Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 344 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Тукаев А. Шурале. Линогравюры Иллариона Плещинского.

Казань, Госиздат, Казанское отделение, 1921. 16 с. с ил. Тираж 5000 экз. Отпечатано на серой толстой литой бумаге. В издательской гравированной обложке. 20х16,8 см. Одна из наиболее ярких книг казанского авангарда!

 

 

 

 

 


Обложка книги представляет нам главного героя поэмы, в создании образа которого автором использованы древние тюркские поволжские мифы: в сумрачной чаще леса сидит Шурале - лесной дух, антропоморфное чудовище с  телом покрытым курчавой шерстью, с длинными пальцами на руках и нижних конечностях, с рогами на голове. На страницах книги разворачивается целый драматический спектакль. Пролог - мирная картина татарской деревушки с минаретом мечети в центре, раскинувшейся среди лесов. Далее - пленительный образ леса, где среди могучих деревьев бурлит своя чудесная жизнь: среди цветущей зелени порхают бабочки, мотыльки, пчелки.  И вот завязывается интрига - крестьянин едет в лес по дрова, светлый силуэт лошади с запряженной в нее телегой, на которой сидит парень в тюбетейке, противопоставлен черным стволам и кронам деревьев, угрожающе склонившимися над ними…  Далее разгорается конфликт: Шурале, чья фигура так напоминает окружающие его корявые стволы, недоволен рубкой деревьев в его лесу. И все же конфликт разрешается победой крестьянина, хитростью пленившего Шурале. В  финале - Шурале остается в бессильном гневе, а торжествующий крестьянин уходит из леса с полной телегой дров.

В примечании к своей поэме-сказке поэт замечает: «Шурале» я написал, вдохновившись воссозданными Пушкиным и Лермонтовым фантастическими сказками, которые они слышали в деревне». Если пушкинская поэма «Руслан и Людмила» знаменовала собой начало новой русской поэзии, современного литературного языка, то «Шурале» суждена была аналогичная роль в поэзии татарской. Она послужила темой для пьес, для балета, обошедшего сцены нашей страны, для песен и симфоний, в ней черпали вдохновение целые поколения татарских скульпторов и художников.


Интересные в оформительском отношении издания выходили, конечно, не только в нынешней и бывшей столице, но и в других городах России. Иногда работы известных столичных мастеров по разным причинам печатались в провинции. Например, книга Н. Агнивцева «Спор между домами» (1925) с выразительными рисунками Н. Купреянова, выдержанными в традициях сатирической графики тех лет, увидела свет благодаря рязанскому обществу «Друзья детей». Однако в этот период не было провинциальных издательств, специализировавшихся на выпуске детской литературы и способных составить серьезную конкуренцию продукции Ленинграда и Москвы. Впрочем, периферийная детская книга 1920-х мало известна даже специалистам, этот пласт литературы еще ждет своего исследователя, здесь возможны самые неожиданные открытия. В данной главе представлены две любопытные работы провинциальных иллюстраторов. Линогравюры талантливого художника И. Плещинского, работавшего в Минске и Казани, к сказке А. Тукаева «Шурале» (1921) выполнены под явным влиянием эстетики немецкого экспрессионизма. В книге С. Преображенского «Приключения Джона Босса», выпущенной в Рязани в 1925 г., наибольший интерес представляют, как нам кажется, не собственно иллюстрации А. Лопухина (достаточно эклектичные, сочетающие чехонинскую декоративность со стилистикой журнальной карикатуры), а остроумное и изобретательное шрифтовое решение обложки и титульного листа.

Плещинский, Илларион Николаевич (1892- 1961)- художник казанского авангарда, график, педагог. Родился 28 апреля 1892года в городе Докшици (Белоруссия). Окончил в 1909 году Минское реальное училище, поступил в Общество Поощрения Художеств при Петербургской Академии художеств. Посещал мастерские Билибина, Рылова, Рериха. Участник Первой мировой войны. В КазаньИлларион  Плещинский переехал в 1919 году, и сразу поступил в Казанские Художественные Мастерские, где впоследствии руководил мастерской литографии, и возглавил графический факультет. До 1924 года, вместе с Николаем Шикаловым издавал художественный альманах и папки с авторскими эстампами. Организатор знаменитого графического коллектива "Всадник". Плещинский привнес в Казань тенденции европейской гравюры, в первую очередь немецкого импрессионизма. В середине 20-х годов художник переезжает в Киев, где преподает в Киевском художественном институте и Киевском инженерно-строительном институте. С 1948 года - профессор Киевсого художественного института. Работы художника выставлялись на республиканских и международных выставках. Персональные выставки Плещинского датируются 1924, 1937, 1964, 1978, 1983, 2013 годами. Его произведения находятся в коллекциях крупнейших музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Киева, а так же в частных собраниях всего мира. Скончался Плещинский Илларион Николаевич 6 февраля 1961 года. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

Тукаев (Тукай), Габдулла (1886-1913)- великий татарский поэт, литературный критик, публицист, один из родоначальников новой татарской литературы, основателей современного татарского языка. Для Добрых Сказочников фигура Г.Тукая важна еще и потому, что он жил в то время, когда перед татарским народом  встал реальный вопрос - быть или не быть, измениться и встать на путь прогресса или остаться на обочине истории. И именно Тукай стал тем колоколом, что разбудил татар. Он принес в татарскую культуру новые веяния русской и европейской культуры, изменил масштаб мировоззрения своего народа. В истории татарской культуры имя Тукая занимает особое место, сопоставимое со значением Пушкина для русской культуры.

"Мы всё время позади, всегда бедны, всегда ниже. Мы копаем колодец иглой, русские – машиной. Мы запрягаем лошадь, они – локомотив. Они летают на воздушном шаре, мы, обвязавшись банным мочалом, машем руками. Если они на жизненном пути готовятся сообща тащить воз, то все тянут вперёд; мы все тянем в разные стороны и вертимся на одном месте..." Г.Тукай

Имея огромную прижизненную славу и большие по тем временам тиражи, Габдулла Тукай так и не смог выбраться из нужды. Он работал в типографии, в удушливой свинцовой атмосфере, что не способствовало его здоровью. Он умер, не дожив до 27 лет. Но как же много он успел сделать за это время! И грустно думать о том, как многого он не успел.

Родился Габдулла Тукаев 14(26) апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанского уезда Казанской губернии в семье муллы. По линии отца известно семь поколений мулл. Очень рано познал тяготы сиротства. Когда Габдулле было около пяти месяцев, он лишился отца. Позднее мать оставила ребёнка на воспитание бедной старушке, а потом — забрала обратно, однако вскоре умерла и в возрасте четырёх лет Габдулла стал круглым сиротой. После кратковременного пребывания в семье деда Зиннатуллы, он оказывается в Казани, в семье бездетного жителя Ново-Татарской слободы по имени Мухамметвали, где провел около 2 лет. Его приемные родители заболели и вынуждены были вернуть Габдуллу в Учили. В 1892—1895 годах его жизнь проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлауча. В дальнейшем детство Габдуллы продолжалось в городе Уральске. Будучи взятым туда в семью купца Галиаскара Усманова, где была хозяйкой его тетя по линии отца, он учился в медресе прогрессивно настроенной семьи меценатов Тухватуллиных, одновременно посещая русский класс и проявляя высокую одарённость в учёбе. Первые литературные опыты Тукая частично запечатлились в рукописном журнале «әл-ГАСР әл-ҖӘДИД (Новый век)» за 1904 год. В этот же период он переводит на татарский язык басни Крылова и предлагает их к изданию. Увлекается поэзией Пушкина и Лермонтова. Его первым замечательным поэтическим созданием на чисто татарском языке был перевод стихотворения А.Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опубликованный в 1905 году под названием «Сон мужика».  С 1895 по 1907 годы учился в Медресе «Мутыгия» Тухватуллиных в городе Уральске, работал в типографии, редакциях газет и журналов.  Участник революции 1905-07 годов в городе Уральске. После начала революции 1905 года в Уральске появились первые татарские газеты и журналы «ФИКЕР (Мысль)», «әл-ГАСР әл-ҖӘДИД (Новый век)», «УКЛАР (Стрелы)» . Тукай сотрудничает в них и выступает с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые революцией. Он участвует в прошедших волной по городу демонстрациях.  В начале 1907 года Тукай покидает медресе «Мутыгия». Начинается его «вольная жизнь». Третьеиюньский переворот 1907 года означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это было тукаевское стихотворение «Китмибез! (Не уйдём!)», в ярких строках которого прозвучал голос борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и демократии. Такие стихотворения Тукая, как «ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)», «ПАР АТ (Пара коней)» были посвящены теме Родины.  Осенью 1907 года Тукай приезжает (по сути, возвращается) в Казань, чтобы посвятить свою деятельность творчеству. Здесь он быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Әл-ИСЛАХ (Реформа)», Фатыхом Амирханом и др. Все свои творческие возможности Тукай в этот период посвящает сатирико-юмористическим журналам «ЯШЕН (Молния)», «ЯЛТ-ЙОЛТ (Хлоп-Хлоп)» (Зарница), которые фактически редактировал. В сатирических и публицистических произведениях бичевал самодержавие, феодально-патриархальные пережитки, старомодные медресе и кадмистов, антигуманизм буржуазной морали. Универсальность мышления и сама личность поэта способствовали созданию в его творчестве многообразной картины жизни татарского народа, предопределили его первостепенное значение в татарской поэзии начала XX века. К 1908 году в творчестве Тукая возникает целый цикл поэтических и очерково-публицистических произведений. Такие его стихотворения, как «Көзге җилләр (Осенние ветры)», «Гнёт», «Дача» (1911), «Чего не хватает сельскому люду?» (1912), «Надежды народа…» (1913), его близкая дружба с Хусаином Ямашевым и стихотворение, посвященное его памяти («Светлой памяти Хусаина», 1912), свидетельствуют о том, что поэт питал искреннее сочувствие к своим современникам — борцам за народное дело и благоговел перед их неподкупной человеческой совестью и духовным благородством. Стихотворения «Светлой памяти Хусаина» и «Татарская молодежь» (1912) пронизаны чувством исторического оптимизма. Большинство его стихотворений и путевых очерков, опубликованных в 1911—1912 годах, написано под впечатлениями посещения им деревень Заказанья — своей малой Родины. В них запечатлена реальная действительность, оцененная с позиции заступника народа. Отвергая пресловутую «деревенскую идиллию», Тукай трезво смотрел на сельскую реальность, стремясь охватить социальные контрасты её будней («Чего не хватает сельскому люду?», «Гнет», «Возвращение в Казань»). Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911—1912 годы он совершает путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 года Тукай пароходом приезжает в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Здесь Тукай остаётся в гостях у своего друга поэта Сагита Рамеева. В Астрахани он встречается с азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым, сосланным туда за революционную деятельность в родном краю. Весной 1912 года Тукай решается на более значительное путешествие по маршруту Казань — Уфа — Санкт-Петербург. В Уфе он встречается с Маджитом Гафури. Эта встреча оставляет глубокий след в жизни обоих народных писателей, укрепляет их симпатии друг к другу. В Петербурге Тукай встречается с Муллануром Вахитовым, впоследствии видным революционером. Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая, Тукай покидает столицу и отправляется в Троицк, а затем в казахскую степь — пить кумыс, надеясь этим поправить свое здоровье. В Казань возвращается в начале августа. В столице Тукай работает в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжает писать. Последние годы жизни и деятельности Тукая свидетельствуют о том, что писатель, всё ближе постигая народную действительность, резко ощущал разлад с враждебным народу обществом и беспощадно осуждал все то, что могло бы лечь тенью на его гражданскую совесть («Первое мое дело после пробуждения», «По случаю юбилея» и др.). По произведениям Габдуллы Тукая татарскими композиторами были созданы балеты:

«ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)» Фарид Яруллин

«СУ АНАСЫ (Водяная)» Энвер Бакиров

Умер поэт 2 (15) апреля 1913 года в Казани. Похоронен на Татарском кладбище в Ново-Татарской слободе Казани.


Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?