Басни И.А. Крылова. В 4-х книгах. С рисунками В. Тиморева (литограф Ф.Г. Кейтель).
Москва, издание И. Кнебель, 1913. [12] с. (с обл.), ил. Тираж 5000 экз. Цена 50 коп. В изд. литографированной обложке. Размер: 30×22,5 см.
[Кн.] 1: Квартет. Мартышка и очки. [12] с. с ил.
[Кн.] 2: Мор зверей. Пустынник и медведь. [12] с. с ил.
[Кн.] 3: Воспитание льва. Обед у медведя. [12] с. с ил.
[Кн.] 4: Слон и моська. Медведь у пчел. Слон на воеводстве. [12] с. с ил.
Серия, состоящая из 4-х книг басен И.А. Крылова, была издана Иосифом Кнебелем в 1913 году для приобщения детей к классике русской литературы. Именно басни Крылова удостоились выпуска серии в четыре книги, поскольку этот автор был наиболее издаваемым на протяжении всего XIX века и пользовался большой популярностью. Возможно, Кнебель хотел привлечь к иллюстрированию басен различных художников. Так, например, издание 1912 года иллюстрирует Егор Нарбут.
Серия оформлена в стилистике классицизма – своеобразная дань Крылову и его эпохе. Иллюстрации Тиморева на первый взгляд могут показаться не особо изящными. Они выполнены яркими красками против черно-белых точеных силуэтов Нарбута и написаны слишком натуралистично. Такие иллюстрации не соответствуют художественной эстетике начала ХХ века, но, возможно, именно такова и была задумка Кнебеля и Тиморева – изобразить героев басен в классицистическом стиле.
Многие рисунки вставлены в специальные рамки, которые призваны подчеркнуть эстетику ушедшей эпохи ампира, в которую жил и творил автор басен. Яркие цветные иллюстрации с «очеловеченными» персонажами мира зверей были намного более воспринимаемы детьми, чем отстраненная, «взрослая» графика Нарбута.
Тиморев, Василий Порфирьевич (1870 – 1942) – художник, график, фарфорист, учредитель Нового общества художников (секретарь правления). Известен как художник-анималист, а также как создатель агитационного фарфора для ЛФЗ после революции.
Новое общество художников
1903–1917, Санкт-Петербург — Петроград
Члены-учредители: К. Ф. Богаевский, А. Ф. Гауш, О. Л. Делла-Вос-Кардовская, И. О. Дудин, М. Ф. Иванов, Д. Н. Кардовский, М. П. Латри, А. А. Мурашко, П. И. Нерадовский, Н. А. Околович, Н. Ф. Петров, Н. В. Пирогов, А. А. Теснер, В. П. Тиморев, Н. М. Фокин, Л. В. Шервуд, А. И. Штурман, А. В. Щусев.
Действительные члены и экспоненты: Е. В. Александрова, О. Ф. Амосова-Бунак, А. И. Аничков, В. Г. Бехтеев, Н. Н. Болдырев, Г. М. Бобровский, Р. М. Браиловская, И. И. Бродский, Д. Д. Бурлюк, А. И. Вахрамеев, Л. Н. Верховская, Н. Н. Герардов, А. С. Глаголева, А. Я. Головин, А. В. Грищенко, Э. В. Детерс, В. А. Добржинский, М. П. Зандин, Н. В. Зарецкий, Л. А. Ильин, В. В. Кандинский, Е. А. Киселева, В. И. Комаровский, П. П. Кончаловский, Л. Н. Кресанов, К. М. Кржижановский, Е. С. Кругликова, Н. П. Крымов, Е. Е. Лансере, А. Б. Лаховский, В. Н. Левитский, А. Э. Линдеман, Т. А. Луговская-Дягилева, Г. К. Лукомский, А. В. Манганари, М. В. Матюшин, И. И. Машков, Л. Г. Мейстер, Н. Д. Милиоти, Г. И. Нарбут, П. С. Наумов, С. В. Ноаковский, С. В. Олсуфьева, В. Я. Полунин, Е. И. Праведников, М. С. Пырин, А. А. Ростиславов, А. А. Рылов, А. И. Савинов, М. С. Сарьян, В. Д. Семёнова-Тянь-Шанская, Е. А. Смирнова-Иванова, П. Ф. Смотрицкий, А. П. Сомова-Зедделер, А. В. Средин, Д. С. Стеллецкий, Р. Х. Тальберг, Ю. А. Тиморева-Попова, М. Л. Тихова-Финкельштейн, А. И. Тхоржевская, М. С. Фёдоров, Б. А. Фогель, В. А. Фролов, М. Е. Харламов, М. Я. Чемберс-Билибина, О. А. Шарлемань, М. В. Шретер, Д. А. Щербиновский, В. А. Щуко, А. А. Экстер, А. Г. Явленский и другие.
Выставки: 1-я (1904, Санкт-Петербург) — 10-я (1917, Петроград).
Основано в конце 1903 выпускниками Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ, преимущественно учениками И. Е. Репина и А. И. Куинджи. По замыслу главного инициатора и бессменного председателя Д. Н. Кардовского общество ставило целью «как нравственную, так и материальную поддержку окончивших и оканчивающих Академию художников». Секретарями правления последовательно избирались А.Ф. Гауш, В.П. Тиморев, П.И. Нерадовский. Устав был утвержден 3 февраля 1904. В соответствии с ним, действительные члены должны были показывать свои новые для Петербурга работы исключительно на выставках общества; в Москве участвовать на периодических выставках других объединений только в том случае, если последние не совпадают по срокам проведения с выставкой общества. Это невыгодное для многих художников ограничение привело к непостоянству состава НОХ и финансовым затруднениям при организации выставок. При этом данное правило позволяло привлекать на выставки действительно значимые, в целом ряде случаев «программные» для мастеров произведения. В частности, экспонировались этюды, выполненные Б. М. Кустодиевым в процессе работы над картиной И. Е. Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения», картины «Скалистый берег», «Древняя земля» К. Ф. Богаевского (все — 2-я выставка, 1905), «Портретная в имении Гончаровых Полотняный завод», «Комната в имении Обнинских Белкино» А. В. Средина (4-я выставка, 1907), «Берег моря» К. Ф. Богаевского (5-я выставка, 1908) и другие. Деятельность общества сводилась преимущественно к организации выставок в Петербурге и Москве; на них в общей сложности экспонировалось более 180 художников. Выставлялись живопись, графика, скульптура, архитектурные проекты, предметы декоративно-прикладного искусства и детские рисунки. Общество провело посмертные выставки Н. М. Фокина (1909), М. А. Врубеля (1912/1913). В 7-й выставке участвовала большая группа членов Московского товарищества художников; в свою очередь, члены НОХ приняли участие в 17-й и 18-й выставках МТХ в Москве и Петербурге. Выставки сопровождались изданием каталога. Эстетическую платформу общества составлял неоклассицизм, основанный на высокой академической школе. Вместе с тем в выставках регулярно участвовали и молодые художники — представители авангардных течений: В. Г. Бехтеев, Д. Д. Бурлюк, А. В. Грищенко, В. В. Кандинский, П. П. Кончаловский, М. В. Матюшин, И. И. Машков, А. А. Экстер, А. Г. Явленский. В 1910-е художественная критика часто отмечала отсутствие стилевой цельности выставок НОХ. Критик С. К. Маковский писал: «“Новое общество” возникло как попытка небольшого кружка молодых, ищущих питомцев из Академии отъединиться от пошлого “большинства”… К сожалению, отъединится — не всегда найти яркую самостоятельность… выставка “Нового общества” из года в год становится случайнее, беспорядочнее… первоначальная задача забыта». После 10-й выставки (1917) деятельность общества фактически прекратилась. Весной 1917 члены НОХ участвовали в создании Союза деятелей искусств.