Кудашева Р. Приход зимы. Беда петушка. Рисунки А.В. Ложкина.
М., издание И. Кнебель, типография т-ва А.А. Левинсон, 1910. 12 с. с ил. Тираж 4000 экз. Цена 50 коп. В издательской литографированной обложке. 29х23,5 см. Достаточно редка!
Кудашева, Раиса Адамовна (1878-1964) - советская поэтесса, писательница. Урожденная белорусско-литовская княжна Гидройц из рода литовского происхождения. Всего Раиса Кудашева опубликовала около 200 песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек. В декабре 1903 года в новогоднем номере журнала «Малютка» было напечатано стихотворение «Елка», подписанное псевдонимом «А. Э». Стихотворение, положенное два года спустя на музыку Леонидом Бекманом, обрело всенародную славу, но имя его истинного автора долгое время оставалось неизвестным. Раиса Адамовна не знала, что «Елочка» стала песенкой. Только в 1921 году совершенно случайно, когда она ехала в поезде, услышала, как девочка поет ее «Елочку». Существует легенда, что авторство Кудашевой было раскрыто при вступлении в Союз писателей СССР. По одной версии, однажды в кабинет Максима Горького постучалась пожилая женщина, которая сообщила, что хотела бы вступить в его организацию. Когда Горький поинтересовался, что же она написала, женщина ответила: «Только детские тоненькие книжки». На это Горький ответил, что в его организацию принимают только серьезных авторов, написавших романы и повести. «Нет, так нет», — ответила на это женщина и пошла к выходу, а потом обернулась, и спросила: «Может, вы слышали хоть одно мое стихотворение?» и прочла Горькому знаменитые строки: «В лесу родилась елочка, в лесу она росла, зимой и летом стройная, зеленая была». Услышав эти строки, Горький тут же принял Кудашеву в Союз писателей. По другой версии, эта история произошла с Александром Фадеевым. Фадеев спросил: «Так это Вы написали?». И стал вспоминать, где это было напечатано и как он первый раз прочел эти стихи и плакал, как плачут все дети, когда доходят до последних строк стихотворения. Он вызвал к себе своих сотрудников и отдал распоряжение, чтобы автора немедленно оформили в Союз писателей и оказали ей всяческую помощь.
Ложкин, Александр Васильевич (1881 - 1942)- график, художник декоративно-прикладного искусства. Биографические сведения немногочисленны. По всей вероятности, принадлежал к купеческому сословию. Учился в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1900-е); был дружен с Ф. Ф. Федоровским. Жил в Москве. До 1917 (по другим данным, до 1912) сотрудничал с московским отделением фирмы К. Фаберже, выполнял эскизы ювелирных украшений. Занимался станковой и книжной графикой; был близок объединению «Мир искусства». Работал для издательств И. Н. Кнебеля, «Заря». Выполнил оформление (заставки, концовки, буквицы) и иллюстрации к книгам: «Деды пещерные», «Снегурка. Снеговик» (обе — 1909), «Как шалили Павлик с Неточкой», «Приход зимы. Беда петушка» и «Санки. Самокатки» (все — 1910) Р.А. Кудашевой; «Колыбельные песенки» (1910-е); «Потешная рота» И.А. Любич-Кошурова (1911); «Сборник детских народных песенок, стихотворений, прибауток и прочее» Е. Н. Опочинина (1913); обложку к изданию «Идеи в масках» А.В. Луначарского (1912). Создавал пейзажи с видами Москвы и окрестностей, старинных русских городов, жанровые композиции. После Октябрьской революции участвовал в оформлении революционных праздников и физкультурных парадов на Красной площади. Работал художником в Госкиноиздате. Экспонент Северного кружка любителей изящных искусств в Вологде (1918). 5 января 1942 был арестован УНКВД Московской области по обвинению в контрреволюционной деятельности. 7 марта 1942 дело было прекращено «за смертью обвиняемого»; в 1995 реабилитирован. Творчество представлено в ГМИИ им. А. С. Пушкина, Музее Москвы, Пермской государственной художественной галерее.