Дейнеко Ольга, Трошин Николай. Хлебозавод № 3. Рисунки авторов.
М.-Л., Госиздат, 1930. 16 с. с ил. Тираж 25000 экз. Цена 50 коп. В цв. издательской литографированной обложке. 22х19 см. Один из лучших образцов детской производственной книги. Большая редкость!
Конечно, производственная тема не исчерпывалась воссозданием на страницах книг разнообразных видов транспорта, демонстрацией тех или иных технических достижений. Не менее важная и гораздо более сложная задача заключалась в том, чтобы в наглядной и доступной для ребенка форме показать сам процесс производства, проследить за разными этапами превращения сырья в готовый продукт. Именно эту задачу пытались решить московские художники Н. Трошин и О. Дейнеко, о чем говорят уже сами названия их книг: «Как хлопок ситцем стал» (1929), «От каучука до галоши» (1930), «Хлебозавод № 3» (1930), «Тысячу платьев в день» (1931), «Как свекла сахаром стала» (1927).
Появлению каждого из этих изданий предшествовала длительная стадия изучения выбранной темы: «поездки на предприятия, детальное изучение с карандашом в руках процессов производства, жизнь в рабочей среде, увлеченная работа над художественным отображением индустрии». Четкая стилистика названных книг далека от конструктивистских канонов. Художников интересуют не только общие контуры предметов, но и особенности их устройства, не только станки, но и рабочие, не только локальные цвета, но и тональные градации. Как подчеркивает исследователь, в детской книге 1920-1930-х гг. человек зачастую терялся, «в отношениях с вещами представал не в роли их хозяина и потребителя, а в роли производителя или обслуживающего специалиста».
Нередко эта тенденция сказывается и в работах Трошина и Дейнеко. «Из картинки в картинку торжествуют прямые, прочерченные по линейке линии и проведенные циркулем окружности. Единственные непрямоугольные тела — это маленькие человеческие фигурки, суетящиеся у ручек и рулей. Они выглядят пигмеями рядом с монстрами индустриальной переработки свеклы». Это действительно так, однако едва ли стоит упрекать художников в том, что они правдиво запечатлели картины, увиденные в заводских цехах. Хотя попытки отойти от конструктивистской схематичности и прямолинейности, создать убедительные, полноценные человеческие образы не всегда были успешными, в целом ряде случаев художникам удалось разнообразить зрительный ряд оформляемых изданий непривычными мотивами. Их работа не сводилась к добросовестному, монотонному перечислению всех процессов производственного цикла: образный строй литографий оживлялся резкой сменой ракурсов и масштабов, основной сюжет дополнялся историческими или этнографическими отступлениями. Если в «Тысяче платьев в день» и «Как свекла сахаром стала» преобладают панорамы цехов, увиденные как бы с высоты птичьего полета, то в «Хлебозаводе № 3» фигуры пекарей и грузчиков уже не теряются в бесконечных интерьерах, а иногда и выделяются средними планами, на задней стороне обложки дается по-штеренберговски лаконичный натюрморт. Помимо собственно производственных сцен в книги вводятся пейзажи и жанровые сцены, географические карты и рисунки тканей. Характеризуя графическую стилистику Н. Трошина 1920-1930-х гг., В. Юматов отмечает, что новое, деятельное отношение к изображаемым объектам художник выражает уже в самой структуре композиции, отдельные детали которой соединяются по логике механической сборки. Но при этом «...конструктивность в восприятии мира... не приводит к утрате художественной целостности — рациональное подчинено здесь эмоциональному, механическое—органическому». Это высказывание справедливо и по отношению ко многим рисункам для детских книг. Правда, подчас Трошина и Дейнеко подводило желание раскрыть заявленную тему с исчерпывающей полнотой: они строили графическое повествование из трудносовместимых элементов, вникали в технологические подробности, сложные для восприятия ребенка. Хотя книгам этих авторов часто недоставало архитектонического единства, стилистической цельности, на уровне отдельных иллюстраций художникам удалось добиться очевидных успехов в трактовке темы труда. Использование выкидных листов в «Хлебозаводе № 3» и «Тысяче платьев в день» можно интерпретировать как введение крайне важного для детской книги игрового элемента.
Дейнеко, Ольга Константиновна (1897–1970)-советский художник-график. Родилась и выросла на Украине в Черниговской области. Три года училась художественному мастерству в Училище барона Штиглица (1916-1918), 4 года - во ВХУТЕМАСе у И. Машкова, Н.Н. Купреянова, В.А. Фаворского (1919-1923). Была членом Объединения работников революционного плаката (1931-1932). С 1932 участник выставок. Выполняла зарисовки народного орнамента, костюмов и предметов крестьянского быта Курской и Орловской губерний. Автор ряда детских книг и иллюстраций к ним (совместно с Н.С. Трошиным развили и усилили детскую производственную книгу; причем литографированные книжки, оформленные ими, несомненно, стали классикой жанра). С 1932 г. работала в основном в технике акварели, создавала серии на темы пионерской жизни и портреты. В 1943 г. состоялась совместная выставка О. Дейнеко и Н. Трошина в Москве. В 1946 г. - персональная выставка художницы. Имя Дейнеко О.К. внесено в энциклопедию "Графика русских художников от А до Я" (М., 2002 г.).
Трошин, Николай Степанович (1897, Тула – 1990, Москва)- советский живописец, график. Учился в Пензенском художественном училище им. Н.Д. Селиверстова у И.С. Горюшкина-Сорокопудова, Н.Ф. Петрова (1913 – 1918), затем в Москве в ГСХМ-ВХУТЕМАСе у И.И. Машкова (1918 – 1920). С 1918 г. участник выставок. Режиссер и художник ряда спектаклей, работал над рекламными плакатами. Главный художник журнала « СССР на стройке». Автор ряда детских книг и иллюстраций к ним (совместно с О.К. Дейнеко развили и усилили детскую производственную книгу; причем литографированные книжки, оформленные ими, несомненно, стали классикой жанра). Персональные выставки Николая Трошина проходили в Москве и других городах России с 1968 по 1989 гг. Его работы хранятся в ГТГ, ГРМ, Музее современной истории России, во многих региональных музеях.