Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 350 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Черный, Саша. Детский остров. Рисунки К. Кузнецова.

М.-Л., Госиздат, 1928. 48 с. с ил. Тираж 20000 экз. Цена 50 коп. В издательской конструктивистской обложке. Достаточно редка!

 

 

 

 

 

 


Саша Чёрный (Гликберг Александр Михайлович; 1880-1932), родился в Одессе в еврейской семье. Настоящая его фамилия - Гликберг. Дед будущего стихотворца торговал скобяными товарами, отец был провизором. До десяти лет мальчик воспитывался дома и лишь после крещения в православную веру смог поступить в гимназию. В 15 лет он бежал в Петербург, однако из столичной гимназии его отчислили за неуспеваемость. Принятый по ходатайству опекуна во 2-ю житомирскую гимназию, через год был отчислен и оттуда, причём «без права поступления». Некоторое время служил вольноопределяющимся в учебной команде 18-го Вологодского полка, работал на Новоселицкой таможне. В 1905 году вновь приехал в Петербург и получил место чиновника Службы сборов Петербургско-Варшавской железной дороги. Тогда же стал печататься в различных сатирических журналах, помещая там юмористические стихи и прозаические зарисовки. Осенью 1905 года одно из его стихотворений появилось за подписью Саша Чёрный. Через несколько лет это имя знала практически вся читающая Россия. Настоящая известность пришла к молодому поэту после того, как, проведя год в Гейдельбергском университете, он вернулся в Россию и за короткий срок стал одним из ведущих сотрудников популярнейшего журнала «Сатирикон». Впоследствии Саша Чёрный сотрудничал в газетах «Киевская мысль», «Русская молва», «Одесские новости», журналах «Аргус», «Современный мир», «Солнце России» и др. Уже тогда он начал писать для детей: его детские стихи публиковались в различных периодических изданиях, в 1913 году в Москве появился первый детский сборник «Тук-тук», а чуть позже в Петрограде увидела свет «Живая азбука». В годы Первой мировой войны вольноопределяющийся Александр Гликберг служил в различных военных госпиталях: сначала в Варшаве, с 1916 года - в Пскове. Там он встретил Февральскую революцию и вскоре был назначен заместителем комиссара Северного фронта. Вызванный по делам службы в Петроград, присутствовал на публичных выступлениях политиков различного толка - от А. Керенского до Г. Зиновьева. Октябрьскую революцию не принял и осенью 1918 года эмигрировал в Литву. Одной из первых книг, созданных Сашей Чёрным в эмиграции, стал «Детский остров». Несмотря на то, что некоторые стихотворения сборника датируются 1912-1916 годами, большая их часть писалась в Вильне. Рассказ о девочке, потерявшей своего мишку; размышления о том, как назвать котёнка; молитва пса Арапки, жалобы слона, песня мухи - таков круг сюжетов, интересующий поэта, стремящегося укрыться на собственном «острове детства» от кошмаров войн и революций. Книга открывается стихотворным автопортретом:

Может быть, слыхали все вы - и не раз,

Что на свете есть поэты?

А какие их приметы,

Расскажу я вам сейчас:

Уж давным-давно пропели петухи...

А поэт ещё в постели.

Днём шагает он без цели,

Ночью пишет всё стихи.

Он хоть взрослый, но совсем такой, как вы:

Любит сказки, солнце, ёлки, -

То прилежнее он пчёлки,

То ленивее совы.

У него есть белоснежный резвый конь.

Конь-Пегас, рысак крылатый,

И на нём поэт лохматый

Мчится в воду и огонь...

Ну так вот, - такой поэт примчался к вам:

Это ваш слуга покорный,

Он зовётся Саша Чёрный...

Почему? Не знаю сам...

Через два года, перебравшись в Берлин, Саша Чёрный издал «Детский остров» с удивительно тонкими, точными и созвучными поэтическим текстам иллюстрациями Бориса Григорьева. Для художника, который незадолго перед тем, спасаясь из Советской России, с женой и пятилетним сыном Кириллом пересёк на лодке Финский залив, тема детства была особенно близка. Детские стихи навсегда останутся для поэта Саши Чёрного его прибежищем, его страной воспоминаний, его обетованной землёй. За четырнадцать эмигрантских лет он напишет около двадцати детских книг. В 1929 году приобрёл участок земли на юге Франции, в местечке Ла Фавьер, построил свой дом, куда приезжали и где подолгу гостили русские писатели, художники, музыканты. Саша Чёрный скончался от сердечного приступа 5 августа 1932 года. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме, придя домой, слёг и больше не поднялся. Похоронен на кладбище Лаванду, департамент Вар.

Сведения в выходных данных первого издания "Детского острова" (Берлин, «Слово», 1921) требуют уточнения. Фактически «Детский остров» вышел в конце 1920 года, ибо первый отклик на него за подписью Н. В. появился в берлинской газете «Руль» 25 декабря 1920 года. Что касается места издания, то Данциг обозначен лишь номинально, в действительности книга отпечатана в Берлине. О подоплеке подобной фикции рассказано в мемуарах И. В. Гессена, стоявшего во главе издательства «Слово» (Гессен И. В. Годы изгнания. Париж, 1979. С. 42–43). В двадцатые годы Данциг имел статус «вольного города», и для сокращения таможенных затрат там был организован филиал фирмы. Однако фактически издательство в Данциге существовало только на бумаге, так как типографское оборудование туда так и не было отправлено. Об организационной стороне появления на свет «Детского острова» говорится в воспоминаниях вдовы поэта: «Я встретила случайно одну из моих слушательниц на Высших женских курсах в Петербурге, которая была замужем за адвокатом Б. И. Элькиным, который теперь занимал видное место в большом берлинском издательстве Ульштейна („Ульштейн и К°“ — грандиозное газетное и книжное издательство в Берлине, при котором было организовано „Слово“ и ряд других эмигрантских изданий). Он устроил сейчас же издание сборника Сашиных детских стихов „Детский остров“, который взялся иллюстрировать наш петербургский близкий знакомый художник Борис Григорьев. Несмотря на довольно высокую цену, эта книга довольно быстро разошлась в двух изданиях». (Гликберг М. И. Из мемуаров//Российский литературоведческий журнал. М., 1993. Вып. 2. С. 242). Возможно, речь шла о допечатке тиража, поскольку нет подтверждений существования второго издания. Основной свод «Детского острова» составили стихотворения, дотоле не появлявшиеся в печати. Кроме того, в состав книги включены все стихи Саши Черного, опубликованные до его отъезда за границу, и целиком сборник для детей «Тук-тук!». «Детский остров» имел довольно широкий резонанс в эмигрантской критике. Отдельно ему были посвящены следующие рецензии: Белокопытова А.// Воля России (Прага). 1921, 18 января; Даманская А.//Народное дело (Юрьев-Ревель). 1921, 18 февраля; Дроздов А.//Голос России (Берлин). 1921, 8 января; Н. В. Д. [Дризен Н. В.] //Общее дело (Париж). 1921, 3 января; Куприн А. И. // Общее дело. 1921, 9 мая; — въ//Русская книга. 1921. № 2. с. 10.

В советской печати удалось обнаружить лишь один отзыв, появившийся в сб. «Новые детские „книги“»: Бюллетень рецензентской комиссии института детского чтения. (М., 1923. Вып. Г. С. 17–20). Он примечателен тем, что в нем суммированы впечатления от чтения «Детского острова» аудиторией в возрасте 8–14 лет. Наибольшим успехом пользовались стихотворения, связанные с движением, играми и песенками. Однако при индивидуальном чтении многие быстро охладевали к книге. «Исключение составил мальчик 12 лет, заявивший: „Выпрошу у мамы 40 миллионов и куплю эту книжку“, да девочка 14 лет, интеллигентная, прочитавшая книжку от начала до конца, причем она много смеялась одна и все время говорила соседке: „Вот интересно!“ Но соседка (12 лет), взяв книгу потом, осталась к ней равнодушна и быстро ее вернула. Вообще, в настоящем виде книга мало живет среди детей широких масс, детям интеллигентным она ближе, но и для последних многие стихотворения непонятны». Подобная реакция объясняется, по-видимому, тем, что «Детский остров» предназначен более младшей возрастной категории читателей или, вернее, слушателей, поскольку она выигрывает при исполнении стихов вслух, в коллективе. В советской России было осуществлено несколько изданий Саши Черного, представляющих собой выборки стихов из «Детского острова». Вышли они контрафакционным путем, то есть без согласования и ведома автора. Это: «Детский остров» (1928), «Индейский петух» (1930), «Трубочист» (1930) (все выпущены Госиздатом), а также книжки, изданные в Ростове-на-Дону — «Катюша» (1926) и в Киеве — «Мартышка», «Крокодил. Как кот сметану поел», «Дождик», «Дети» (1928–1929). В 1920-е годы стихи из «Детского острова» нередко включались в детские сборники и хрестоматии для начального обучения, выходившие в СССР. «Детский остров» оказался последним стихотворным сборником поэта для детей, хотя он до конца жизни продолжал писать и публиковать стихи, обращенные к маленьким читателям. В большинстве своем они печатались в двух изданиях: в 1924–1927 годах в «Иллюстрированной России» на «Страничке для детей», а позднее в газете «Последние новости» в сквозной авторской рубрике «Детский остров». Вероятно, у поэта не раз возникало желание собрать детские стихи в книгу. Одно из таких намерений доносит до нас хроникальная рубрика «Русские писатели за рубежом», в которой сообщается о том, что Саша Черный готовит новую книгу стихов для детей (Новое русское слово. Нью-Йорк. 1926, 3 января). Незадолго до кончины поэт занялся всерьез подготовкой сборника стихов для детей. Редактору готовящейся книги Е. С. Хохлову он писал 9 июля 1932 года: «Посылаю дополнительно для сборника „Ручей“ — 20 стихотворений. Т. к. среди них в стихотворении) „Мишины рисунки“ заключается 4 стихотворения), то всего выйдет новых 23 стихотворения). Полагаю, что теперь вполне выйдет полная книжка. Пожалуйста, включите присланные стихотворения в прежнюю присылку, перенумеруйте их постранично заново, по прилагаемому полному оглавлению» (РГАЛИ. Ф. 2560, оп. 3, ед. хр. 145). Увы, издание не состоялось — сохранилось лишь название предполагаемой книги; а состав, и построение ее остались неизвестными. «Несобранные» стихи, составившие данный раздел, расположены в хронологическом порядке — в очередности их появления в печати.

Книжные сокровища России

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?