Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 1234 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Дейнеко Ольга, Трошин Николай. Как хлопок ситцем стал (текст художников).

М.-Л., Госиздат, 1929. 22 с. с ил. Тираж 10000 экз. Цена 1 руб. (одна из самых высоких). В цв. издательской литографированной обложке. 23х20 см.

 

 

 

 

 

 


Конечно, производственная тема не исчерпывалась воссозданием на страницах книг разнообразных видов транспорта, демонстрацией тех или иных технических достижений. Не менее важная и гораздо более сложная задача заключалась в том, чтобы в наглядной и доступной для ребенка форме показать сам процесс производства, проследить за разными этапами превращения сырья в готовый продукт. Именно эту задачу пытались решить московские художники Н. Трошин и О. Дейнеко, о чем говорят уже сами названия их книг: «Как хлопок ситцем стал» (1929), «От каучука до галоши» (1930), «Хлебозавод № 3» (1930), «Тысячу платьев в день» (1931), «Как свекла сахаром стала» (1927).

Появлению каждого из этих изданий предшествовала длительная стадия изучения выбранной темы: «поездки на предприятия, детальное изучение с карандашом в руках процессов производства, жизнь в рабочей среде, увлеченная работа над художественным отображением индустрии». Четкая стилистика названных книг далека от конструктивистских канонов. Художников интересуют не только общие контуры предметов, но и особенности их устройства, не только станки, но и рабочие, не только локальные цвета, но и тональные градации. Как подчеркивает исследователь, в детской книге 1920-1930-х гг. человек зачастую терялся, «в отношениях с вещами представал не в роли их хозяина и потребителя, а в роли производителя или обслуживающего специалиста».

Нередко эта тенденция сказывается и в работах Трошина и Дейнеко. «Из картинки в картинку торжествуют прямые, прочерченные по линейке линии и проведенные циркулем окружности. Единственные непрямоугольные тела — это маленькие человеческие фигурки, суетящиеся у ручек и рулей. Они выглядят пигмеями рядом с монстрами индустриальной переработки свеклы». Это действительно так, однако едва ли стоит упрекать художников в том, что они правдиво запечатлели картины, увиденные в заводских цехах. Хотя попытки отойти от конструктивистской схематичности и прямолинейности, создать убедительные, полноценные человеческие образы не всегда были успешными, в целом ряде случаев художникам удалось разнообразить зрительный ряд оформляемых изданий непривычными мотивами. Их работа не сводилась к добросовестному, монотонному перечислению всех процессов производственного цикла: образный строй литографий оживлялся резкой сменой ракурсов и масштабов, основной сюжет дополнялся историческими или этнографическими отступлениями.

Если в «Тысяче платьев в день» и «Как свекла сахаром стала» преобладают панорамы цехов, увиденные как бы с высоты птичьего полета, то в «Хлебозаводе № 3» фигуры пекарей и грузчиков уже не теряются в бесконечных интерьерах, а иногда и выделяются средними планами, на задней стороне обложки дается по-штеренберговски лаконичный натюрморт. Помимо собственно производственных сцен в книги вводятся пейзажи и жанровые сцены, географические карты и рисунки тканей. Характеризуя графическую стилистику Н. Трошина 1920-1930-х гг., В. Юматов отмечает, что новое, деятельное отношение к изображаемым объектам художник выражает уже в самой структуре композиции, отдельные детали которой соединяются по логике механической сборки. Но при этом «...конструктивность в восприятии мира... не приводит к утрате художественной целостности — рациональное подчинено здесь эмоциональному, механическое—органическому».

Это высказывание справедливо и по отношению ко многим рисункам для детских книг. Правда, подчас Трошина и Дейнеко подводило желание раскрыть заявленную тему с исчерпывающей полнотой: они строили графическое повествование из трудносовместимых элементов, вникали в технологические подробности, сложные для восприятия ребенка. Хотя книгам этих авторов часто недоставало архитектонического единства, стилистической цельности, на уровне отдельных иллюстраций художникам удалось добиться очевидных успехов в трактовке темы труда. Использование выкидных листов в «Хлебозаводе № 3» и «Тысяче платьев в день» можно интерпретировать как введение крайне важного для детской книги игрового элемента.


Дейнеко, Ольга Константиновна (1897–1970)-советский  художник-график. Родилась и выросла на Украине в Черниговской области. Три года училась художественному мастерству в Училище барона Штиглица (1916-1918), 4 года -  во ВХУТЕМАСе у И. Машкова, Н.Н. Купреянова, В.А. Фаворского (1919-1923). Была членом Объединения работников революционного плаката (1931-1932). С 1932 участник выставок. Выполняла зарисовки народного орнамента, костюмов и предметов крестьянского быта Курской и Орловской губерний. Автор ряда детских книг и иллюстраций к ним (совместно с Н.С. Трошиным развили и усилили детскую производственную книгу; причем литографированные книжки, оформленные ими, несомненно, стали классикой жанра). С 1932 г. работала в основном в технике акварели, создавала серии на темы пионерской жизни и портреты. В 1943 г. состоялась совместная выставка О. Дейнеко и Н. Трошина в Москве. В 1946 г. - персональная выставка художницы. Имя Дейнеко О.К.  внесено в энциклопедию "Графика русских художников от А до Я" (М., 2002 г.).

Трошин, Николай Степанович (1897, Тула – 1990, Москва)- советский живописец, график. Учился в Пензенском художественном училище им. Н.Д. Селиверстова у И.С.  Горюшкина-Сорокопудова, Н.Ф. Петрова (1913 – 1918), затем в Москве в ГСХМ-ВХУТЕМАСе  у И.И. Машкова (1918 – 1920). С 1918 г. участник выставок. Режиссер и художник ряда спектаклей, работал над рекламными плакатами. Главный художник журнала « СССР на стройке». Автор ряда детских книг и иллюстраций к ним (совместно с О.К. Дейнеко развили и усилили детскую производственную книгу; причем литографированные книжки, оформленные ими, несомненно, стали классикой жанра). Персональные выставки Николая Трошина проходили в Москве и других городах России с 1968 по 1989 гг. Его работы хранятся в ГТГ, ГРМ, Музее современной истории России, во многих региональных музеях.

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?