Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 150 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Кудашева, Раиса. Федька и Гришка, шалуны-мальчишки. Рисунки Вильгельма Буша. Обложка по рис. Г.И. Нарбута.

На обл. автор: Р.К. Москва, издание И. Кнебель, 1909 (тип. т-ва А.А. Левенсон). 46 с. с ил. Тираж 3000 экз. В цв. издательской литографированной обложке. 8°. Большая редкость!

 

 

 

 

 

 


Буш, Генрих Христиан Вильгельм (нем. Heinrich Christian Wilhelm Busch; 15 апреля 1832, Видензаль — 9 января 1908, Мехтхаузен, ныне в составе Зезена) — немецкий поэт-юморист и рисовальщик, представитель Дюссельдорфской художественной школы. Родился в семье лавочника. Обучался в Дюссельдорфе, а также в Антверпене и Мюнхене. За свои популярные сатирические стихи в картинках считается одним из основоположников комиксов. Автор популярных книг для детей «Макс и Мориц» и «Плих и Плюх», известных в России по переводам соответственно Константина Льдова-Розенблюма и Даниила Хармса.

Известный хореограф Джордж Баланчин так вспоминал о книгах своего дореволюционного детства:

«И конечно, незабываемые «Макс и Мориц» Вильгельма Буша! Они, помню, в булочную залезли, вообще были страшные разбойники. Мне очень нравился Буш, которого, кстати, любил и Стравинский. Стравинский, хоть уже далеко не молодой, мог Буша декламировать наизусть большими кусками». Страсти по Чайковскому. Разговоры с Джорджем Баланчиным.

Помимо иллюстраций к своим сочинениям, Буш является автором более тысячи картин (преимущественно небольшого формата), написанных маслом. При жизни автора они оставались малоизвестными, и были выставлены только после его смерти. Большинство из них исполнены в экспрессионистической манере.

На его рисованных историях и сатирических стишках выросло не одно поколение немцев. В Англии есть Льюис Кэрролл, в Швеции – Астрид Линдгрен, в России – Маршак и Михалков, а в Германии главным сочинителем детских стихов считается Вильгельм Буш – художник, поэт, писатель и один из родоначальников современного комикса. Один из исследователей творчества Вильгельма Буша (Wilhelm Busch) как-то заметил, что вся биография немецкого поэта и художника легко укладывается в пару строчек: много курил, любил читать газеты, почти не выезжал за пределы Германии, все свободное время проводил либо за мольбертом, либо гуляя на природе. Однажды съездил в Рим. Буш до сих пор остается одной из самых загадочных фигур в немецком искусстве. Даже в биографических книгах о нем нет единства фактов и мнений, каждый автор дает свою версию событий и их трактовку. Доподлинно известно только то, что он родился в 1832 году в многодетной семье и был старшим из семи братьев и сестер, детство провел не в родительском доме, а у дяди-пастора, живописи учился поочередно в лучших художественных школах того времени – в Дюссельдорфе, Антверпене и Мюнхене. Рисование он считал главной страстью своей жизни, но его работы не пользовались успехом и трагически не соответствовали духу времени. Публике нравились изображения исторических сражений, перенесенные на полотно греческие мифы и библейские сюжеты, а Буш в экспрессионисткой манере рисовал мрачные деревенские пейзажи, пьющих в кабаках бюргеров и работающих в поле крестьян. Успех пришел к нему в 33 года, когда Буш принес своему знакомому издателю Каспару Брауну рисованную историю про семь проделок Макса и Морица – двух мальчишек-хулиганов, которые терроризируют обитателей классической немецкой деревни. Трубку пастора они набивают порохом вместо табака, у пожилой вдовы крадут кур, подсовывают майских жуков в постель дяде, портят тесто пекарю и обижают портного. Каждая картинка сопровождалась коротким сатирическим четверостишьем или двустишьем. За эту, на первый взгляд, нехитрую поэтическую безделушку Браун выплатил Бушу самый большой гонорар за всю его художественную карьеру – тысячу гульденов, сумасшедшую по тем временам сумму.  Вскоре произведения Буша издавались уже не в журналах, а отдельными книгами тиражом в десятки тысяч экземпляров. Слава его вышла далеко за пределы Германии: стихотворные истории были переведены почти на все европейские языки, включая русский (в России и Советском Союзе Буша переводили Даниил Хармс, Юнна Мориц и Самуил Маршак). За "Максом и Морицем" последовали произведения "Плих и Плюх" про двух невоспитанных щенков, "Хромой Ганс", "Трубка", "Колдовство" и "Дырявый сапог".  В последующие годы за Вильгельмом Бушем закрепился статус детского поэта и художника, его даже начали ставить в один ряд с другими европейскими классиками: мол, у англичан – Льюис Кэрролл, у шведов – Астрид Линдгрен, у немцев – Буш. Хотя уже современники замечали, что юмор у Буша черный, фантазии – мрачные, а финал почти никогда не бывает счастливым. Веселые приключения Макса и Морица заканчиваются тем, что хулиганы попадают под жернова мельницы, а их останки идут на корм уткам. В "Плихе и Плюхе" первый владелец щенков, некий Каспар Шлих, с горя тонет в речке, и от него остается только дымящаяся трубка. В стихотворении "Духовое ружье" старичок, над которым издевается маленький мальчик, находит оригинальный способ проучить проказника:

"Старик кофейником хватил –

и трубку в рот заколотил!"

Такой финал больше подошел бы какому-нибудь современному фильму ужасов.  Исследователи творчества поэта и художника по-разному объясняют мрачность его историй. Одни утверждают, что это результат строгого воспитания в протестантской семье, и стихи несут религиозную мораль, доказывая неотвратимость небесной кары за совершенные героями преступления. Другие убеждены, что Буш был садистом и мизантропом, и в подтверждение своих слов приводят факты его биографии: он ни разу не был женат, сторонился людей, а последние годы своей жизни и вовсе провел в затворничестве в маленькой деревушке в горах Гарца.  Не было единого мнения о Буше и у его коллег по литературному цеху.

"Вечером читал Буша – чтиво скорее удручающее", – написал как-то в дневнике Томас Манн.

Другой немецкий писатель, Нобелевский лауреат Генрих Белль, не раз открыто издевался над "пагубной язвительностью и бесчеловечностью" Вильгельма Буша и сокрушался, что такие произведения нравятся его соотечественникам. Зато в числе поклонников автора "Макса и Морица" был ученый Альберт Эйнштейн, который не расставался с его книжками с детства и до самой старости. Но, несмотря на всю противоречивость жизни и творчества Буша, звание классика у него уже не отнимет никто. В Ганновере, на родине художника, в его честь был открыт Немецкий музей карикатуры и рисунка Вильгельма Буша. Его коллекция рассказывает о том, как из смешных историй про озорных мальчишек вырос новый вид искусства, который сегодня называют комиксом. Автор статьи: Ксения Реутова.

Кудашева, Раиса Адамовна (1878-1964) - советская поэтесса, писательница. Урожденная белорусско-литовская княжна Гидройц из рода литовского происхождения. Всего Раиса Кудашева опубликовала около 200 песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек. В декабре 1903 года в новогоднем номере журнала «Малютка» было напечатано стихотворение «Елка», подписанное псевдонимом «А. Э». Стихотворение, положенное два года спустя на музыку Леонидом Бекманом, обрело всенародную славу, но имя его истинного автора долгое время оставалось неизвестным. Раиса Адамовна не знала, что «Елочка» стала песенкой. Только в 1921 году совершенно случайно, когда она ехала в поезде, услышала, как девочка поет ее «Елочку». Существует легенда, что авторство Кудашевой было раскрыто при вступлении в Союз писателей СССР. По одной версии, однажды в кабинет Максима Горького постучалась пожилая женщина, которая сообщила, что хотела бы вступить в его организацию. Когда Горький поинтересовался, что же она написала, женщина ответила: «Только детские тоненькие книжки». На это Горький ответил, что в его организацию принимают только серьезных авторов, написавших романы и повести. «Нет, так нет», — ответила на это женщина и пошла к выходу, а потом обернулась, и спросила: «Может, вы слышали хоть одно мое стихотворение?» и прочла Горькому знаменитые строки: «В лесу родилась елочка, в лесу она росла, зимой и летом стройная, зеленая была». Услышав эти строки, Горький тут же принял Кудашеву в Союз писателей. По другой версии, эта история произошла с Александром Фадеевым. Фадеев спросил: «Так это Вы написали?». И стал вспоминать, где это было напечатано и как он первый раз прочел эти стихи и плакал, как плачут все дети, когда доходят до последних строк стихотворения. Он вызвал к себе своих сотрудников и отдал распоряжение, чтобы автора немедленно оформили в Союз писателей и оказали ей всяческую помощь.

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?