Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 185 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Владычина, Галина. Необычайная история об изобретении воздушного шара, о великом ученом Монгольфье, о шелковой юбке и горящей жаровне. Рисунки Бориса Земенкова.

М., Молодая гвардия, 1927. 8 с. с ил. Тираж 7000 экз. В цв. издательской литографированной обложке. 29х23 см. Чрезвычайная редкость!

 

 

 

 

 

 


С некоторыми работами «Общества станковистов» перекликаются иллюстративные циклы Б. Земенкова. Этот тонкий и остроумный художник был человеком разносторонних дарований; одно время он примыкал к немногочисленной группе литераторов-экпрессионистов, а позднее получил известность как авторитетный москвовед, умевший воскрешать в своих книгах, рисунках, устных рассказах облик давно исчезнувших домов и улиц. Впрочем, как свидетельствуют современники, к его рассказам следовало относиться осторожно—обожавший всевозможные мистификации Земенков принадлежал к числу самых колоритных московских чудаков и оригиналов. Одна из его бесспорных удач в книжной графике — оформление «Необычайной истории об изобретении воздушного шара...» Галины Владычиной (1927).

Авторы использовали подлинную фамилию французских естествоиспытателей XVIII в. братьев Жозефа и Этьена Монгольфье, но фигуры прототипов слились в единый откровенно гротескный образ главного героя—чудака-изобретателя в камзоле и накрахмаленном парике, постоянно курящего огромную трубку. Поэт и иллюстратор не стремились достоверно воссоздать историю важного технического открытия, объяснить его физическую природу. Им было гораздо важнее показать, насколько наивно выглядит это открытие сегодня. Даже в пределах одного разворота Земенков использовал разные стилистики: Монгольфье изображен в карикатурной, но по-своему изысканной манере, обстановка его лаборатории воспроизводится с реалистической основательностью, дома и любопытные прохожие словно нарисованы ребенком, недавно научившимся держать в руках карандаш. Наборный шрифт постоянно чередуется с рукописным. Но этот сознательный эклектизм не мешает восприятию книги, усиливает ее комический эффект. На обложке название стихотворения написано прямо на облаках, а композиция последней страницы построена на контрастном сопоставлении изящных летательных аппаратов и неуклюжих, скособоченных домов.


Земенков, Борис Сергеевич (1903, Москва — 1963, Абрамцево Московской области), художник, поэт, москвовед. Родился на Плющихе, с 1907 родители Земенкова снимали квартиру в 1-м Переяславском переулке, затем у Красных ворот, на углу Орликова переулка (Доходный дом Афремова). В дальнейшем Земенков жил в Большом Козловском переулке. В 1918—21 учился в МУЖВЗ (Вхутемасе). В 1919 участвовал на стороне Красной Армии в боях на Восточном фронте; в 1920 издал книгу стихов «Стеарин с проседью. Военные стихи экспрессиониста», вошёл в группу экспрессионистов, но вскоре вышел из неё. Посещал вечера в литературном кафе «Домино», «Стойло Пегаса», позднее изобразил их в серии «акварелей-воспоминаний», был знаком с Н.Н. Асеевым, С.А. Есениным, В.В. Маяковским, С. Спасским и др. Вскоре перешёл из группы экспрессионистов в скандальную литературную группу ничевоков ( С. Мар, Р. Рок, О. Эрберг и др. ), провозгласившую лозунг: " В поэзии ничего нет; только - Ничевоки ". Одно из четырёх самых значительных последних модернистских объединений 20-х годов – ничевоки. Эта литературная группа числилась одной из самых скандальных, превзойдя в этом плане даже имажинистов и ранних кубофутуристов. Она сложилась в Москве в начале 1920 года и окончательно оформилась в августе того же года при Союзе поэтов в Ростове-на-Дону. Членами группы ничевоков были Рюрик Рок (Р.Ю.Геринг), Сергей Садиков, Борис Земенков, Аэций Ранов, Лазарь Сухаребский, Елена Николаева, Денис Уманский, Сусанна Мар (Чалхушьян) и Константин Эрберг. С ничевоками были связаны и сотрудничали ростовский поэт Владимир Филов и представитель тифлисского издательства "Хобо" в Москве Мовсес Агабабов.  Оценивая состояние литературы, ничевоки признавали жизненным направлением творчества лишь имажинизм; о себе в первом декрете они заявили:

"...4. Фокус современного кризиса явлений мира и мироощущений Ничевоком прояснён: кризис – в нас, в духе нашем. В поэтпроизведениях кризис этот разрешается истончением образа, метра, ритма, инструментовки, концовки. Истончение сведёт искусство на нет, уничтожит его: приведёт к ничего и в Ничего. Отсюда: 5. В поэзии ничего нет; только – Ничевоки. 6. Жизнь идёт к осуществлению наших лозунгов: Ничего не пишите! Ничего не читайте! Ничего не говорите! Ничего не печатайте!" – и указывали на своё кровное родство с дадаистами.

Новая Москва.1929. Х.М. 61.7х53.7 см.

Дадаизм (фр. dadaisme от dada – бессвязный детский лепет) – авангардистское направление в западноевропейском, преимущественно французском и немецком искусстве, выражающееся в иррационализме, нигилистическом антиэстетизме, художественном эпатаже. Поскольку дадаистское движение родилось во время Первой мировой войны (Швейцария, 1916 г.), то главная его идея состояла в том, чтобы на абсурд войны ответить таким же абсурдом искусства. В 1921 году вышла московская Декларация ничевоков. Они провозгласили "отделение искусства от государства", а своё творческое бюро выдвигали в качестве аппарата по руководству искусством. Ничевоки известны своими постоянными нападками на Маяковского, они подвергли его заочному суду своего "ревтрибунала" и запретили писать. Это "Постановление ревтрибунала Ничевоков" было напечатано в бесплатном приложении ко 2-му изданию "Собачьего ящика".  За время своего существования (всего около двух лет: 1920-1922) ничевоки смогли выпустить лишь два небольших альманаха: "Вам" и "Собачий ящик" (в двух изданиях), а также два сборника стихов Р.Рока. В 1922 году Рюрик Рок эмигрировал в Западную Европу. А гибель в 1922 году С. Садикова, возглавлявшего "Творничбюро", привела к окончательному распаду группы.  В поэзии ничевоки не оставили заметного следа, ибо даже самые способные из них (С. Мар, К. Эрберг, Р. Рок) благодаря занятой ими позиции занимались подражательством имажинизму. Остались в литературе лишь имена Бориса Земенкова, ставшего позднее известным москвоведом, и Сусанны Мар, создавшей большое количество поэтических переводов с английского, польского и других языков. В 1922 году вошёл в Московское отделение Ордена Имажинистов, но после смерти Есенина отошёл и от имажинизма. В дальнейшем полностью посвятил себя живописи. В середине 20-х гг. вошёл в объединение художников «Бытие», отвергавшее крайности авангардизма. В 1926 участвовал в выставке «Бытия» (московские пейзажи «Сорок сороков», «Говорящие камни» и др.).

Сорок сороков. 1926. Б. Тушь. 22х33. ГТГ.

Иллюстрировал и оформлял книги для Огиза — Изогиза, издательства «Молодая гвардия»: «Необычная история об изобретении воздушного шара, о великом ученом Монгольфье, о шелковой юбке и говорящей жаровне» (1927), «Поедем-ка, друг, на жаркий юг» (1928), «Строители» (1929) Г.Л. Владычиной; Владычина, Галина. Морское дно. Рисунки Б. Земенкова. Москва, Госиздат, 1928. 13 с.; Владычина, Галина. По Советскому Союзу. Рисунки Б. Земенкова.  М., Госиздат, 1928. 10 с. с ил.; сборник «Даты из жизни и творчества А.С. Пушкина» (1937), «Страшный гость» Н.Ф. Остроменцкой (1944).

Много работал в жанре городского пейзажа («Булочная», «Огни города», «Дом с колоннами», «Новая Москва»), создал серию зарисовок памятных литературных домов в том виде, который они имели, когда в них жил тот или иной писатель. Участвовал в деятельности общества «Старая Москва». В 1941 в Москве и Ленинграде состоялась выставка акварелей Земенкова «Литературный Петербург и Москва». В годы Великой Отечественной войны создал серию рисунков «Москва в ноябре—декабре 1941 года», плакаты для «Окон ТАСС», написал статью «По литературной Москве, пострадавшей от фашистских бомб» (1942; не опубликована). К 40-м гг. относится серия акварелей и «рисунков-реставраций» зданий, связанных с жизнью В.Г. Белинского, Н.И. Новикова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других писателей, выполненных для Литературного музея и Музея истории и реконструкции Москвы. В эти же годы публиковал в газетах и различных сборниках статьи о памятных местах Москвы и Подмосковья. Автор работ «По чеховским местам в Москве» (в книге «Литературные экскурсии по Москве», 1948), «Белинский в Москве» (в книге «Литературное наследство», т. 57, 1951), «Н.В. Гоголь в Москве» (в книге «Труды Музея истории и реконструкции Москвы», в. 4, 1954), «Памятные места Москвы» (1959), «М.С. Щепкин в Москве» (1966), раздела «Литературные места» в книге: «Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV—XIX веков» (1962). В 1962 вышел составленный Земенковым сборник воспоминаний о Москве первой половины XIX в. «Очерки московской жизни». Многие картины, акварели и рисунки Земенкова хранятся в Музее истории Москвы.

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?