Алексей Ремизов. Морщинка. Сказка. Рисунки М. Добужинского.
СПб., Детская библиотека изд. «Шиповник», типография «Сириус», 1907. 16 с., 5 л. ил. Тираж 300 экземпляров. Экземпляр в издательском картонажном переплете. Формат издания: 16х12 см. Первая книга, целиком оформленная и иллюстрированная Мстиславом Добужинским. Одна из первых книг Ремизова, вышла одновременно с книгой «Посолонь». Очень большая редкость. Мечта многих поколений библиофилов!
К этому времени у Ремизова вышли в свет две книги сказок, причем обе были адресованы детской аудитории: "Посолонь", выпущенная московским журналом "Золотое руно" в декабре 1906 года (на титульном листе в соответствии с распространенной практикой относительно изданий, публикуемых в ноябре-декабре, значится 1907 год), и "Морщинка". Последняя появилась из печати не позднее конца апреля 1907 года, так как сохранившиеся экземпляры с инскриптами автора А. А. Блоку, сестрам З. Н. Гиппиус Татьяне Николаевне и Наталье Николаевне, А.В. Карташеву, В.В. Кузнецову и С.П. Ремизовой-Довгелло помечены Красной горкой, которая в тот год приходилась на 29 апреля. После выхода в свет его первой тоненькой книги «Посолонь» (М., изд. журнала «Золотое руно», 1907), получившей столь важное для писателя признание в литературных кругах, Алексей Ремизов, безусловно вдохновленный успехом своего дебюта, продолжил работать над сказками «посолонного» типа. Вслед за большим сборником весной 1907 года в серии «Детская библиотека» издательства «Шиповник» вышла маленькая книжечка «Морщинка» с иллюстрациями М. Добужинского. Эта сказка про двух мышек была близка по своему характеру тем текстам «Посолони», которые, по общему мнению, предназначались детям, и потому во второй редакции она была включена в раздел «Зима лютая». Вскоре в разных повременных изданиях, в том числе и в «Золотом руне», стали появляться новые небольшие сказки Ремизова, имеющие источником какое-либо мифологическое имя, представление или обрядовое действо. А уже 1 марта 1908 года он сообщал О. Маделунгу: «Готовлю сейчас полевую, лесную и болотную книгу — продолжение „Посолони“, куда, кроме своих, вошли бы мифы славянские».
Чуковский – Ремизову (1 или 2 мая 1907 года):
Спасибо Вам, дорогой Алексей Михайлович, за чудные книжки Ваши, за память, за ласку, за надпись. "Морщинку" прочитал с восторгом, и совершенно согласен с сыном моим Николаем, что Алишка была умнее, когда сидела дома и не рипалась. Кстати: что это за Клешня такая? Посылаю Вам заметку мою, которая тогда не пошла в печать, но пойдет переделанная теперь, когда буду писать обо всем. Когда выйдет Ваш "Пруд"? Чуть выйдет, известите. Для "Календаря писателя".
Преданный Вам
Чуковский
Серафиме Павловне от нас низкий поклон. А у нас дочка - громадная!
Лучшие детские книги Мстислава Добужинского были созданы уже в послереволюционные годы, но интересен и его дебют на этом поприще, связанный с именем непревзойденного знатока и стилизатора фольклора А. Ремизова. «Общим у нас с Ремизовым (это и объединяло нас очень искренне) была наша любовь к детскому миру, особенно к народным лубкам и игрушкам, и первая мной иллюстрированная книжка для детей была „Морщинка" Ремизова,— вспоминает художник.—Лубочными картинками я интересовался еще студентом, а деревенские свистульки и деревянные куклы Троицкой Лавры я начал собирать еще раньше, будучи гимназистом...». Действительно, в рисунках к «Морщинке» чувствуется знакомство иллюстратора с традициями народного искусства, но здесь нет откровенной стилизации и явных заимствований. Отдельные лубочные мотивы встраиваются в канву характерной для раннего Добужинского острой графической манеры, в которой декоративность легко уживается с иронией (обложку венчает изящная гирлянда сосисок). Иллюстрируя сказку из жизни мышей, художник смотрит на происходящее глазами своих героев, поэтому в поле его зрения с трудом вмещаются лишь фрагменты крупных предметов, а кочки и холмы превращаются в огромные горы. Особенно типична для мастера изящная виньетка: две мышиных фигурки с переплетенными хвостами становятся шутливой эмблемой книги.
Добужинский, Мстислав Валерианович (1875-1957) родился в семье артиллерийского офицера, потомка обрусевшего старинного литовского рода. В 1884–1886 учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств, затем перевелся во второй класс 1-й петербургской гимназии. В 1887 отца перевели на службу в Кишинев, и мальчик жил там до 1889, до переезда семьи в Вильно. После окончания Виленской гимназии в 1895 приехал в Петербург и поступил на юридический факультет Петербургского университета. В 1896 пробовал поступить в Академию Художеств, но его не приняли. Повторил попытку в 1901, но с тем же успехом. Одновременно в 1897 посещал Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица, частную художественную школу Н.Д. Дмитриева-Оренбургского, а потом и Л.Е. Дмитриева-Кавказского. К этому же году относится дебют начинающего художника в журналах: он опубликовал два рисунка в «Стрекозе» и «Шуте». В марте 1899 Добужинского исключили из университета за участие в политических студенческих волнениях, но через месяц восстановили. Летом Добужинский окончил университет с дипломом первой степени. В том же году для получения профессионального художественного образования он отправился в Мюнхен, где занимался у А. Ашбе, а потом и у Ш. Холлоши. Вернувшись в Петербург в 1901, Добужинский изучал офорт и гравюру под началом В. В. Матэ. Провал экзаменов в Академию Художеств не помешал ему посещать академический класс профессора П. О. Ковалевского. В 1902 Добужинский стал членом объединения «Мир искусства», а в 1903 в связи с его распадом — Союза Русских Художников. Регулярно начал участвовать в выставках этих обществ своими графическими рисунками и городскими живописными пейзажами. Только за 1904 он написал более двадцати работ, посвященных видам Петербурга, Вильно, Новгорода, Ростова-на-Дону и т. д. — тех городов России, по которым неоднократно путешествовал. В 1905 Добужинский принял участие в организации журнала «Жупел», а после его запрета в 1906 — в организации журнала «Адская почта». Тогда же впервые проявил себя в качестве книжного иллюстратора, оформив повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Продолжал писать серию городских пейзажей, которая обогатилась и лондонскими мотивами, когда в том же 1906 художник посетил Европу. Свои произведения он представил в Париже на Осеннем салоне и в Берлине на Сецессионе. Возвратившись в Москву, Добужинский начал свою преподавательскую деятельность. Он давал уроки в частной художественной школе Е. Н. Званцевой (1906–1911), в художественном кружке при Петербургском университете (1907–1908), а с 1911 по 1917 — в организованной при его участии Новой художественной мастерской. В 1907 Добужинский познакомился с К.С. Станиславским, В.Э. Мейерхольдом, В.Ф. Комиссаржевской, Ф.Ф. Комиссаржевским и сделал свои первые работы как сценограф. Он сотрудничал с театром В.Ф. Комиссаржевской, со Старинным театром, с МХТ. Вот такая складывалась жизненная обстановка у Добужинского на момент издания «Морщинки» Алексея Ремизова.