Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 608 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Симонов Л.Н., при содействии переплётной мастерской Э. Ро (E. Rau) в Санкт-Петербурге на Моховой, 26 «Техника украшения кожи переплетов мозаикой во Франции и России и их примерные образцы». Санкт-Петербург, 1897.

Украшать кожу мозаикой — значит наклеивать на нее или вставлять на нее куски кожи других цветов, или, в более общем случае, возможно применение других материалов, отличных от основного по цвету или качеству. Инкрустация из-за своей трудоемкости применялась исключительно для украшения владельческих и подносных переплетов. Ранее в нашей книге на странице 358 уже было упомянуто о подобной наклейке разноцветных кусков на корешок переплета из натуральной или светло — окрашенной телячьей кожи, а, именно, на один или два промежутка между бинтиками, назначенные для печатания заглавия. Там же были указаны и подходящие цвета: пунцовый, тёмно — красный или гранатный для верхнего и зеленый для нижнего промежутка. Могут быть, конечно, наклеены и куски кожи всякого другого цвета, сообразно вкусу и желанию работника или любителя. Смотря по вкусу же, избираются для наклейки или два смежные промежутка: первый и второй, или попеременные— первый и третий. Иногда наклеивают кусок кожи другого цвета также на середину верхнего картона переплета: для печатания на нем или заглавия же, или имени владельца книги и т. п. Для обыкновенных переплетов могут быть годны куски из поддельного бараньего сафьяна, но для дорогих переплетов следует употреблять настоящий сафьян. Куски вырезаются по мерке, снятой с промежутков, острым ножом по линейке и угольнику. Кусок должен быть приблизительно на 1/2 линии короче промежутка, для того, чтобы вверху, под бинтиком, и внизу, над бинтиком, осталось по свободной полоске первоначальной кожи, около 1/4 линии шириною, полоске, на которой потом должна быть оттиснута филетой линия (простая или золотая) вдоль бинтика. Вырезанный кусок «шерфуется» сплошь до тонкости шелковой бумаги, в особенности у краев, на которых должна оставаться только самая верхняя, окрашенная, кожица (поддельный бараний сафьян иногда так тонок сам по себе, что приходится или вовсе не «шерфовать» или «шерфовать» только края). Наклеиваются куски клейстером, которым они смазываются по способу, известному у французов под именем tremper au glacis: равномерным слоем клейстера покрывается гладкий цинковый лист; на лист кладутся изнанкою куски кожи и оставляются здесь, пока не пропитаются достаточно клейстером. После этого, куски осторожно снимаются с листа, аккуратно накладываются на корешок и приглаживаются сквозь бумагу костяным ножом. Сняв бумагу, промывают губкой, смоченной чистой водой (для удаления излишка клейстера и равномерного увлажнения кожи), и дают просохнуть. Наклеиваемые куски не должны быть шире «отстава» и ни в коем случае не должны доходить до тех складок вдоль фальцов, которые отделяют корешок от картонов: иначе края их, при открывании картонов, легко отстанут.

При золочении, наклеенные куски подготовляются и тиснятся, понятно, как сафьян, а не как телячья кожа, вследствие чего золотят их обыкновенно после того, как золочение окончено на непокрытых ими местах корешка. Настоящая мозаичная отделка переплета есть подражание подобным же работам на дереве, камнях и пр. и, следовательно, должна бы состоять во вклейке в вырезанные места одной кожи кусочков других кож. Иногда и поступают именно так. В Вене, например, приготовляют такого рода мозаичные переплеты из телячьей кожи следующим образом. Положив на кожу переплета кожу другого цвета, обозначают на последней контур рисунков и острым ножем прорезают по этому контуру сразу обе кожи (и кожу переплета, и наложенную на него другую кожу) вплоть до картона. Затем, вынимают из кожи переплета вырезанные таким образом куски и вклеивают на место их соответственные куски той кожи, которая была наложена на переплет. При искусном исполнении получается действительно настоящая мозаика. Но чаще мозаичная работа производится по французскому способу, который гораздо легче. «Отшерфовав» избранного цвета кожу до тонкости шелковой бумаги (должна оставаться только верхняя окрашенная кожица), наклеивают на нее жидким клейстером с лица достаточно толстую белую бумагу. Высушив между двумя картонами с наложенной тяжестью, вычерчивают на бумаге контуры рисунка и острыми маленькими ножницами (или острым ножом на подложенном цинковом листе) вырезают по ним кусочки кожи. Увлажняют кожу переплета губкой, кладут на нее в назначенные места вырезанные кусочки сказанной кожи и зажимают в пресс между двумя цинковыми пластинками. Кусочки вдавливаются в кожу переплета и оставляют на ней оттиски, тем более глубокие, чем толще наклеенная на кусочках бумага. После этого, кладут кусочки изнанкой на цинковый лист, смазанный клейстером, и когда они пропитаются последним, наклеивают их на места, оттиснутые ими в коже переплета. Дав несколько минут просохнуть, промывают мокрой губкой, чтобы удалить наклеенную на кусочки белую бумагу, которая и наклеивается жидким клейстером именно для того, чтобы потом легче отставала. Когда вполне просохнет, покрывают белою бумагою и помещают в пресс между полированными цинковыми пластинками. Если мозаика состоит из перекрещивающихся между собою полосок, то те части полосок, которые, по положению, должны быть скрыты другими, понятно, следует вырезать и удалить, так как двойной толщины не должно быть нигде. Края вставленных кусочков потом обыкновенно окаймляются золотым тиснением, которое вообще часто соединяется с мозаикою. На рис. 167-м именно показан образчик переплета, украшенного мозаикой по французскому способу, соединенной с золочением: белые кружки и линии обозначают позолоту; усеянныя мелкими белыми точками фигуры, с белым кружком внутри, соответствуют мозаичным наклейкам; гладкия полосы фона между последними — кожа переплета. В переплете рис. 167-го все мозаичные вставки одного цвета, но могут быть вставки в два, три и более цветов. В арабском мире, в Европе (Испания, Венеция, монастыри) да и в самой России были распространены бархатные, парчовые или шелковые переплеты, расшитые золотой или серебряной нитью и канителью, украшенные драгоценными камнями (чаще жемчугом), блестками и бисером, и самое главное с аппликацией на ткани с ручной подкраской маслом или темперой. Часто ткань грунтовалась в определенных местах и появлялась настоящая великолепная живопись, достойная восхищения. Это направление мозаичных переплетов принесло немало шедевров художественного переплетного искусства и заняло достойное место в анналах самых знаменитых музеев мира (Лувр, Британский Музей, Эрмитаж). Неплохие шансы для последующего мозаичного раскрашивания кожи переплета дают бескрасочные виды тиснения: блинтовое бескрасочное и конгревное бескрасочное. Плоскоуглубленное бескрасочное («блинт», огнем, blind — слепой (англ.)) тиснение, по существу, является разновидностью высокой бескрасочной печати; наиболее простой и экономичный вид тиснения; самый ранний по времени появления (конец XIV- начало XV века). Синоним термина «слепое тиснение». Рельефное, или конгревное тиснение путем получения выпуклого (обьемного) изображения на переплетных крышках. Отличается большими изобразительными возможностями, сложностью технологического процесса и высокой стоимостью, применяется ограниченно, преимущественно в наиболее художественно оформленных изданиях для воспроизведения портрета автора книги, различных эмблем и др. Может быть бескрасочным и цветным. Названо по имени английского изобретателя У. Конгpeва (W. Congreve, 1773-1828), предложившего этот метод тиснения. В русском переплетном деле получило распространение в 40-х годах XIX века (обычно конгревом воспроизводился портрет автора книги). Часто полученные таким способом углубления в XV-XVII в.в. раскрашивали вареным золотом. Нельзя не остановиться на украшении крышек и корешков переплета прыском (брызгами краски) с последующей ручной доводкой тонкой кистью и лакировкой поверхности материала — как один из способов украшения переплетов начал применяться в России в начале XVIII века. Современного русского мозаичного переплета еще нет, но есть немало достойных подражания старых образцов. Впрочем, для вдохновения будущих творцов русского стиля в переплете имеется весьма богатый материал в произведениях народных русских рукодельниц, вышивальщиц, кружевниц, мастеров серебряной скани и резьбы по кости, а также непревзойденных русских мастеров иконописи и лаковой миниатюры. Здесь выбор очень большой, но чтобы умело воспользоваться им, искусно и со вкусом комбинировать выбранное, нужно именно приступать к делу не с плеча, а только после предварительного ознакомления с существующими западными образцами. Осталось остановиться на видах кожаного материала. Древнейшим сортом, применяемым в русском переплетном деле, является телячья кожа, имеющая ряд разновидностей, лучшими из которых считаются выросток (кожа телят в возрасте одного года) и опоек (кожа двухлетнего теленка). Телячья кожа бесфактурна, имеет гладкую лицевую поверхность, которая дополнительно подвергалась полировке, отличается высокой прочностью. Эта кожа в силу своих природных качеств и отсутствия необходимой технологии почти не поддается окраске в другие цвета, и потому подавляющее большинство цельнокожаных переплетов русских книг имеет естественный коричневый цвет (от светлого к более темному). Кроме телячьей, в русском переплетном деле в качестве переплетного материала использовались следующие сорта кожи:

Баран — овечья кожа; малопрочная по сравнению с другими сортами (на книге легко задирается вверх), подвергается окраске в любые цвета (окрашивалась преимущественно в черный, темно-коричневый и зеленый цвета). Широкое распространение в России получила во второй половине XIX- начале XX века, применялась для изготовления дешевых переплетов массовой книги.

Бычья кожа — сорт кожи, отличающийся высокой прочностью. В переплетном деле применяется редко, преимущественно в тех случаях, когда рисунок на крышке переплета выбивается пунсонами или вырезается ножом.

Велюр (хромовая кожа) — кожа хромового дубления, вырабатываемая из плотных мелких шкур рогатого скота или свиней; при шлифовании приобретает ярко выраженную ворсистость. В переплетном деле используется редко.

Жеребок — разновидность конской кожи, выделываемая из шкур жеребят; очень жесткая, легко пропускает воду, быстро размокает от влаги, «ноздрится». Для выделки переплета неудобна, в России получила распространение во второй половине XIX века; применялась для изготовления массовых издательских переплетов.

Замша — сорт кожи, выделываемый из шкур оленя, овчины или опойка; отличается мягкостью, бархатистостью, большой пористостью, водонепроницаемостью. В переплетном деле использовалась редко.

Козел — козья кожа; размокает от воды, для выделки переплетов неудобна. Получила распространение во второй половине XIX века для изготовления дешевых массовых переплетов.

Марокен (maroquin) — разновидность сафьяна (тисненый с помощью «природных инструментов» сафьян); имеет сильную и красивую структуру. Используется для изготовления подносных и индивидуальных переплетов. В качестве переплетного материала используется также бумага, имитирующая сафьян.

Овечья кожа — самый дешевый сорт кожи, применяемой в качестве переплетного материала. В России получил распространение во второй половине XIX века для изготовления дешевых массовых издательских и библиотечных переплетов. Путем прессования может быть подделан под дорогие сорта кожи, в том числе и сафьян.

Сафьян — сорт кожи, выделываемый из шкур овец, коз растительным дублением; имеет сильную и красивую структуру, отличается высокой прочностью и красотой, большими изобразительными возможностями, подвергается окраске в любые цвета. Впервые начал выделываться на Востоке, преимущественно в Марокко, в г. Сафи, откуда, видимо, и получил свое название. В России в качестве переплетного материала стал использоваться в XVII веке, исключительно для изготовления роскошных индивидуальных и подносных переплетов; чаще всего окрашивался в красный цвет, реже — в зеленый; всегда отличался высокой стоимостью.

Свиная кожа — сорт кожи, имеющий ярко выраженную пупырчатую структуру, отличается высокой прочностью и жесткостью (самая прочная и жесткая кожа из всех сортов, употребляемых в переплетном деле). Обычно имеет темно-серый цвет с некоторым «налетом»; белый цвет достигается в результате дубления кожи квасцами. В русском переплетном деле применялась редко, преимущественно для переплета наиболее часто употребляемых книг (например, библиотечных); получила распространение во второй половине XIX века для изготовления издательских цельнокожаных переплетов.

Тюленья кожа — сорт кожи, имеющий сильную структуру, отличающийся высокой прочностью; в качестве переплетного материала получил распространение в России во второй половине XIX века для изготовления издательских цельнокожаных переплетов.

Фантази кожа — многочисленные сорта кожи, изготовляемые, как правило, из телячьей кожи посредством прессования, мраморирования и пр. и придания им структуры, присущей дорогим сортам. В качестве переплетного материала получили распространение в России в начале XX века.

Хоз — название козлиной или ослиной кожи. Для изготовления переплетов используется редко. В начале XVIII века из хоза изготовляли подносные и владельческие переплеты.

Шагрень — дубленая лошадиная или ослиная кожа; в русском переплетном деле использовалась редко, исключительно для изготовления индивидуальных владельческих переплетов.

Юфть (юфтяная кожа) — сорт кожи, выделываемый с дегтем из конской или телячьей кожи, черного цвета. В качестве переплетного материала получил распространение во второй половине XIX века для изготовления издательских цельнокожаных переплетов.

В русском переплетном деле широко использовались различные виды тканей. Так, дорогие ткани — парча, бархат, трип (шерстяной бархат), атлас и его отдельные разновидности: шелк, камка (шелковая китайская ткань с разводами), объярь (волнистая шелковая ткань, затканная золотом) и др. — шли на изготовление роскошных подносных и владельческих переплетов, простые — рядина (грубый холст), суровое полотно и пр. — на покрытие дешевых книг, используемых в домашнем обиходе. Дешевые ткани применялись редко, так как для изготовления простых продажных переплетов обычно применялась кожа — наиболее прочный и дешевый в то время материал. Эра тканевого переплета, но уже изготовленного из специальных искусственных материалов на тканевой основе, наиболее прочных, долговечных и дешевых по сравнению с кожей и изысканными тканями, начинается в России со второй половины XIX века, когда широкое распространение получает сначала коленкор — хлопчатобумажная ткань с двусторонним крахмально-коалиновым покрытием, разнообразная по цвету, характеру и способу отделки, а потом (в начале XX века) — ледерин (от нем. Leder — кожа) — аналогичная ткань с эластичным водо- и клеенепроницаемым слоем на лицевой стороне и нанесенной машинным способом фактурой (под кожу, сатин, шелк). Ледерин — наиболее прочный и нарядный (благодаря блеску и фактуре), но более дорогой по сравнению с коленкором материал. Наиболее дешевым материалом (но менее прочным, долговечным), используемым в переплетном деле, является бумага. Как самостоятельный переплетный материал она получила широкое распространение только в XIX веке (в издательском картонаже). Эта бумага практически ничем не отличалась от печатной (кроме проклейки), а посему может служить для специалиста книжной торговли отправной точкой для оценки товарных свойств различных переплетных материалов.

P.S. Д-р Л.Н. Симонов оказался прав отчасти: искусство мозаичного переплета во Франции в XX веке достигло небывалых размеров совершенства, появилось немало великолепных мастеров, чьи переплеты на западных книжных аукционах берут все новые и новые ценовые рубежи. Что касается России, по объективным причинам, это искусство угасло вовсе. Но мы оптимисты и будем надеяться на лучшее …

Образцы мозаичных переплетов европейских и русских мастеров:

Таблица I: Мастерская Jules Meyer в Санкт-Петербурге. К.Р. «Стихотворения». Спб., 1886. Футляр. Мозаичный переплет. Внутренняя мозаичная крышка переплета. Тройной золотой обрез, тисненый штампами.


Таблица II: Мастерская А.А. Шнель в Санкт-Петербурге: Божерянов И.Н. «Невский проспект». Т.1-2. Спб., 1903. и Гоголь Н.В. «Невский проспект». Спб., 1903. Мозаичный переплет.

Таблица III: Переплет из малинового бархата альбома романсов Дж. Риккарди (Torino, после 1855), посвященного и преподнесенного композитором вдовствующей Императрице Александре Федоровне, жене Императора Николая I. Расшит золотой нитью и канителью, блестками и бисером, с аппликацией из ткани с ручной раскраской. Па верхней крышке — вензель Императрицы Александры Федоровны, на нижней — изображение герба Российской империи.


Таблица IV: «Рисунки к краткой истории Кавалергардского Ее императорского величества полка с 1724 по 1832 год» — альбом акварелей художника Андрея Петровича Сапожникова (1795-1855), поднесенный Императрице Александре Федоровне, являвшейся с 1826 г. шефом полка. Рисунки заключены в мозаичный переплет из темно-зеленого сафьяна, украшенного блинтовым и золотым тиснением и инкрустацией кожей пяти цветов.


Таблица V: «Литургия» константинопольского патриарха Иоанна Златоуста (Pise, 1846). Переплет из бежевого сафьяна с инкрустацией кожей темного цвета, богатым золотым тиснением и подкраской вареным золотом. Экземпляр из библиотеки Императрицы Александры Федоровны.


Таблица VI: Мастерская А. Петерсена в Санкт-Петербурге. «Описание и чертежи орудийных башен для линейных кораблей «Севастополь», «Полтава» и др., исполненных по чертежам Петроградского металлического завода» в 2 т.т., [Пг., 1916] из библиотеки Императора Николая II. Переплет из светло-бежевого сафьяна с инкрустацией темно-голубым сафьяном в форме Андреевского креста и с золотым тиснением. Белая муаровая дублюра, золотой обрез.


Таблица VII: Eusebius Pamphilus «Ecclesiasticae historiae». Paris, Robert Estienne, 1544. Мозаичный переплет 1550-х годов знаменитого парижского переплетчика Марка Фуггера (Marcus Fugger) для библиотеки короля Генриха II в замке Фонтенбло.


Таблица VIII: Hersent, Charles «Optati Galli de cavendo schismate», Paris, 1640. Персидский мозаичный переплет около 1730 года c «наворотами», причем при первичном участии знаменитого французского переплетчика Antoine-Michel Padeloup для библиотеки Gignat.


Таблица IX: Сборник литургий «Officium de la Semaine Sainte, latin et francois». Paris, 1715. Цельнокожаный olive green morocco мозаичный переплет знаменитого французского переплетчика Augustin de Seuil, выполненный в стиле «fleur-de-lys».


Таблица Х: Voltaire, F.M. «Zadig ou la destine». Paris, 1893. В синем марокеновом мозаичном переплете работы признанного французского мастера Мориса Мишель. Классно передан мотив орхидей в стиле «Арт-нуово».


Таблица ХI: Horneck A. «The Crucified Jesus». London, 1700. Мозаичный переплет из черного сафьяна с золотым тиснением в «фанфарном» стиле («a la fanfare»). Инкрустация из красной и желтой кожи. На крышках в рамках применены штемпели Мерна — «птичьи лапки». Английская работа мастера Чарльза Мёрна (Charles Mearne). Около 1700 года.


Таблица ХII: Almanach royal, annee MDCCLXIII. Paris, 1763. Переплет белого сафьяна с золотым тиснением — «маленькие штемпели» («aux petits fers») и инкрустацией (красный, коричневый и черный сафьян) в виде вытянутых листьев, расположенных на манер рамки. В среднике из инкрустации сделан овал с двумя цветами. На верхней крышке вставлен нарисованный на фольге и прикрытый слюдой французский королевский герб — Людовика XV (1710-1774). Французская работа 2-й половины XVIII века мастера Лемоннье (Lemonnier).


Таблица XIII: Almanach royal, annee MDCCLXII. Paris, 1762. Переплет белого сафьяна с золотым тиснением и инкрустацией (красный, синий и черный сафьян) В среднике из инкрустации сделан овал, внутри которого французский королевский герб — Людовика XV (1710-1774). Французская работа 2-й половины XVIII века. Provenance: Louise-Florence-Petronille d’Esclavelle de la Live, marquise d’Epinay (1725-1783).


Таблица ХIV: Psalter (French & Latin). Paris, 1708. Французский мозаичный переплет начала XVIII века. В книге Michon «Reliures mosaiquees», Paris, 1956 он атрибутирован, как анонимный «Atelier aux bouquets de fleurs».


Таблица XV: Бодлер Ч. «Цветы зла». Париж, 1899. Темно-коричневый марокеновый переплет, украшенный мозаикой на крышках и корешке (цвета: green, pink,cream). Французский переплетчик П. Рубан (1903).


Таблица XVI: Apollinaire, Guillaume «Le poete assassin». Paris, 1926. Иллюстрации Рауля Дюфи. Мозаичный марокеновый переплет Поля Боне (1953).


Таблица XVII: Луис, Пьер «Афродита». Париж, 1902. Тираж 25 нумерованных экземпляров. Подписной марокеновый переплет легендарного переплетчика Chambolle-Duru. Инкрустации как на крышках, так и на их внутренних сторонах, а также и на корешке. На внешних сторонах переплета — мозаичные украшения красного марокена. Внутри — мозаичные украшения синего марокена. Футляр с замшей внутри.


Таблица XVIII: Coppee, Francois «Le Passant». Illustrations par Louis Fournier. Paris, 1928. Мозаичная дублюра известного мастера Rene Kieffer.


Таблица XIX: Lamennais, F. «Paroles d’un croyant». 42 илл. Карлоса Швабе. Тираж 166 экз. Мозаичная дублюра известного мастера Ch. Meunier (1908).


Таблица XX: Луис, Пьер «Афродита». Париж, 1910. Folio. В центре верхней крышки эмалевый портрет Афродиты. Мозаичный переплет известного мастера Rene Kieffer.


Таблица XXI: Verhaeren, Emile «Les villes tentaculaires». Издания 1919 и 1927 годов в Париже. 2 т.т. Мозаичные композиции Поля Боне (1929).


Таблица XXII: Larbaud, Valery «Enfantines». Илл. Евгения Клари. Париж, 1948. Мозаичная композиция Georges Crette.


Таблица XXIII: Внутреняя сторона крышки мозаичного переплета (дублюра) для книги «L’Evangile de l’enfance de notre seigneur Jesus-Christ selon Saint-Pierre mis en francais par Catulle Mendes d’apres le manuscript de l’abbaye de Saint-Wolfgang». Paris, 1894. Известный французский мастер Charles Meunier. Тема мозаичной вставки: шипы, лилии, одуванчики и ромашки.


Таблица ХXIV: Dumas, Alexandre «La tour de Nesle». Paris, 1901. Limited to 115 copies. Переплет: green full morocco signed and dated Charles Meunier 1907, each cover with a large inset panel of chiselled and painted brown calf, that on the upper cover depicting the Tour de Nesle and the head-and-shoulders of Marguerite de Bourgogne, set against a background of dragons, snakes and holly leaves, signed and dated «Ch. Meunier 07», the lower cover depicting Buridan framed by a dragon and crossed swords, signed with initials; marbled endleaves; original wrappers bound in; gilt edges; morocco-backed and edged chemise and slipcase.


Таблица XXV: Balzac, Honore de. Scenes de la vie de campagne: Les paysans. Paris: Sociele des Amis du Livre Moderns, 1911. Переплет: Dark brown full morocco signed Charles Meunier 1912, incised and coloured calf panels inset in covers with head and shoulders portraits of a woman on upper cover and a young boy on lower cover, both within wide border of flowers and leaves, the upper cover signed in full and dated 13, the lower cover signed with initials; red morocco doublures with two different designs of flowers and grapevine composed of coloured onlays and blind tooling, grey silk endleaves; original pictorial wrappers bound in; gilt edges.


Таблица XXVI: Сочинения Вергилия. Vergilius Maro «Opera». Regium Parisiensem recensuit Pancratius Masuicius, 2 volumes in 3. Mosaic binding, red morocco with inlays of citron and green, narrow frame partly inlaid and tooled with lyres and flowers, a flaming heart inlaid with green at the corners, gilt borders of inlaid flowers and acorns and small tools in the shape of flat arcs, spine in compartments richly inlaid, green title-label in the second compartment, inside edges, French marbled endpapers, gilt edges. A characteristic binding by CLAUDE BEYERS FILS AINE OF LYONS.


Таблица XXVII: Talachkino: Souvenirs d’un a Talachkino. L’art decorative des ateliers de la princesse Tenichef. Санкт-Петербург, 1906. Переплет из черного и белого марокена с инкрустацией. Внутри — белая кожа с обрамлением из трех линеек (Gruel). На верхней крышке в рамке накладной вензель (эмаль на меди): Н.К.Р. [Рерих]. Футляр.


Таблица XXVIII: Монферран А.А. «Plan et details du monument Consagre a la memoire de l’Empereur Alexandre I». Париж, 1836. Роскошный сафьяновый переплет с мозаичным орнаментом на обеих крышках и корешке. Форзацы — дублюра из муара.


Таблица XXIX: Пушкин А.С. «Le Coq d’or» (Золотой петушок). Paris, 1925. Цельный марокеновый подписной переплет с мозаичным рисунком петушка и орнаментом на передней и задней крышках, выполненных из кожи разных цветов. Двойные форзацы с дублюрой из кожи и парчи.


Таблица XXX и Таблица XXXI: Пушкин А.С. «Boris Godounov». (на фр.яз.) Paris, 1925. Подписной синего марокена переплет работы Г. Левицкого. Тройной золотой обрез. Двойные форзацы с дублюрой из кожи с мозаичным орнаментом из разных цветов кожи и необычного шелкового батика. Шелк на обоих форзацах с оригинальными цветными рисунками, исполненными вручную, причем рисунки эти на переднем и заднем форзацах — разные. Подписной кожаный футляр также работы Левицкого, гибкая суперобложка из марокена и лайки.


Таблица XXXII: Schwab (Carlos)-Maeterlink (Maurice) «Pelleas et Melisande». (на фр.яз.) Paris, 1924. Подписной марокеновый переплет работы Г. Левицкого. Тройной золотой обрез. Двойные форзацы с дублюрой из кожи с мозаичным орнаментом из разных цветов кожи и необычного шелкового батика. Шелк на обоих форзацах с оригинальными цветными рисунками, исполненными вручную, причем рисунки эти на переднем и заднем форзацах — разные.


Книжные сокровища России

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?