Яковлев С. (псевдоним Маршака С.). Аэроплан по Уэллсу. Рисунки П. Бучкина.
Л.-М., "Радуга", 1924. 16 с. с илл. Тираж 5 000 экз. В цв. издательской литографированной обложке. Ранний Маршак. Очень большая редкость!
Бучкин, Пётр Дмитриевич (1886, Софроново, Тверская губерния, Российская империя — 1965, Ленинград, СССР) — русский советский художник, живописец, график, иллюстратор, педагог, профессор ЛИЖСА имени И.Репина и ЛВХПУ имени В. И. Мухиной, Заслуженный деятель искусств РСФСР, член Ленинградской организации Союза художников. Известный русский художник Петр Дмитриевич БУЧКИН родился 22 января 1886 г. в деревне Сафроново Калязинского уезда Тверской губернии. Еще в пору его младенчества отец с матерью переезжают в Углич. Здесь, в старинном городке, имевшем свои ремесленные и живописные традиции, и прошло детство будущего академика, сюда он возвращался на некоторое время уже в зрелом возрасте. Прожив большую прекрасную жизнь (умер он в 1965 г., когда ему было почти 80 лет), П. Бучкин оставил после себя десятки живописных полотен, множество графических работ, в которых отражены жизнь и история России и Углич в частности.
Истоки
Маленький Петя, будучи впечатлительным мальчиком, наблюдал изо дня вдень, как его мать вышивала на канве изумительные рисунки, узоры, которыми украшала полотенца, скатерти, рубашки. А потом наступает момент, когда он сам пытается срисовывать все эти рукотворные орнаменты. Одновременно он стал срисовывать красивые рукописные буквы из азбуки-кириллицы, играть ими и незаметно, на шестом году научился читать. А через три года неожиданно умирает затейница-мать, и Петя потянулся к соседу-художнику Якову Богомазу, жившему на той же Питерской улице, через дорогу. Удивлению мальчишки не было границ при виде того, как березовые дощечки , смазанные лаком, превращались в почти живые лики Николая Чудотворца, Иоанна Предтечи, Иисуса Христа. Чуть позже юного искателя новых "живых" образов "прибило" к другому художнику, также обитавшему по соседству - Василию Клевцову, настоящему живописцу, владельцу иконописной мастерской. Эта мастерская и явилась для юного Петра Бучкина первой школой по овладению художественным мастерством. По достижении восьми лет Петя поступает в Угличское городское училище. Здесь на него, на привитие ему художественного вкуса благотворное влияние оказал учитель истории П. Критский, воспитывавший у своих питомцев любовь к истории родного города, родного края. Петр Андреевич всячески поощрял развитие художественных способностей своего любимого ученика, требовал от пего постоянных занятий живописью. Именно благодаря Критскому Петр Бучкин уже в ранние годы хорошо знал памятники культуры Углича, изучал с увлечением древнерусскую архитектуру. И это увлечение юного Бучкина древнерусским искусством с годами превратилось в постоянную потребность, оставив на всем его творчестве заметный след.
И стал он художником с правом поездки за границу
В 1899 г. Петр Бучкин первым учеником заканчивает Угличское городское училище и тогда же, тринадцатилетним мальчиком, уезжает в Петербург, где поступает в училище технического рисования барона Штиглица. Не имея достаточной материальной поддержки со стороны семьи, он не только учится, но и одновременно работает по вечерам на стройках города, причем второе никак не мешает первому. Уже на втором курсе он. самый молодой среди учеников, становится и самым лучшим учеником по успеваемости. Несомненно, сказалась здесь его угличская практика у местных мастеров-живописцев. Постепенно его работы стали выделяться, получать награды, начинающий художник принимает участие 1 в выставках Общества русских художников. Для дальнейшего совершенствования своих профессиональных знаний и мастерства П. Бучкин поступает в 1904 г. в Высшее художественное училище при Академии художеств. А спустя год он уже занимается в мастерской профессора В. Матэ, выдающегося российского гравера, большого мастера реалистического рисунка. В доме В. Матэ постоянно бывали В. Серов, В. Васнецов, В. Поленов, М. Нестеров, с которыми Петр Бучкин, благодаря своему учителю, познакомился, что, конечно же, сыграло немаловажную роль в становлении его как художника, одухотворяло его на творческий поиск. В 1912 году за большую серию офортов П. Бучкину было присвоено звание художника с правом поездки за границу на четыре года. В серию эту вошли листы с портретами артистов, художников и других близких ему людей, а также рабочих, ремесленников, крестьян.
Проникнутый оптимизмом
В 1914 г. П. Бучкин пишет новую серию портретов, часть из них была напечатана в журналах "Нива", "Огонек", "Солнце России", "Зритель". Легкость и совершенство исполнения этих портретов обеспечили им успех у зрителей. Художник стал получать заказы от частных лиц и в течение двух лет сделал около ста портретных работ. Он пишет небольшие жанровые картины из крестьянской жизни, некоторые из которых экспонируются на выставке товарищества художников-передвижников. Весь творческий путь художника в ту пору проникнут жизнерадостным оптимизмом. Об этом говорит также его картина "Неунывающие россияне", написанная в 1915 г. вопреки угодническим настроениям декадентов и показавшая "здоровый дух русского парода", верящего в свои силы. В начале 1917 г. он пишет акварели "Перед зеркалом", "Портрет исполнителя народных песен Мезенцова", которые были отмечены премией имени А.И. Куинджи. Сразу после Октябрьской революции Бучкин решает послужить народу на более суровом поприще - на Балтийском флоте, в качестве матроса дивизиона подводных лодок, не прекращая при этом свою работу художника. Демобилизовавшись, он с 1921 года работает в детском издательстве "Радуга", заведуя художественной редакцией и иллюстрируя книги для детей. В тридцатые годы П.Д. Бучкин много внимания уделяет крестьянской теме, выступая как бытописатель советской деревни. Он часто бывает на новостройках, в колхозах, пионерлагерях, в частях Красной Армии. В 1935 г. вместе с группой художников совершает плавание по Волге, из которого привозит много этюдов и эскизов для картин. В начальный период Великой Отечественной войны, в Ленинграде П. Бучкин продолжает свою работу художника-пропагандиста-просветителя. А в 1942 г. он эвакуируется в Углич, где продолжает работать по теме героической борьбы русского народа. Здесь им была закончена работа для большой картины "Обращение Кузьмы Минина к русскому народу". Живя в Угличе, он пишет ряд картин для местного музея: "Убиение царевича Димитрия", "Бой за овладение Угличским кремлем". Вернувшись в Ленинград в 1944 году, он активно включается в работу отделения Союза художников, особенно его увлекает мирный труд людей. Он пишет много портретных полотен: "А.В. Суворов"(1950 г.), "Ф.И. Шаляпин" (1957 г.), "М.И. Калинин в мастерской народного художника РСФСР В.Н. Мешкова" (1952 г.), "А.М. Горький и Ф.И. Шаляпин" (1957 г.).
Профессор, педагог
Описание творческого пути Петра Дмитриевича было бы неполным без освещения его педагогической деятельности. Надо сказать здесь, что еще в 1917 году он был приглашен в Художественное училище Штиглица педагогом. С 1936 по 1940 годы он преподает в Академии художеств - сначала доцентом кафедры рисунка, а затем - профессором многих дисциплин. С 1947 г. он работает в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В.М.Мухиной, где заведует кафедрой монументальной живописи. "Всестороннее изучение жизни - вот основа моих занятий с начинающими художниками. Без этого нельзя уверенно воспитывать нашу художественную смену", - говорил Петр Дмитриевич. Воспитание сознательного, проверенного мыслью творчества - таково кредо педагогической деятельности П.Д. Бучкина. Он много внимания уделял методике художественного образования и воспитания, технике и технологии рисунка. Его многолетние опыты по созданию учебных рисунков и моделей, постоянное их использование в педагогической практике являются серьезным вкладом в педагогическую практику художественной школы. В Углич Петр Дмитриевич приезжал часто в летнее, осеннее время до 60-х годов. Не столько отдыхать, сколько для работы. Им здесь были написаны картины "Хлеборобы", "Вид кремля с базарной площади", "Кремль с берега Волги", "Покровский монастырь", "Троицкий ручей" и множество других. Город и округа - все отражено в картинах Петра Дмитриевича. Всего же передано им музею более 130 картин, этюдов, офортов. Автор статьи: Герман Курочкин.
Несколько слов о Маршаке:
В 1911 году Самуил Маршак вместе со своим другом, поэтом Яковом Годиным, и группой еврейской молодёжи совершил длительное путешествие по Ближнему Востоку: из Одессы они отплыли на корабле, направляясь в страны Восточного Средиземноморья — Турцию, Грецию, Сирию и Палестину. Маршак поехал туда корреспондентом петербургской «Всеобщей газеты» и «Синего журнала». Лирические стихотворения, навеянные этой поездкой, принадлежат к числу наиболее удачных в творчестве молодого Маршака («Мы жили лагерем в палатке…» и другие). В этой поездке Маршак познакомился со своей будущей женой, Софьей Михайловной Мильвидской (1889—1953), и вскоре по возвращении они поженились. В конце сентября 1912 года молодожёны отправились в Англию. Там Маршак учился сначала в политехникуме, затем в Лондонском университете (1912—1914). Во время каникул он много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских баллад, впоследствии прославивших его. В 1914 году Маршак вернулся на родину, работал в провинции, публиковал свои переводы в журналах «Северные записки» и «Русская мысль». В военные годы занимался помощью детям беженцев. В 1915 году вместе с семьёй жил в Финляндии в природном санатории доктора Любека. В 1918 году — жил в Петрозаводске, работал в Олонецком губернском отделе народного образования, затем бежит на Юг — в Екатеринодар, где сотрудничал в газете «Утро Юга» под псевдонимом «Доктор Фрикен». Публиковал там стихи и антибольшевистские фельетоны. В 1919 году издаёт (под псевдонимом «Доктор Фрикен») первый сборник «Сатиры и эпиграммы». В 1920 году, живя в Екатеринодаре, Маршак организует там комплекс культурных учреждений для детей, в частности, создаёт один из первых в России детских театров и пишет для него пьесы. В 1923 году он выпускает свои первые стихотворные детские книги («Дом, который построил Джек», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке»). Является основателем и первым заведующим кафедрой английского языка Кубанского политехнического института (ныне Кубанский государственный технологический университет). В 1922 году Маршак переезжает в Петроград, вместе с учёным-фольклористом Ольгой Капицей руководил студией детских писателей в Институте дошкольного образования Наркомпроса, организовал (1923) детский журнал «Воробей» (в 1924—1925 годах — «Новый Робинзон»), где в числе прочих печатались такие мастера литературы, как Б.С. Житков, В.В. Бианки, Е.Л. Шварц. На протяжении нескольких лет Маршак также руководил Ленинградской редакцией Детгиза, Ленгосиздата, издательства «Молодая гвардия». Имел отношение к журналу «Чиж». Вёл «Литературный кружок» (при ленинградском Дворце пионеров). В 1934 году на Первом съезде советских писателей С.Я. Маршак сделал доклад о детской литературе и был избран членом правления СП СССР. В 1939—1947 годах он был депутатом Московского городского Совета депутатов трудящихся. В 1937 году созданное Маршаком детское издательство в Ленинграде было разгромлено, лучшие его воспитанники репрессированы — А.И. Введенский, Н.М. Олейников, Н.А. Заболоцкий, Т.Г. Габбе, (позже Хармс) и др., многие уволены. В 1938 году Маршак переселился в Москву.