Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 503 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Ленин Н. Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения. Штутгарт, 1902. Вождь мирового пролетариата: «Дайте мне организацию профессиональных революционеров, и я переверну мир!».

Price Realized:  $13 750

Stuttgart,  Verlag J.H.W. Dietz, 1902. VII, 144 c. В издательских обложках. На передней обложке указана цена: 1 рубль; 2 марки или 2,5 франка! 24х15 см. Написано осенью 1901 — в феврале 1902 г. PMM 392

LENIN, Vladimir Ilyich (Ulyanov). Shto Delatch? Nabolevchye Voprosy Nashevo Dvishenija [What is to be Done? Burning Questions of Our Movement]. Stuttgart: J.H.W. Dietz, 1902.

Уход: $13,750. Аукцион Christie's. Important Scientific Books: The Richard Green Library. 17 июня 2008 года. New York, Rockefeller Plaza. Лот 223.

 



 

Библиографические источники:

1. Книжные сокровища ГБЛ. Выпуск 4. Произведения классиков марксизма-ленинизма. Русская революционная печать XIX – начала XX в.в. Каталог. Москва, 1980. № 48

2. PMM, Munchen, 1983, № 392


Книга вышла из печати в начале марта 1902 года в Штутгарте. В этом произведении Ленин обосновал и развил в новой исторической обстановке марксистскую идею о партии, как руководящей и организующей силе рабочего движения, разработал основы учения о партии нового типа, об организационных формах, путях и методах её создания, раскрыл величайшее значение марксистской теории – теории научного социализма – для рабочего движения. И как вывод, окончательно сложилось понятие будущего "большевизма".

“Без революционной теории не может быть и революционного движения, - писал Ленин - … Роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией“.

Короче, впервые была  обоснована и развита идея создания большевистской партии, партии нового типа! И это имело весьма трагические последствия для огромной страны по имени Российская империя. Книга переведена на многие языки. Эпиграф вынесен на титульный лист и переднюю обложку книги:

"... Партийная борьба придает партии силу и жизненность, величайшим доказательством слабости партии является ее расплывчатость и притупление резко обозначенных границ, партия укрепляется тем, что очищает себя..."

(Из письма Лассаля к Марксу от 24 июня 1852 г.)

У Леонида Терещенкова читаем:

Книга «Что делать?» задумывалась Лениным в 1901 году как злободневная пропагандистская брошюра. В ней предстояло раскрыть ряд тем, уже обозначенных в передовых статьях газеты «Искра» (прежде всего в статье «С чего начать?»). Ленин ищет ответы на три ключевых вопроса: о характере и содержании политической агитации социал-демократов, об организационных задачах русской социал-демократии и о плане построения общерусской социал-демократической организации. Полемическая работа Ленина была написана после провала попытки объединения русских социал-демократических организаций за границей (июнь 1901 г.). Ленин приходит к пониманию необходимости рассмотреть важную проблему. Как объединить общественное движение и рабочее движение? Интеллигентов с их борьбой за общедемократические ценности и свободы и рабочих с их узкоклассовой экономической борьбой. Можно ли политизировать столь разнонаправленный протест? И как добиться того, чтобы объединенный протест возглавила революционная социал-демократия?

Долгое время считалось, что основным содержанием этой ленинской работы является доказательство тезиса о необходимости привнесения классового сознания в рабочую массу представителями профессиональной организации революционеров. На наш взгляд, сегодня особенно важно то, что ленинская мысль отражает суть взаимоотношения массового стихийного движения и политики. Ленин говорит, что любое обобщение частных требований уже по необходимости приводит к политизации протеста. Например, отдельная стачка чаще всего является неполитическим действием. Но информирование общественности о стачках в неподцензурной газете, а тем более попытки создать тактику проведения стачки, теорию стачки – уже чистой воды политика. То же самое можно сказать и об общественном движении. Борьба конкретного земства, студенчества одного из университетов, сектантов одного скита – еще не политика, а попытка понять их роль и место в стране и обществе в целом, извлечь опыт – политика. И для последовательного проведения такой политики нужна централизованная общерусская организация.


К этому же положению примыкает и другой важный вопрос. Является ли работа по обобщению протеста и подведению под него теоретического базиса научной? Ленинский ответ очевиден – конечно, да. Процесс политизации протеста всегда по необходимости опирается на рациональную методологию. Обличение отдельных неустройств, как фабричной, так и общественной жизни, обобщение опыта противодействия различным властям, как в известной марксистской метафоре, развеивает туман над общественными отношениями. Появляется возможность увидеть истинное устройство общества, а не различные дискурсы о нем. Именно вывод о неразрывной связи общественных наук и политики (и даже о науке и политике как о двух сторонах одного подхода к эмпирическому материалу) кажется нам особенно актуальным и сегодня. К годовщине нового общественного движения в сегодняшней России несколько исследовательских групп представили свои результаты «изучения протеста». Однако хочется спросить: насколько осмысленна такого рода констатирующая научная работа? Если авторы не предлагают своего видения протестного движения, а предоставляют «простым людям на улице», информантам «сказать все за себя самим», не окажется ли, что удалось собрать лишь россыпь более-менее интересных в публицистическом отношении реплик? Это просто некая констатация факта, которая требует еще должного осмысления. Принципиальный отказ определить какой-либо желаемый вектор развития протестного движения и рассмотреть возможность следования ему, кроме самых общих деклараций о сочувствии и активистской вовлеченности, приводит к тому, что за ученых говорят информанты. В результате остаются без ответа главные вопросы «декабрьского движения», а между тем от ответа на эти вопросы зависит его будущее. Каким образом в наше время происходит подмена понятия политики? Политика как создание общего дела из малых дел подменяется политикой лидеров и толпы. Это порождает постоянные страхи, что «у нас украдут протест». Политика начинает восприниматься информантами как «грязное дело», которым не занимаются «порядочные люди, вышедшие на площадь». Отсутствие руководящего центра и общих требований чревато угасанием движения. Каждый раз при возникновении протестной ситуации придется нарабатывать опыт сначала.

Именно в этом, на наш взгляд, заключается актуальность работы Ленина «Что делать?» через 110 лет после ее первой публикации. Стихийность любого, даже массового движения, рабочего или общедемократического, придет к быстрому завершению, так как участники за своими частными сиюминутными интересами не сумеют разглядеть интересов общих. Помешать этому и должна, по мнению Ленина, централизованная политическая организация. Политическая не в том смысле, что она заявляет «четкую позицию» и принимает резолюцию по каждому малозначительному вопросу, а в том, что она действует как think tank, изучает протестное движение и на этой основе предлагает ему четкую методику и общую теорию. Сохраняет традицию протестного движения и, наращивая культурный пласт, подготавливает интеллектуальную гегемонию в обществе. Чтобы прогрессивные изменения в обществе стали реальными, политики должны быть учеными, а ученые – политиками.

Напрасно в годы хаоса
Искать конца благого.
Одним карать и каяться.
Другим - кончать Голгофой.

Как вы, я - часть великого
Перемещенья сроков,
И я приму ваш приговор
Без гнева и упрека.

Наверно, вы не дрогнете,
Сметая человека.
Что ж, мученики догмата,
Вы тоже - жертвы века.

Борис Пастернак

Борис Леонидович прекрасно ответил Владимиру Ильичу на его книгу “Что делать?”, назвав их мучениками догмата. Оказывается - ничего не надо было делать … Название книги повторяет название романа «Что делать?» Николая Чернышевского, который, по словам Ленина, преобразовал в революционеры сотни человек и изменил его самого. Некоторые авторы считают, что в этой книге Ленин в существенных пунктах уходит от идей Маркса. Ленин выдвинул теорию, что обычный рабочий класс не в состоянии вести революцию с социал-демократическими целями, а преследует только цель «хлеба и масла». Он обосновал это тем, что у пролетариата нет классового сознания. («Политическое классовое сознание можно дать рабочему только извне»). Он развил концепцию коммунистической партии как авангарда рабочего класса, которая должна осуществить социалистическую революцию, ввести и поддерживать диктатуру пролетариата в его интересах и учить массы коммунизму. Его идеи подвергались резкой критике со сторон его противников, так как такая форма организации быстро приведёт к диктатуре маленькой группы революционеров. Этот принцип был положен в основу сталинизма, и еще в 1970-е и 80-е гг. в Советском Союзе преследовали и обвиняли в формировании «контрреволюционных платформ» тех критиков, которые ставили под сомнение ленинскую догму «привнесения социалистического сознания в рабочий класс». В 1898 Ленин, Плеханов и другие марксисты организовали Российскую социал-демократическую партию (РСДРП) для координации революционной деятельности. В 1901-1902 годах народники создали соперничавшую с ней партию социалистов-революционеров (эсеров). Обе партии вошли в состав Международной федерации, известной как Социалистический, или Второй Интернационал. Ленин намеревался развернуть полемику против эсеров, но вскоре у него возникли серьезные разногласия и с членами РСДРП. На страницах газеты "Искра" Ленин, Плеханов и Юлий Мартов критиковали так называемых экономистов, которые утверждали, что достойны внимания лишь экономические требования рабочих, политическая же борьба - не их дело. Ленин и другие "искровцы" выступали за создание централизованной партии, которая должна была мобилизовывать пролетариат на более активную экономическую и политическую борьбу против всех форм угнетения и свержение царизма. Ленин популяризировал такого рода идеи в работе "Что делать?" (1902 год). Когда закончился срок ссылки Ульянов, несмотря на то, что пребывание в Петербурге было ему запрещено, отправился туда вместе с Мартовым. Арест последовал немедленно. Однако уже через несколько недель его освободили. По меньшей мере, история российской социал-демократии пошла бы другим путем, если бы Ленина в тот момент вновь сослали. 29 июля 1900 года он пересек австрийскую границу и направился в Швейцарию. Красное колесо истории быстро набирало свой бег …

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?