Самохвалов, Александр. Ходя.
Москва-Ленинград, Государственное издательство, 1927. 32 с. с илл. Тираж 7000 экз. цена 25 коп. В цв. издательской литографированной обложке. Достаточно редка!
С именем художника Александра Самохвалова связано становление и утверждение в искусстве образа нового человека – строителя социализма, активного и сознательного борца за невиданный ранее общественный строй. Символом советской юности стала картина «Девушка в футболке», в которой художник нашел точную меру реального и условного, идивидуального и типичного. Это классический пример произведения социалистического реализма, где изобразительный язык при лаконизме и сдержанности приемов отличается, необыкновенной меткостью и убедительностью. Композиционная слаженность и законченность позволяют говорить об архитектоническом совершенстве этой работы, заключающей в себе и монументальное обобщение. Произведениям А. Самохвалова, особенно созданным в 1920-первой половине 1930-х годов, присуща монументальность. В значительной мере это объясняется тем, что художник находился в центре событий, характерных для эпохи: строительство нового мира, грандиозность планов, трудовой энтузиазм современников.
«История совершалась у нас на глазах,-писал позже А. Самохвалов. - И образы новых людей формировались также у нас на глазах. Они были монументальны сами по себе, потому что порождались великими событиями. Это были творцы истории, творцы революции...».
Самохвалов, Александр Николаевич (21 августа 1894, Бежецк, Тверская губерния, Российская империя — 20 августа 1971, Ленинград, СССР) — крупнейший советский художник, живописец, график, прикладник, монументалист, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Александр Самохвалов родился 8 (21) августа 1894 года в городе Бежецк Тверской губернии. Его отец Николай Дмитриевич Самохвалов занимался мелкой торговлей (умер в 1917 году). Мать Самохвалова Елена Фёдоровна (в девичестве Чистякова, ум. в 1937) занималась домашним хозяйством и воспитанием четырёх детей. Своё образование Самохвалов начал в механико-техническом училище в Калязине, откуда был исключён в 1908 году за участие, как писал художник в автобиографии в начале 1950-х, в «школьном революционном движении». В последующем закончил реальное училище в Бежецке. Учился в Академии художеств до её закрытия (1914—1918), затем вернулся на родину в Бежецк. Завершал образование уже в Петроградских Свободных художественных мастерских (1919—1923). Среди учителей особое влияние на Александра Самохвалова оказал К.С. Петров-Водкин. Пространственная система построения картины, разработанная Петровым-Водкиным, проблемы соотношения цвета и формы увлекли Александра Самохвалова, для которого поиски своего видения, образного воплощения эпохи стали неизменными спутниками творчества. Не случайно путешествие с К. С. Петровым-Водкиным в Самарканд (1921 год) и работу в составе экспедиции Института истории материальной культуры по зарисовкам и обмеру памятников он воспринимал впоследствии как переломный момент в своём мировоззрении и творчестве. Другим сильнейшим впечатлением, повлиявшим на формирование творческого стиля художника, стало участие Александра Самохвалова в работах по реставрации Георгиевского собора в Старой Ладоге (1926), где он открыл для себя древнерусскую фресковую живопись. Александр Самохвалов начал участвовать в выставках с 1914 года. В 1917 участвовал в выставке объединения художников «Мир искусства».
Писал портреты, жанровые картины, пейзажи. Занимался плакатом, скульптурой, монументальной и станковой живописью, декоративно-прикладным искусством, иллюстрировал книги. Дипломная картина «Головомойка» (1923, Русский музей), в которой художник стремился воплотить принципы «сферической перспективы» в духе Петрова-Водкина, стилистически близка сюрреализму. Однако Александр Самохвалов вступил на самостоятельный творческий путь в тот период, когда модернистски-авангардные поиски постепенно уходили в сферу «тихого искусства» или вообще в «подполье». Тем не менее, подобно мастерам ОСТа, к которому ленинградский «Круг художников» был эстетически весьма близок, Самохвалов сумел сохранить яркие черты поэтически-вольного символизма и во вполне официальных, заказных произведениях. Особенно удавались Самохвалову образы «героинь труда и спорта» («Кондукторша», 1928; «Девушка с ядром», 1933, Третьяковская галерея; знаменитая акварельная серия «Метростроевки», 1933—1934, в основном — Русский музей) — образы, полные мажорного пафоса и в то же время по-своему сюрреального, почти «мифологического» обаяния; это своего рода таинственные современные богини, окружённые романтическим ореолом.
Именно ему принадлежит знаковое произведение советского искусства 1930-х годов — «Девушка в футболке» (1932), в котором наиболее полно воплотилось стремление художника к созданию образа молодого современника, понимание зрелым мастером своих живописных задач. В 1937 году картина Самохвалова «Девушка в футболке» на Международной выставке в Париже была удостоена золотой медали. Тогда же за панно «Советская физкультура», выполненное для советского павильона, и за иллюстрации к «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина художник получает два Гран-при Международной выставки. Книгой и книжной графикой Александр Самохвалов занимался с середины 1920-х годов, сотрудничая с ленинградскими издательством «Радуга» и Детгизом.
Примечательны артистичные детские книжки, в том числе с текстами самого художника («Наш город», 1927; «Ночные страхи», 1927; «Водолазная база», 1928; «Мстительный Худжар», 1929, и др.). Александр Самохвалов успешно выступал также как художник театра. С середины 30-х годов он оформлял спектакли «Бесприданница» А. Н. Островского (режиссёр С.А. Морщихин, 1935, ГБДТ, Ленинград), «Горячее сердце» А. Н. Островского, «Стакан воды» Э. Скриба (оба 1943, Академический театр драмы им. А. С. Пушкина) и др. После начала войны Самохвалов эвакуировался с Академическим театром драмы им. А. С. Пушкина в Новосибирск, где оформил спектакли «Свадьба Кречинского», «Платон Кречет», «Маскарад», а также ряд спектаклей для Московского театра оперетты. Наряду с этим Александр Самохвалов исполнил и большое число заказных полотен («С.М. Киров принимает парад физкультурников» (1935, ГРМ), «Появление В.И. Ленина на Всероссийском съезде Советов» (1939, ГРМ), «Парад Победы» (1947, эскиз для росписи «Дворец Советов», частная коллекция), «С.М. Киров и И. В. Сталин на Волховстрое» (1950, частное собрание, Лондон) и др. Среди произведений, созданных А. Самохваловым в станковой живописи, также картины «В. Ленин и И. Сталин на втором съезде РСДРП» (1939, ГРМ), «Фронтовые друзья» (1946), «Сталинградка», «Вспоминая боевые дни» (обе 1948), «Портрет Е. Мравинского» (1950), «Под солнцем» (1953), «Кафе «Гурзуф» (1956), «Портрет М.А. Клещар» (1958) и другие.
В 1948—1951 годах Самохвалов преподавал на кафедре монументально-декоративной живописи ЛВХПУ им. В.И. Мухиной. Автор книги воспоминаний «Мой творческий путь» (1977), повести «В годы беспокойного солнца» (1996). Выставки произведений А.Н. Самохвалова были показаны в 1963, 1968 и 1975 годах в Ленинграде (ЛОСХ, Дом писателей, ГРМ) и в 1964 в Москве. В 1967 году А.Н. Самохвалов был награждён Орденом Ленина за выдающийся вклад в развитие советского изобразительного искусства. С 1926 года Самохвалов был членом ленинградского объединения «Круг художников», которое покинул в 1928 году. В 1929—1932 был членом общества художников «Октябрь», с 1932 года — членом Ленинградского Союза советских художников. С 1938 по 1940 годы был заместителем председателя ЛССХ. Александр Николаевич Самохвалов скончался в Ленинграде 20 августа 1971 года на семьдесят седьмом году жизни. Похоронен на Комаровском кладбище. Памятник на могиле является культурно-историческим наследием с федеральным уровнем охраны. Произведения Александра Николаевича Самохвалова находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России, Германии, Великобритании, Франции, США, Италии и других странах.