Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 1383 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Венгров Н. Октябрьские песенки. Рисунки Александра Петрова, Лидии Поповой и Георгия Туганова.

М.-Л., Госиздат, 1927. 16 с. с ил. Тираж 10000 экз. Цена 65 коп. В цв. издательской литографированной обложке. 29х23 см.

 

 

 

 

 

 


Венгров, Натан (Моисей Павлович Венгров) (1894—1962) — детский поэт, прозаик, литературный критик, педагог, член Союза писателей (с 1934). Один из создателей советской детской литературы, организовал и редактировал журнал "Ёж", в 1932-1936 гг. - редактор журнала "Мурзилка". Книги стихов: "Сегодня", "Себе самому"; сборники стихов для детей: "Зверушки", "Чирики-пузырики", "Октябрьские песенки" и др. В 1938-1962 г. работал в институте мировой литературы. Автор исследований об А. Блоке, Н. Островском, Д. Фурманове, книги для детей "Жизнь Н. Островского". Родился в городе Прилуки Полтавской губернии в семье врача. В 1912 году с серебряной медалью окончил гимназию в Могилёве, куда переехала семья. В Петербургский университет его не приняли, так как право на поступление для еврея давала лишь золотая медаль; пришлось стать студентом Психоневрологического института. С августа 1913 года начал публиковать свои лирические стихи, рецензии, заметки по литературе и искусству. В 1915 году Венгров все-таки поступил на юридический факультет Петроградского университета, но уже в следующем году был арестован за хранение нелегальной большевистской литературы. В его освобождении принял участие А. М. Горький, под влиянием и при содействии которого М.П. Венгров стал сотрудничать в журналах «Летопись» и «Новая жизнь». Принят он был и в круг знакомых Горького, куда в то время входили М. Ф. Андреева, Сергей Есенин, Зинаида Гиппиус и художницы Валентина Ходасевич (написавшая в 1916 году его известный портрет) и Надежда Любавина (сохранился небольшой портрет Венгрова её работы, в чёрно-белых тонах). Зинаида Гиппиус отмечала в своём дневнике («Черная книжка», 1919): «Молодой поэт Натан В., из кружка Горького, но очень восставший против большевиков, — в Киеве очутился на посту Луначарского» — уехал Венгров из Петрограда в 1918 году, потому что заболел туберкулезом; первоначально жил с родителями в Могилёве, но уже в декабре его пригласил в Киев брат по матери И.Я. Хургин. С переезда в Киев началась более чем 20-летняя деятельность Венгрова в системе Наркомпроса. Работал заведующим подотделом искусства, вместе с А.К. Гастевым, В.О. Перцовым, К. А. Марджановым, И. Эренбургом и Н.А. Шифриным. Все они были оформителями и активными участниками проведения революционных празднеств в Киеве, многочисленных литературных вечеров и концертов. В августе 1919 года, в связи с наступлением Белой армии, Венгров участвовал в эвакуации Наркомпроса Украины из Киева в Москву. С этого времени он начал работать в Наркомпросе РСФСР — ездил с агитпоездом по Сибири.

В 1920 году Венгров стал членом ВКП(б). В период 1921—1923 годов Венгров — редактор журнала «Народное просвещение». В 1922 году, в Брянске был заведующий губернским отделом народного образования (ОНО). В 1924—1925 годы — уполномоченный Наркомпроса РСФСР по Сибири, заведующий Сибирским отделом народного образования. В эти годы он основал и был председателем Сибирского краевого издательства, редактором «Сибирского педагогического журнала», автором (с соавтором) букваря и книги для чтения «Мы в школе» для сибирских школ, выдержавшей до 1930 года 9 изданий. Книга содержала большой учебно-методический материал, а также материал для чтения, в том числе стихи и статьи Венгрова. В 1926—1929 годы Венгров — учёный секретарь Главного учёного совета Наркомпроса и, одновременно, заведующий отделом детской литературы Госиздата. В это время он издал несколько сборников своих стихов, организовал и редактировал журнал «Ёж» (1928—1929). Стал одним из создателей советской детской литературы, содействовал публикации книг многих впоследствии знаменитых детских писателей (А. Барто, 3. Александрова, Е. Благинина, Л. Кассиль и других). В 1929—1932 годах был мобилизован ЦК ВКП(б) в числе «50» на партийную работу в Ивановскую область (город Родники).

В 1932 году перешел в Объединенное научно-техническое издательство начальником планового отдела. В 1936 году окончил с отличием вечернее отделение литературы Института красной профессуры. В 1932—1936 годах Венгров был редактором журнала «Мурзилка». После ликвидации РАППа Венгров стал руководителем детской секции оргкомитета Союза писателей. В это время он часто встречался с А.М. Горьким, по инициативе которого и при активном участии М.П. Венгрова было создано в 1933 году издательство детской литературы «Детгиз». В 1937 году Венгров был понижен в должности и получил серьёзное партийное взыскание за «притупление партбдительности и не разоблачение врага народа». В 1938 году Венгров перешёл на работу в Институт мировой литературы (ИМЛИ), где работал до конца жизни (учёный секретарь, младший научный сотрудник, старший научный сотрудник). В 1941—1942 годах был в эвакуации вместе с ИМЛИ в Ташкенте. Похоронен на Новодевичьем кладбище (уч. № 3, 61 ряд).


Свою творческую деятельность Венгров начал как детский поэт. Его сборники искренних, простых стихов для маленьких пользовались популярностью в 1920—1930 годы. Например, Л. К. Чуковская упоминает среди книг, которые в семье читали себе сами или вслух, наряду с С. Чёрным, М. Моравской и Натана Венгрова. Первые его сборники: «Петух», «Мышата», «Хвоя» вышли ещё в 1918 году.

Некоторые сборники переиздавались(«Зверушки», «песенки с картинками для маленьких», «Чирики—пузырики») и, как правило выходили большими тиражами. Всего было опубликовано восемь сборников. Венгров уделял большое внимание вопросам издания и совершенствования детской и юношеской литературы, её воспитательной роли: «В ребёнке прежде всего надо воспитывать человека, а потом уже общественное лицо». Он утверждал, что детскую книгу можно создавать только коллективно (писатель, художник, библиотекарь, педагог) и осуществлял это на практике.

Его детские книги иллюстрировались многими известными художниками, входившими в артель художников «Сегодня» — Н. Альтман, Ю. Анненков, В. Ермолаева, Н. Любавина, Е. Турова, а также В. Конашевич, М. Генке, Н. Шифрин. На стихи Венгерова Ириной Миклашевской были написаны: Детские песни на слова Н. Венгерова; для одного голоса с сопровождении ф-но. - М.: Гос. изд-во. Муз. сектор, 1925. - 15 с. Перейдя на работу в Отдел советской литературы в ИМЛИ, Венгров сосредоточился на литературоведческой деятельности.

Попова, Лидия Владимировна (1903-1951) - советский художник книги, станковой графики, можно также говорить, что московская художница. Родилась в 1903 году в с. Никольское-Сверчково Московской губернии, умерла в 1951 в Москве. В 1919-1924 гг училась во ВХУТЕМАСе у А. Экстер на графическом факультете. По окончании учебы работала, преимущественно, как график-плакатист и иллюстратор в "Госиздате" и в издательстве "Молодая гвардия". Так получилолсь, что ее творчество большей частью связано с детской книжной графикой. Считается корифеем детской книги. Тогда же начала экспонировать свои работы на выставках. Член Московской профсоюза художников, Ассоциации художников России. В 1945 г. вышла замуж за П. Соколовым-Скаля и в том же году состоялась их совместная выставка.

Среди библиофилов Лидия Владимирова прославилась замечательным оформлением книги Маяковского: Маяковский В. Конь-огонь. [Стихотворение]. Рис. Л. Поповой. М.-Л., ГИЗ, 1928. Удивительное стихотворение «Конь-огонь», блестяще оформленное Лидией Поповой, вышло из печати апреле 1928 года.  Маяковский не случайно выбрал для иллюстрирования этой книги выпускницу ВХУТЕМАСа Лидию Попову - он сам был неразрывно связан с этим учебным заведением и многих там знал не по наслышке. Рабочие разных специальностей объединяют свои усилия, чтобы сделать игрушечного коня, их образы трактуются по-плакатному ярко и обобщенно. На одном развороте легко уживаются разномасштабные изображения. Как же выразительны и колористически насыщенны хромолитографии талантливой художницы. Высший «пилотаж»!

Туганов, Георгий Александрович (1902 - 1941) - рязанский художник, график. Родился в Рязани, там же учился живописи у художника Пырина и в студии художника Калиниченко. В 1919—1920 гг. заведовал декоративной мастерской и выполнял гравюры на линолеуме для газеты. В 1921 г. поступил на старший курс Рязанского художественного техникума, а в 1922 г. был командирован в Московский Вхутемас, который окончил в 1929 г. по отделу ксилографии полиграфического факультета. С 1927 г. работал по художественному оформлению детской книги. Художник ушел из жизни в самом расцвете творческих сил.

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?