Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 468 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Umstandliche Beschreibung der hohen Halbung und Cronung der Allerdurchlauchligsten, groszmachtigsten Furstin und groszen Frauen Anna Joanowna Kaiserin und Selbstherrscherin von gantz Rusland, w Solche den 28 April 1730 in Moscau.

Umstandliche Beschreibung der hohen Halbung und Cronung der Allerdurchlauchligsten, groszmachtigsten Furstin und groszen Frauen Anna Joanowna Kaiserin und Selbstherrscherin von gantz Rusland, w Solche den 28 April 1730 in der Kayserlichen Haupt und Residentz Stadt Moscau unter allgemeinen Frolocken des Russichen Reichs». St.- Petersbourg, 1731. Описание коронации Ея Величества Императрицы, и самодержицы всероссийской, Анны Иоанновны, торжественно отправленной в царствующем граде Москве, 28 апреля 1730 году [На немецком языке]. фронтиспис, [2], 28 с., 16 гравированных картин, план. Портрет Анны Iоановны и 17 гравюр, из коих 5 складных, причем некоторые доски одинаковы с русским изданием, некоторые же гравированы вновь. К немецкому изданию прибавлены, кроме того, две виньетки, не находящиеся в русском издании: герольды и народный праздник. Отпечатки с досок сделаны были для немецкого издания раньше, чем для русского, и потому в этом последнем издании они несколько хуже. Формат: 35,6х23,5 см. В п/к переплете эпохи с потертым тиснением на корешке. Чрезвычайная редкость!

К «Описанию коронации» приложен в виде фронтисписа портрет Императрицы, она изображена стоящей в богатом шитом платье с короной на голове; по обеим сторонам лица сбегают два длинных локона, на плечи накинута украшенная гербами мантия, шлейф которой лежит на полу. На груди орден св. апостола Андрея Первозванного; в правой руке скипетр, левая, несколько простертая, покоится на державе, лежащей на столе, на богатоубранной подушке. Позади видна часть трона, пред которым Императрица стоит на возвышении; гений, изображенный вверху и служащий украшением тронной ниши, поддерживает занавес. На заднем плане гравюры видна часть стены ротонды и потолка поддерживаемого колоннами. Под портретом подписи: Анна Императрица и Самодержица Всероссийская. Anna russorum imperatrix. Ниже: с левой стороны: par Caravaque peintre de S.M.J.; с правой стороны: C.A. Wortmann Acad. Sc. Sculptor, Petropoli 1731.


Издание осуществлялось под наблюдением Василия Никитича Татищева (1686-1750), который впоследствии стал знаменитым русским историком. Работы по гравированию подвигались, по-видимому, крайне медленно. Значительные трудности возникали с поступлением бумаги и других материалов. Стремясь ускорить выход издания, В.Н. Татищев просил И.Д. Шумахера ограничиться в первую очередь 500 экз., с тем, чтобы потом напечатать дополнительно еще, если в этом возникнет необходимость. В 1727 году Татищев был назначен членом монетной конторы, которой тогда подчинены были монетные дворы; на этой должности его застали события 1730 года.

По поводу их Татищевым составлена была записка, которую подписали 300 человек из шляхетства. Он доказывал, что России, как стране обширной, более всего соответствует монархическое управление, но что все-таки «для помощи» Императрице следовало бы учредить при ней Сенат из 21 члена и собрание из 100 членов, а на высшие места в государстве избирать баллотировкой талантливых людей из дворян; здесь же предлагались разные меры для облегчения положения разных классов населения. Вследствие нежелания гвардии согласиться на перемены в государственном строе, весь этот проект остался втуне, но новое правительство, видя в Татищеве врага верховников, отнеслось к нему благосклонно: он был обер-церемониймейстером в день коронации Анны Иоанновны. Став главным судьей монетной конторы, Василий Никитич начал деятельно заботиться об улучшении русской монетной системы. В 1731 году у Татищева начались недоразумения с Бироном, приведшие к тому, что он был отдан под суд по обвинению во взяточничестве. Это обвинение было снято только в 1734 году.

Текст книги состоит из манифеста, речи Феофана Прокоповича и описания порядка торжеств: церемониального шествия в Успенский собор, коронования, шествия в другие соборы Кремля, в «Мастерские палаты» и т.д. Издание интересно главным образом гравюрами. Портрет Анны Иоанновны гравирован X.А. Вортманом с оригинала Л. Каравака. Часть гравюр подписана О. Элигером, который впоследствии участвовал в создании дополнительных пяти гравюр. Самая легендарная из них складная «пир-обед», которую практически никто никогда не видел… Шесть гравюр имеются в двух вариантах. Гравюра «Описание мест в церкви»: вариант 1 — размер 48,4x30,6 см. вариант 2 — 32,2x19,1 см.; гравюра «Цепь ордена св. Андрея» — в варианте 2-м маленькие орлы заштрихованы; гравюра «Герольдмейстер» — в варианте 2-м жезл обер-маршала выше головы герольдмейстера; гравюра «Трон императорский» (№17) — в варианте 2-м чертеж в черной рамке; гравюра с изображением медалей: в варианте 1-м «а медали «Богом родом и сими» Анна Иоанновна изображена в фас, во 2-м — в профиль; гравюра «Богом избранна»: вариант 1 — размер 32,8x41,6 см., вариант 2 — 20,4x30,8 см.



Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?