Третьяков С. Пашка и папашка. Рисунки Самуила Адливанкина.
Москва, Молодая гвардия, 1926. 16 с. с ил. Тираж 10000 экз. В цв. издательской литографированной обложке. 31х23 см. Большая редкость!
Юный герой, несмотря на порочную наследственность, оказался человеком сознательным и взялся за перевоспитание отца-нэпмана. Оформление этой книги трудно назвать оригинальным; наоборот, здесь собраны воедино почти все самые ходовые клише детской книги и сатирической графики тех лет. Папашка героя, несомненно,- ближайший родственник лебедевского толстяка из "Мороженого" и множества других "классово чуждых" персонажей литературы для юношества. Любовно расставленная посуда, свинья-копилка, ажурная занавеска, как и положено, символизируют убожество мещанских представлений о счастье. Схематические, геометризованные изображения вагонов заставляют вспомнить аналогичные мотивы у сестер Чичаговых, Г. Ечеистова и целого ряда других графиков, почти столь же распространен был мотив улицы с покосившимися домами и фланирующими между ними ответственными работниками, не говоря уже о том, что редкая книга обходилась без изображения бодро марширующего пионерского отряда. И все же свойственные Самуилу Адливанкину талант, чувство меры, а главное - истовый антимещанский пафос, искренняя взволнованность затронутой темой импонируют зрителю, делают это собрание штампов по-своему убедительным и очень обаятельным. Ну, и самое главное, крутая рифма в названии книги, придуманная Сергеем Третьяковым обессмертили это произведение детской литературы.
Адливанкин, Самуил Яковлевич (7 (19) июля 1897, Могилёвская губерния — 7 марта 1966, Москва) — еврейско- российский художник-монументалист с «левым» уклоном, график, входил в «левое» крыло советского искусства 1920—30 годов. Работал с плакатом, писал портреты, жанровые картины, пейзажи. Стилистика работ близка лубку, примитиву, работал в духе А.М. Родченко, Л.С. Поповой, делал станковые работы в гротесковом стиле. Художественную ценность представляют в основном работы до 1925 года. 1923—1928 — работал для издательства «Молодая гвардия»; иллюстрировал журналы «Безбожник», «Лапоть», «Военный крокодил», работал с В. В. Маяковским. Художник был членом Нового общества живописцев (НОЖ) и Общества станковистов (ОСТ). Установка этих группировок была направлена на создание новой по тематике и образному строю картины. Это сформировало оригинальную манеру и высокий художественный уровень полотен мастера. 1920-1930-е годы - расцвет станковой картины Адливанкина.
Адливанкин Самуил Яковлевич. Портрет 1921
Он создаёт такие известные картины как - «ГЕРОИ У НИХ И У НАС» (1932), «ЮНЫЕ МОДЕЛИСТЫ» (1932), «ТАНЕЦ В СТЕПИ» (1934). В более поздних работах ощущается влияние установок социалистического реализма, как например, в выполненных работах для павильона «Дальний Восток» на ВСХВ «ВСТЕЧА ГЕРОЕВ ХАСАНА С КОЛХОЗНИКАМИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА» и «ПРИЕЗД ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В ПРИАМУРСКИЙ КРАЙ» (1939).
Адливанкин Самуил Яковлевич. Натюрморт. 1920
В последние годы жизни отходит от традиций социалистического реализма, начинает писать камерные по настроению работы – лирические пейзажи, жанровые композиции. Ярким примером может служить полотно «ЮНОСТЬ» (1961). Произведения художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и др.
Состязание юных моделистов.1931.
Эскиз к картине. Холст, масло. 121х95. ГРМ
Родился в местечке Татарск Могилёвской губернии (ныне — Смоленская область), в семье фармацевта Якова Ароновича и его жены, домохозяйки Сары Моисеевны. Жил и работал в Татарске, Одессе, Самаре, Москве.
1912—1917 — обучение в Одесском художественном училище, в классе у К.К. Костанди, по выходу получил диплом учителя рисования и черчения.
1918 — учится у В.Е. Татлина в Свободных художественных мастерских в Москве.
Адливанкин Самуил Яковлевич.
Перед отъездом на фронт. 1922
1919 — по поручению Отдела ИЗО Наркомпроса занимался организацией «Свомас» (Свободных мастерских) в Самаре, там же назначен руководителем художественной секции губернского комитета по масскультуре, отвечал за развитие художественного образования и программ по искусству для детей.
1921 — в составе членов-учредителей художественного объединения Нового общества живописцев (по 1922).
Трамвай Б. 1922. Фанера, масло. 47х60. ГРМ
1927 — работал над фильмом «Чашка чая» на «Межрабпомфильме».
1932 — член общества «Изобригада».
1938—1939 — работал росписи для павильона Дальнего Востока на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве (в монументальном стиле).