценные камни; жемчуг для окладов богослужебных книг, ставших подлинными шедеврами ювелирного искусства. Переплеты делались из дерева, шелка, бархата, бисера и вышивок, а также из кожи овец, телят, свиней и коз, специальным образом выработанной кожи — пергамена, оставляемых естественного цвета или же окрашенных в разные цвета: красный, синий, черный, но предпочтение отдавалось коричневому цвету. Особой роскошью отличались библиофильские переплеты, сделанные по заказу королей и герцогов, высшего духовенства. И однако, как никакое другое, искусство художественного переплета оставалось анонимным вплоть до XVI века. Именно тогда в Западной Европе стали известны два знаменитых переплетчика, в работах которых проявился уникальный, ни на что не похожий индивидуальный стиль. Во Франции — это был анонимный переплетчик, совместивший в своей работе итальянские и французские влияния, работавший для Жана Гролье (1479-1565), библиофила, министра финансов Франции. Его манера получила название «стиль Гролье» и явилась вершиной переплетного искусства во Франции. А в Германии самым прославленным мастером стал Якоб Краузе. В сущности, это был первый случай, когда имя переплетчика сделалось знаменитым. Дата рождения Якоба Краузе, как это часто было в то время, точно не известна, выяснено только, что он родился между 1526 и 1527 годами в городе Цвиккау, а умер в 1585 году в Дрездене. Вначале Краузе работал для некого Антона Фюггера в Аугсбурге, а затем, с 1566 года, стал придворным переплетчиком курфюрста Августа Саксонского, правившего с 1553 по 1586 год, и пробыл при его дворе до своей смерти. С 1574 по 1578 год Краузе обучал ученика Каспара Меузера, ставшего с 1578 года также придворным мастером, наследовавшим тайны ремесла своего учителя. В работах Якоба Краузе иногда можно встретить монограмму «J.K.F.» — «Jakob Krause fecit» («Делал Якоб Краузе»), а герб его изображал картуш с кружкой, букетом цветов в ней (кружка — по-немецки «Krug» —напоминала здесь о первой букве его фамилии) и монограммой «J.K..». Когда Якоб Краузе стал придворным мастером, внизу его герба появляется автограф — собственная роспись. Главной новизной в переплетах Краузе явилось обильное золотое тиснение, хотя само по себе оно и раньше было широко употребимо. Золотой декор — способом «горячего тиснения» (глубокий барельеф) — завезли в Европу арабы в конце XIV века: сначала оно появилось в Италии и Испании, и только в начале XVI столетия — во Франции и Германии. Переплетчик, используя тончайший листок сусального золота, наносил это тиснение на кожу с помощью железных штампов, разогретых до очень высокой температуры. В конце XV века в орнаментике кожаных переплетов появляется к тому же и эффект цвета. Именно на нем строился весь «стиль Гролье», в котором применялась аппликация из разноцветной кожи — настоящая мозаика — с дополнительной орнаментикой золотым тиснением. Позже, уже в XVI веке, для переплетов использовали марокен различной окраски, покрытый игрой завитков золотого орнамента или же плетеных узоров, иногда эти переплеты покрывались тонким слоем воска или лака, что придавало коже дополнительный блеск. Переплеты делались полихромными, с дополнительной раскраской кистью, а иногда на них писались целые миниатюры масляной живописью. Мы сталкиваемся с этим и в творчестве Якоба Краузе. Уникальность его знаменитого стиля состоит в том, что он совместил в своих работах характерные черты немецкого искусства с итало-французской, восточной, арабской орнаментикой, создав некий оригинальный мотив, ставший постоянным в его переплетах. Арабески, применяемые Краузе, по-видимому, объясняются влиянием венецианского искусства с его всегда заметным восточным оттенком. Другими словами, в переплетах Краузе мы встречаем как бы итальянский Ренессанс, но венецианского толка, вместе с национальными немецкими вкусами, и обе эти тенденции на удивление удачно сочетаются у замечательного мастера. В материалах для его работ преобладает телячья кожа (опоек) коричневого цвета в сочетании с золотом и очень редко встречаются красные или черные переплеты. Крышки их Краузе иногда украшал блинтовым (слепым) тиснением, но предпочтение все же отдавал золоту. Кроме золотого — еще реже, чем блинтовое, — использовал и серебряное тиснение, но всегда орнаменты делались с безупречным художественным совершенством.
Также редко он применял и наборную мозаику из кожи. Это золотое, серебряное или блинтовое тиснение Краузе употреблял для миндалевидных средников и наугольников, часто с богатейшим декором в стиле арабских храмов, просматриваются в его декоре также картуши и рамки. Вместе с тем, очень часто можно встретить штамп одного и того же портрета курфюрста на верхней крышке переплета на фоне контура большого саксонского герба. Подобные гербы употреблялись и на верхней, и на нижней крышках, а на верхней крышке переплета часто гравировалось и название книги. Кроме гербов и портретов герцога, золототисненых орнаментов, рамок, пунктиров, — на переплетах были и предметные изображения (реже фигурки): цветы, букеты, ангелы. Иногда композиции Краузе имели в среднике изображение «Распятия», в переплете из РГБ дополнительно сделана еще и раскраска тиснения масляными красками. В орнаментике Краузе есть элементы с изображениями фигур святых: Христа. Иоанна Крестителя, апостолов Павла и Петра. Причем в изображение св.Петра вмонтирована монограмма «К». Краузе владел всем арсеналом средств для тисненой орнаментики своих переплетов — это 171 штампик для наборного орнамента, так называемые «качалки» для проведения прямых линий — рамок, 38 штампов для большого цельного орнамента, 19 цилиндров-ролей для накатки орнамента. Помимо золототисненых опойковых переплетов, у Краузе было много переплетов из свиной кожи натурального цвета с блинтовым тиснением, сделанных в ренессансном стиле. Но они почти не отмечены персональным стилем Краузе и напоминают добротно сделанные придворные переплеты немецких книг XVI века из собрания ангальских герцогов, в част ности, но имеют в средниках золотое тиснение штампов Краузе и золотые обрезы с характерным «краузевским» тиснением. Есть у этого мастера и образцы применения блинтового тиснения столь глубокого (видимо, по сильно разогретой коже), что оно напоминает конгревное, которое появится только в XVIII веке. Среди переплетов Краузе отдельной группой выделяются гибкие пергаменные переплеты с изящным золотым тиснением, как бы «экономным», не столь обильным, как в переплетах кожаных. Эта группа книг была сделана Краузе только для личной библиотеки Августа Саксонского и размещалась в специальных футлярах, напоминающих драгоценные
шкатулки из слоновой кости. Краузе переплетал не только для курфюрста и его семьи, но и для ближайшей знати и всего двора Августа, поэтому его переплеты есть в других библиотеках, кроме Саксонской. До Второй мировой войны в Саксонской государственной библиотеке в Дрездене находилось 1200 переплетов, в Главном государственном архиве Дрездена было 58 переплетов Краузе и 43 футляра для книг его работы, все футляры и 4 книги имели монограмму и герб мастера — а это документально точно подтверждает его работу. Также большая группа переплетов была в библио теке Дрезденской гимназии. Отдельные разрозненные группы «краузевских» переплетов хранились в собраниях Дармштадта, Копенгагена, Лейпцига (Музей книги и городская библиотека) и в частных коллекциях. В собрании РГБ, кроме единого собрания Краузе, насчитывающего 365 книг, находится несколько десятков его переплетов, распыленных в фонде XVI века, 7 переплетов — в собрании К.Ф. Бехера, а общее их количество — около 450. Одной из самых важных новаций в искусстве переплета XVI столетия явилась ренессансная мода на обрезы. Обрезы переплетов стали объектом декоративных изысков. Обрезы начали золотить — наносить кистью творенное золото — с XIII века, иногда на них делались еще и рисунки. Поскольку книги были в библиотеках во множестве, в моду в это время входит расположение книг, обращенных на полках не корешком книги, как мы делаем сейчас, но обрезом наружу, к зрителю. Поэтому обрез становится в эпоху Ренессанса чуть ли не главным элементом переплета. Иногда на обрез стало выноситься даже название книги или же на нем делались настоящие живописные темперные миниатюры. Вот и во многих переплетах Краузе акцент с крышек смещен на обрез. Именно обрезы его работы поражают своей немыслимой роскошью — золото, раскраска, гравировка. На этих обрезах мы встречаем гравировки с раскраской коричневой охрой: «чешуя рыбы» (понятно, что обрезы, содержащие такой намек на Христа, украшали религиозные книги), плетенки, имитирующие крученую веревку, гербы — либо государственный — герб саксонских курфюрстов, либо личный герб Августа Саксонского, либо такой герб, в котором они совмещены воедино. В немецких ренессансных переплетах, наряду с застежками, часто употреблялись завязки из шелковых шнурков и лент обязательно зеленого цвета. Не обошел их своим вниманием и Краузе.
Излюбленные им форматы книги, так называемые кванта и октава, небольших размеров и удобные для руки. Форматов in folio — мало. Благодаря переплетам Краузе, мы можем узнать, каковы были вкусы Августа Саксонского: в его библиотеке книги на немецком, французском, итальянском языках и на латыни. Его интересовали алхимия, механика, токарное искусство и другие ремесла, есть книги по искусству, а еще различные государственные акты, указы и, разумеется, религиозная литература. Среди 450 переплетов Краузе в РГБ находятся переплеты, датированные годами, когда Краузе уже умер, 1586 годом, например. Они практически ничем не отличаются от переплетов самого Краузе, — во всем следуют за его стилем — тот же праздничный декор, высочайшее искусство резьбы, те же принципы оформления и штампы самого Краузе. Но эти переплеты в «стиле Краузе» сделаны уже его учеником Каспаром Меузером. Известно, что после смерти Краузе, в 1585 году, Меузер работал один. Судя по каталогу библиотеки Августа, а он стал основателем Саксонской Королевской библиотеки, она насчитывала в 1580 году 2595 книг, и 1200 из них приписываются работе Краузе, но очевидно, что до половины этих переплетов сделаны его учеником, руке выдающегося мастера принадлежат только те, что созданы с 1566 по 1578 год. Ренессансные переплеты Краузе с их чрезмерной «восточной» роскошью, с насыщенностью форм и цвета, обилием золота, иногда граничащими с маньеризмом, свидетельствуют о вкусах эпохи и знаменуют собой высочайшие достижения переплетного искусства Германии. Такой монолитной, насчитывающей более 450 единиц хранения коллекции нет аналогов. И без преувеличения можно сказать, что коллекция эта является, в буквальном смысле слова, золотым фондом Российской государственной библиотеки.