Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 455 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Алексей Ремизов. Морщинка. Сказка. Рисунки М. Добужинского.

СПб., Детская библиотека изд. «Шиповник», типография «Сириус», 1907. 16 с., 5 л. ил.  Тираж 300 экземпляров. Экземпляр в издательском картонажном переплете. Формат издания: 16х12 см. Первая книга, целиком оформленная и иллюстрированная Мстиславом Добужинским. Одна из первых книг Ремизова, вышла одновременно с книгой «Посолонь». Очень большая редкость. Мечта многих поколений библиофилов!

 

 

 


К этому времени у Ремизова вышли в свет две книги сказок, причем обе были адресованы детской аудитории: "Посолонь", выпущенная московским журналом "Золотое руно" в декабре 1906 года (на титульном листе в соответствии с распространенной практикой относительно изданий, публикуемых в ноябре-декабре, значится 1907 год), и "Морщинка". Последняя появилась из печати не позднее конца апреля 1907 года, так как сохранившиеся экземпляры с инскриптами автора А. А. Блоку, сестрам З. Н. Гиппиус Татьяне Николаевне и Наталье Николаевне, А.В. Карташеву, В.В. Кузнецову и С.П. Ремизовой-Довгелло помечены Красной горкой, которая в тот год приходилась на 29 апреля. После выхода в свет его первой тоненькой книги «Посолонь» (М., изд. журнала «Золотое руно», 1907), получившей столь важное для писателя признание в литературных кругах, Алексей Ремизов, безусловно вдохновленный успехом своего дебюта, продолжил работать над сказками «посолонного» типа. Вслед за большим сборником весной 1907 года в серии «Детская библиотека» издательства «Шиповник» вышла маленькая книжечка «Морщинка» с иллюстрациями М. Добужинского. Эта сказка про двух мышек была близка по своему характеру тем текстам «Посолони», которые, по общему мнению, предназначались детям, и потому во второй редакции она была включена в раздел «Зима лютая». Вскоре в разных повременных изданиях, в том числе и в «Золотом руне», стали появляться новые небольшие сказки Ремизова, имеющие источником какое-либо мифологическое имя, представление или обрядовое действо. А уже 1 марта 1908 года он сообщал О. Маделунгу: «Готовлю сейчас полевую, лесную и болотную книгу — продолжение „Посолони“, куда, кроме своих, вошли бы мифы славянские».


Чуковский – Ремизову (1 или 2 мая 1907 года):

Спасибо Вам, дорогой Алексей Михайлович, за чудные книжки Ваши, за память, за ласку, за надпись. "Морщинку" прочитал с восторгом, и совершенно согласен с сыном моим Николаем, что Алишка была умнее, когда сидела дома и не рипалась. Кстати: что это за Клешня такая? Посылаю Вам заметку мою, которая тогда не пошла в печать, но пойдет переделанная теперь, когда буду писать обо всем. Когда выйдет Ваш "Пруд"? Чуть выйдет, известите. Для "Календаря писателя".

Преданный Вам

Чуковский

Серафиме Павловне от нас низкий поклон. А у нас дочка - громадная!

Лучшие детские книги Мстислава Добужинского были созданы уже в послереволюционные годы, но интересен и его дебют на этом поприще, связанный с именем непревзойденного знатока и стилизатора фольклора А. Ремизова. «Общим у нас с Ремизовым (это и объединяло нас очень искренне) была наша любовь к детскому миру, особенно к народным лубкам и игрушкам, и первая мной иллюстрированная книжка для детей была „Морщинка" Ремизова,— вспоминает художник.—Лубочными картинками я интересовался еще студентом, а деревенские свистульки и деревянные куклы Троицкой Лавры я начал собирать еще раньше, будучи гимназистом...». Действительно, в рисунках к «Морщинке» чувствуется знакомство иллюстратора с традициями народного искусства, но здесь нет откровенной стилизации и явных заимствований. Отдельные лубочные мотивы встраиваются в канву характерной для раннего Добужинского острой графической манеры, в которой декоративность легко уживается с иронией (обложку венчает изящная гирлянда сосисок). Иллюстрируя сказку из жизни мышей, художник смотрит на происходящее глазами своих героев, поэтому в поле его зрения с трудом вмещаются лишь фрагменты крупных предметов, а кочки и холмы превращаются в огромные горы. Особенно типична для мастера изящная виньетка: две мышиных фигурки с переплетенными хвостами становятся шутливой эмблемой книги.

Добужинский, Мстислав Валерианович (1875-1957) родился в семье артиллерийского офицера, потомка обрусевшего старинного литовского рода. В 1884–1886 учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств, затем перевелся во второй класс 1-й петербургской гимназии. В 1887 отца перевели на службу в Кишинев, и мальчик жил там до 1889, до переезда семьи в Вильно. После окончания Виленской гимназии в 1895 приехал в Петербург и поступил на юридический факультет Петербургского университета. В 1896 пробовал поступить в Академию Художеств, но его не приняли. Повторил попытку в 1901, но с тем же успехом. Одновременно в 1897 посещал Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица, частную художественную школу Н.Д. Дмитриева-Оренбургского, а потом и Л.Е. Дмитриева-Кавказского. К этому же году относится дебют начинающего художника в журналах: он опубликовал два рисунка в «Стрекозе» и «Шуте». В марте 1899 Добужинского исключили из университета за участие в политических студенческих волнениях, но через месяц восстановили. Летом Добужинский окончил университет с дипломом первой степени. В том же году для получения профессионального художественного образования он отправился в Мюнхен, где занимался у А. Ашбе, а потом и у Ш. Холлоши. Вернувшись в Петербург в 1901, Добужинский изучал офорт и гравюру под началом В. В. Матэ. Провал экзаменов в Академию Художеств не помешал ему посещать академический класс профессора П. О. Ковалевского. В 1902 Добужинский стал членом объединения «Мир искусства», а в 1903 в связи с его распадом — Союза Русских Художников. Регулярно начал участвовать в выставках этих обществ своими графическими рисунками и городскими живописными пейзажами. Только за 1904 он написал более двадцати работ, посвященных видам Петербурга, Вильно, Новгорода, Ростова-на-Дону и т. д. — тех городов России, по которым неоднократно путешествовал. В 1905 Добужинский принял участие в организации журнала «Жупел», а после его запрета в 1906 — в организации журнала «Адская почта». Тогда же впервые проявил себя в качестве книжного иллюстратора, оформив повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Продолжал писать серию городских пейзажей, которая обогатилась и лондонскими мотивами, когда в том же 1906 художник посетил Европу. Свои произведения он представил в Париже на Осеннем салоне и в Берлине на Сецессионе. Возвратившись в Москву, Добужинский начал свою преподавательскую деятельность. Он давал уроки в частной художественной школе Е. Н. Званцевой (1906–1911), в художественном кружке при Петербургском университете (1907–1908), а с 1911 по 1917 — в организованной при его участии Новой художественной мастерской. В 1907 Добужинский познакомился с К.С. Станиславским, В.Э. Мейерхольдом, В.Ф. Комиссаржевской, Ф.Ф. Комиссаржевским и сделал свои первые работы как сценограф. Он сотрудничал с театром В.Ф. Комиссаржевской, со Старинным театром, с МХТ. Вот такая складывалась жизненная обстановка у Добужинского на момент издания «Морщинки» Алексея Ремизова.


Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?