Новиков, Иван. Конопель-конопелька. Стихи. Картинки П. Павлинова.
М.-Л., Госиздат, 1926. 29 с. с ил. (Новая детская библиотека). Тираж 10200 экз. Цена 60 к. В цв. издательской литографированной обложке. Ну, просто, гимн конопле ... Большая редкость!
Павлинов, Павел Яковлевич (1881-1966) — русский и советский художник-график, книжный иллюстратор, большой мастер ксилографии. Родился 12(24) апреля 1881 года в Санкт-Петербурге. В прошлом - моряк, затем художник-любитель, вольнослушатель петербургской Академии Художеств: в 1903-1906 годах учился в Императорской Академии художеств у Д.Н. Кардовского. С 1914 года член Московского товарищества художников (с 1918 года — его председатель). С 1924 года — член объединения «Четыре искусства». С 1921 по 1930 годы работал преподавателем во ВХУТЕМАСе—ВХУТЕИНе (в 1921—1924 годах был деканом графического факультета). С 1916 работал преимущественно в ксилографии; в произведениях Павлинова повествовательность, интерес к быту сочетаются со стремлением подчинить рассказ структурной логике листа; свободный, экспрессивный, близкий к росчерку или зигзагу штрих вносит динамику в несколько статичную композицию. Автор ряда гравированных на дереве портретов, отличающихся новизной психологической характеристики (портреты: Э.Т.А. Гофмана, 1922; А.С. Пушкина, 1924). В 1930-1950 годах преподавал в полиграфическом и художественном институтах. Наиболее известные работы: иллюстрации к «Русалке» Пушкина (1922), «Заговорщикам» Руффини (1928—29), роману Стендаля «Красное и чёрное» (1949). Портрет Пушкина (1924) на выставке русской графики в Дрездене в 1964 году был признан лучшим ксилографическим портретом XX века. В основном известен развитием оригинальной творческой ксилографии в советском искусстве. Павлом Павлиновым оформлены и проиллюстрированы книги А. Виноградова, Лермонтова, Короленко, Прилежаевой-Барской, Руффини, Новикова-Прибоя. Иллюстрации книги Н. Лескова «Человек на часах» полны такого напряжения, словно Павлинов был очевидцем трагической истории солдата Измайловского полка Постникова. Художник был убежден, что «гравировать надо так, как хорошо говорить на иностранном языке, то есть думать на иностранном языке, а не переводить с родного». Павлинов, тонкий психолог, интересен и как художник-портретист. Известны его портреты Блока, Белого, Гофмана, Пушкина, Островского, Стендаля, сказительницы Кривополеновой, Хогарта. Выразительность ксилографического языка, способность распоряжаться всей палитрой черно-белой гравюры позволили ему создать глубокие портреты-характеристики.
Павлинов П. Я. (1881 — 1966). Павел Павлинов не помнил, с каких лет начал рисовать. Казалось, это было всегда. С детства Академию художеств в Петербурге называл он «своим домом». Частные уроки у академика О. Э. Браза сменились регулярными занятиями вольнослушателя Академии, морского офицера Павла Яковлевича Павлинова у художника-педагога Д.Н. Кардовского. Занятия начались весной 1903 года, после окончания Морского корпуса. Учился он не только в классах, но и в долгих путешествиях: незабываемые впечатления оставили старые мастера в картинных галереях Франции, Греции, Италии, Голландии. Оставшиеся от путешествий копии, многочисленные наброски художник переводил в офорт, линогравюру — графические техники первого этапа творчества. Но линейный талант графика-Павлинова требовал более специфичной графической техники. В поисках крепкой графической манеры он обратился к примитивам деревянной немецкой гравюры XV—XVI веков. Постепенно ксилография вытеснила из его творчества все остальные виды графического искусства. Косвенной причиной выбора ксилографии послужила встреча с опытным гравером И. Н. Павловым: неудавшийся в офорте рисунок тот посоветовал награвировать на дереве. Грабштихель и маленький кусочек самшита, подаренные Павловым, стали для художника первым инструментом и материалом неизменной с этого времени деревянной гравюры. Постигая ее тайны, Павлинов, как и Фаворский, занимался проблемой передачи пространства на плоскости. В этих поисках двум граверам суждено было сыграть решающую роль в истории советской графики. Павлиновым оформлены и проиллюстрированы книги А. Виноградова, Лермонтова, Короленко, Прилежаевой-Барской, Руффини, Новикова-Прибоя. Иллюстрации книги Н. Лескова «Человек на часах» полны такого напряжения, словно Павлинов был очевидцем трагической истории солдата Измайловского полка Постникова. Художник был убежден, что «гравировать надо так, как хорошо говорить на иностранном языке, то есть думать на иностранном языке, а не переводить с родного». Павлинов, тонкий психолог, интересен и как художник-портретист. Известны его портреты Блока, Белого, Гофмана, Пушкина, Островского, Стендаля, сказительницы Кривополеновой, Хогарта. Выразительность ксилографического языка, способность распоряжаться всей палитрой черно-белой гравюры позволили ему создать глубокие портреты-характеристики. Любимым поэтом Павлинова был А.С. Пушкин. К 125-летию со дня рождения поэта художник захотел награвировать его портрет в последний год жизни. Он познакомился со всеми иконографическими и литературными источниками... Трагичен и монументален образ поэта. На лице — горечь и мука, скорбная погруженность в себя... Павлинов очень много рисовал. «Рисунок должен оплодотворять и одухотворять гравюру»,— говорил он. В его наследии очень много пейзажей. В них — «улыбка ясная природы», покой, одухотворенность, тишина («Зима. Утренний туман», «Зима. Вид из окна», «Кустарник», «Сумерки», «Заборы»). Художник вел курс рисунка во Вхутемасе, Вхутеине, в Полиграфическом институте, Художественном институте им. В.И. Сурикова. Глубоко интересуясь теоретическими проблемами в искусстве, педагог осваивал их вместе со студентами. Павлинов любил говорить: «Уча, я сам учусь»... Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., изд-во "Советский художник".