Неверов, Александр. Как жили куклы и что сделал оловянный солдатик. Рисунки Бориса Иогансона.
Москва, издание Г.Ф. Мириманова, 1925. 24 с. с ил. Тираж 10000 экз. Цена 30 коп. В цв. издательской литографированной обложке. Большая редкость!
Иогансон, Борис Владимирович (1893—1973) — русский и советский художник и педагог, один из ведущих представителей социалистического реализма в живописи, профессор. Президент Академии художеств СССР с 1958 по 1962 годы. Главный коммунист среди художников СССР. Член ВКП(б) с 1943 года. Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1943). Герой Социалистического Труда (1968). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1951). Родился 13 (25) июля 1893 года в Москве в семье железнодорожного бухгалтера шведского происхождения. Начальное художественное образование получил в школе-студии П.И. Келина. Затем с 1912 по 1918 годы учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где его преподавателями были A.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, С.В. Малютин и К.А. Коровин. Участвовать на выставках начал с 1915 года (ученических, художников Московской школы. Московского товарищества художников в ряде заграничных выставок). В годы Гражданской войны в 1919-22 годах сначала был офицером в армии Колчака, где неоднократно писал портреты Верховного правителя, затем работал художником-декоратором в театрах Красноярска и Александрии (Херсонская губерния). В 1922 году вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), поставившую традиции повествовательной передвижнической живописи на службу пропаганде новой, советской жизни. В эти годы в живописи Иогансона господствовал рассказ, много внимания уделялось подробностям сюжета.
Он писал панорамы строек: "На борьбу с разрухой" (1922), "Постройка Земо-Авчальской гидроэлектростанции" (1925). Рассказывал, четко обозначая свои симпатии и антипатии, о новых отношениях и порядках: "Советский суд” (1928). Искал новый социальный типаж: "Рабфак идет (Вузовцы)" (1928). Множеством почти самостоятельных эпизодов переполнена картина "Узловая железнодорожная станция в 1919 году" (1928). В 1930-х годах, не отказываясь от жизненной конкретности ситуаций и натурности живописи, художник стремился к созданию своеобразного советского эпоса. Он искал образы "героев" и "злодеев" нового политического мифа и сталкивал их в драматических ситуациях.
Значительности темы, выходящей, по замыслу, за рамки отдельного события, отвечали и большие размеры его главных картин: "Допрос коммунистов" (1933), "На старом уральском заводе" (1937). Художник писал также портреты (среди них - актрисы Д.В. Зеркаловой, 1947; режиссера B.И. Немировича-Данченко, 1948, и др.). Иогансон создал также диораму «Переход через Сиваш» (с соавторами, 1935—37), а в 1940 году - картину «В.И. Ленин и И.В. Сталин — вожди Октября». Во время Великой Отечественной войны Б.В. Иогансон работал в эвакуации в Алма-Ате. Член КПСС с 1943 года.
После окончания войны он вернулся в Москву. "Бригадный метод" написания картин (Иогансон освоил этот метод в процессе руководства бригадой мастерской "Перекоп" в 1934-1938), получил развитие в композициях «Выступление В.И. Ленина на 3-м съезде комсомола» (1950, Сталинская премия 1951) и «И.В. Сталин среди посланцев советских республик в Кремле» (1952).
Б.В. Иогансон много работал как педагог: преподавал в Ленинградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (1937—1961, профессор с 1939), Московском художественном институте имени В.И. Сурикова (с 1964). В 1951-54 годах был директором Третьяковской галереи. В 1953—58 годах - вице-президент, в 1958—62 годах - президент АХ СССР. Первый секретарь правления Союза художников СССР (1965—68). На руководящих постах не раз сочетал идеологическую бдительность с осторожным либерализмом. Сборник его выступлений «За мастерство в живописи» вышел в 1952 году. С 1962 года - главный редактор энциклопедии "Искусство стран и народов мира". Депутат ВС СССР 7-го созыва (1966—70).
Делегат 22-го и 23-го съездов КПСС. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1968 года за выдающиеся заслуги в развитии советского изобразительного искусства, плодотворную общественную и педагогическую деятельность и в связи с семидесятипятилетием со дня рождения Иогансону Борису Владимировичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Жил в Москве. Умер 25 февраля 1973 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Народный художник СССР (1943). Награждён 3 орденами Ленина, орденом "Знак Почёта" и медалями, золотой медалью на выставке в Брюсселе (1958). Дважды Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1941, 1951). В Москве, на доме где жил художник, установлена мемориальная доска.