Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 168 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Праздник игрушек. Сказка и рисунки Юрия Черкесова.

Петербург, Аквилон, 1922. 20 с. с ил. Тираж 2000 экз. В издательской хромолитографированной обложке. Oblong. 24,8х32,8 см. Очень высоко ценится у коллекционеров русской детской литографированной книги.  Чрезвычайная редкость!

 

 

 

 


 

Продолжение традиций мирискуснической книжной графики можно увидеть и в работах мастеров, творческий путь которых начался уже в послереволюционные годы. Самый очевидный пример—сказка «Праздник игрушек», написанная и оформленная Ю. Черкесовым. В этой избыточно нарядной, празднично декорированной книге удачно развивается тема, заявленная А. Бенуа и Г. Нарбутом: хрупкий мир кукол, живущий по своим особым законам, представляется автору не только необычайно привлекательным, но и исполненным глубокого смысла. Эта тема стала одной из главных в творчестве художника, он обращался к ней и в годы эмиграции. К «Празднику игрушек» можно отнести слова, сказанные А. Бенуа (Черкесов был женат на его дочери) по поводу другой работы графика, изданной уже в Париже: «Все это исполнено непосредственности, наивности, детскости и, что особенно ценно, искренности. Нигде нет подделки под детей. Чувствуется настоящая свобода при изъяснении на языке, самом трудном из всех языков,— на детском. Хорошая, веселая, занятная и аппетитная книжка...».


Черкесов, Юрий  (Жорж) Юрьевич (16 декабря 1900,Санкт-Петербург— 31 июля 1943, Париж) - потомок декабриста Василия Петровича Ивашева и француженки К.П. Ле-Дантю, последовавшей на каторгу вслед за мужем. Отец, Юрий Александрович, имел личное дворянство, занимался юридической практикой. Мать, Лидия Николаевна Константинова – дочь надворного советника, работала фельдшером. Ю.Ю. Черкесов в 1917 окончил Выборгское коммерческое училище. До конца 1917 занимался в «Новой художественной мастерской» (Школа кнг. М.Д. Гагариной), где вместе с ним учились Анна, Елена и Надежда Бенуа, В.А. Милашевский, Г.С. Верейский, М.Ф. Домрачев и др. В сентябре 1918 поступил в живописную мастерскую К.С. Петрова-Водкина в петроградских ГСХМ (бывш. ИАХ); с марта 1921 учился там же в мастерской Д.Н. Кардовского, с декабря 1923 – на полиграфическом факультете. Работал корректором, чертежником и преподавателем рисования в вечерних классах ЦУТР. В 1920–1921 служил декоратором в театре Балтфлота и художником Агитационно-художественного отделения РОСТА, в 1921–1922 – помощником декоратора в Государственных академических театрах. В 1919 женился на дочери А.Н. Бенуа Анне, в следующем году у них родился сын Александр. В ранний период отдал дань кубо-футуризму и пытался творчески переосмыслить искусство Петрова-Водкина, с начала 1920-х подчинил свой живописно-графический стиль эстетике «Мира искусства». В 1920–1925 иллюстрировал и оформлял книги для Госиздата, издательств «Светоч», «Петроград», «Время», «Радуга» и «Мысль». Оформил около 30 книг, в том числе: «Врата тесные» А. Беленсона (Пг., 1922), «Сказки» В. Гауфа (М., 1923), «Танталэна» Н. К. Чуковского (М.; Л., 1925), «Глупая плита» Л.И. Борисова (Л., 1925), «Злое море» Б.С. Житкова (Л., 1925). Написал и иллюстрировал детскую книжку «Праздник игрушек» (Пг., 1922). Создал эскиз плаката «Год без Ильича – год осуществления его заветов» (1925). Графические листы «Цирк» и «Ковры» были приобретены Государственным музейным фондом, эскиз обложки и три иллюстрации к сказке О. Уайльда «Молодой король» – Музеем художественной культуры (ныне в ГРМ). Совместно с Б.М. Кустодиевым, Анной и Николаем Бенуа расписал трактир «Ягодка» на Троицкой улице (1922). Участвовал в выставках: Современной живописи и рисунка (Пг., 1918), Картин русских художников (Псков, 1920), «Мир искусства» (Пг., 1922), Выставке русского искусства в США (1924/1925). Летом 1925 Ю.Ю. Черкесов эмигрировал с женой и сыном во Францию под предлогом ознакомления с Международной выставкой декоративного искусства и художественной промышленности, открывшейся в Париже.Во Франции Ю.Ю. Черкесов писал пейзажи окрестностей Парижа и Прованса, исполнял станковые гравюры на дереве и металле. Создал иллюстрации к произведениям Стендаля, А. де Ренье, Метерлинка, Шекспира, Ж.-А. Рони, к книгам Клод Анэ «Любовь к России» (Anet C. L’Amour en Russie. Paris, 1930), А. Моруа «Тургенев» (Maurois A. Tourguéniev. Paris, 1934), к сборнику русских сказок на французском языке. Оформил библиофильское издание: М. Кулон «Рождество Поля Поншона» (Coulon M. Les Nuёls de Raul Ponchon. Paris: Éditions du Trianon, 1929). Выпустил книжку-раскраску «Ярмарка» (La fête foraine. Paris, 1934). Сотрудничал в газете «Paris-Soir» («Вечерний Париж»). Работал для Дома моделей Бальзака, создавал рисунки для тканей фирмы Бианкини, эскизы театральных декораций и костюмов. В марте 1929 Ю.Ю. Черкесов провел персональную выставку в галерее Margaret-Henry. Участвовал в выставке группы «Мир искусства» в галерее S. Lesniсk (1928), выставках русского искусства в Брюсселе (1928), Белграде (1930), Париже (W. Hirshman, 1930; d’Alignan, 1931; La Renaissance, 1932) и Праге (1935). Выставлялся в салонах: Независимых (1941–1943; член салона), Осеннем (1928, 1938) и Тюильри. В 1937 получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за ксилографию «Песнь песней». Жертвовал свои картины для благотворительных лотерей Московского землячества (1939). В 1941 Ю.Ю. Черкесов вместе с сыном А.Ю. Черкесовым был арестован оккупационными властями как советский подданный и помещен в лагерь Компьень. В марте 1943 провел персональную выставку в парижской галерее L’Аrc-en-Сiel. В июне того же года участвовал в Выставке живописи, скульптуры и архитектуры русской молодежи, членов Объединения русской молодежи.  В 1943 г. Ю.Ю. Черкесов покончил жизнь самоубийством. Похоронен в Сент-Женевьев-де-Буа. В 1944 мемориальная выставка состоялась в рамках салона Независимых. Посмертно его работы были показаны на выставках, организованных Союзом советских патриотов (1946, 1947), на выставке в музее Медоны, близ Парижа (1963, совместно с работами сына), на выставке «Значительные картины русских художников во французских коллекциях» в рамках Осеннего салона (1972). В 1981 в Медоне состоялась его ретроспективная выставка «Пейзажи Медоны».  В 1982 А.Ю. Черкесов передал в дар Русскому музею 100 произведений отца: гравюры на дереве, иллюстрированные книги. Представлен также в собрании Британского музея. Портреты художника исполняли З. Е. Серебрякова (1939) и Елена Бенуа (1930-е).

Черкесов, Юрий  (Жорж) Юрьевич (16 декабря 1900,Санкт-Петербург— 31 июля 1943, Париж) - русский график и живописец. Биографические сведения о художнике крайне скудны.  Черкесов  — потомок декабриста В. П. Ивашева. В 1917–1925 последовательно учился в Государственных свободных художественных мастерских, ВХУТЕМАСе, ВХУТЕИНе в Петрограде, занимался у К. С. Петрова-Водкина  и  А. И. Савинова. В 1919 женился на дочери А.Н. Бенуа, в 1920 родился сын Александр, ставший впоследствии художником. Работал преимущественно в области книжной графики. В 1920-е сотрудничал в петроградских и московских издательствах, создал оформление книг А. Беленсона «Врата тесные» (1922), В. Гауфа « Сказки » (1923), Н. К. Чуковского «Танталэна» (1925), Л. Борисова «Глупая плита» (1925), Б. Житкова «Злое море» (1925). В 1922 написал и проиллюстрировал детскую книжку « Праздник   игрушек », в 1925 выпустил альбом для раскрашивания « Игрушки ». Занимался также станковой графикой. В 1922 вместе с Б.М. Кустодиевым, А.А. Бенуа и Н.А. Бенуа расписал трактир «Ягодка» в Петрограде, в 1925 создал декоративные панно для театра-кабаре «Сверчок на печи» на Невском проспекте. Принимал участие в выставках Современной живописи и рисунка в Петрограде в 1918, Картин русских художников в Пскове в 1920, «Мира искусства» в Петрограде в 1922, а также в передвижной выставке русского искусства в США в 1924–1925. В 1925 эмигрировал во Францию, много путешествовал по стране, создавая акварельные пейзажи ее провинциальных уголков, исполнил серию видов окрестностей Парижа, которые пользовались популярностью у коллекционеров и любителей искусства. Экспонировал свои работы в Осеннем салоне, салоне Независимых и Тюильри. Работал для дома моделей. В 1937 на Международной выставке в Париже получил золотую медаль за ксилографию «Песнь песней». Продолжал много работать как художник книги, в частности оформил альбом «Игральные песенки» (1933). 22 июня 1941 был арестован  и  помещен в концлагерь Компьен. В начале 1943 был освобожден. В том же году состоялась первая персональная выставка художника в Париже, которая принесла ему известность в европейских художественных кругах. Однако вскоре после нее по неизвестным причинам покончил жизнь самоубийством. Похоронен на кладбище Сен-Женевьев де Буа. Мемориальная выставка  Черкесова  прошла в 1944 в салоне Независимых в Париже. В 1963 состоялась ретроспективная выставка произведений художника в Museé Meudon в пригороде Парижа. В 1997 в Париже в отеле де Санс состоялась выставка «От России — к Советскому Союзу», посвященная детской книге, на которой среди прочего были представлены  и  работы  Черкесова . Творческое наследие художника все еще ждет своего признания  и  систематизации. Работы  Черкесова  находятся в ряде музейных собраний России  и  Европы, среди них — Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге и Британский музей в Лондоне.

На рубеже XIX-XX веков складывается особая «детская цивилизация» не только с трогательной любовью, но и с уважением к ребенку как к личности. Литература и искусство отводят детям одно из важнейших мест. Художники и издатели превратили детскую книгу в самобытную художественную ценность. Красочные иллюстрации развивали воображение, погружая ребенка в созданный художником фантастический мир. Значительное внимание детской книге уделяло московское издательство Иосифа Кнебеля. А картинки знаменитой «Азбуки» Александра Бенуа (1904), известного художника и историка искусства, остались в памяти нескольких поколений русских людей ярким событием их детства. Свой вклад в развитие искусства оформления книги внес известный художник Кузьма Петров-Водкин. В 1914 году была издана его детская приключенческая повесть «Аойя. Приключения Андрюши и Кати в воздухе, под землей и на земле», которую он назвал «очень большой и курьезной» и сам же проиллюстрировал экспрессивными рисунками, выполненными в свободной манере черной тушью, кистью и пером (обложка книги, «Вулкан и Лава», «В гроте», «Катя у ручья»). Сложно представить детство без сказок с картинками. Одним из самых популярных зарубежных писателей-сказочников у русских детей был Вильгельм Гауф. На выставке показаны редкие иллюстрации к его сказкам «Маленький Мук», «Карлик Нос», «Калиф-аист», исполненные талантливым графиком, мастером акварели Юрием Черкесовым в 1922 году. Нарядное, волшебное игрушечное царство предстает перед взором зрителя в открытках с эскизами костюмов к балету Йозефа Байера «Фея кукол», созданных знаменитым художником театра Львом Бакстом (1903). «До сих пор его костюмные макетки… остаются сами по себе драгоценными художественными произведениями» - писал Александр Бенуа. Игрушка – вечный спутник ребенка. Мальчики играли солдатиками, а девочки – куклами. В экспозиции показаны как старинные куклы начала XX века, так и ретро-куклы, созданные в наше время. Отрадны воспоминания детства. Они питают душу. Для многих людей и прежде, и теперь они служили и служат источником жизненных сил и творческого вдохновения.


Книжные сокровища России

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?