Белл, Александр Грэм. Исследования в области телефонии. Труды Американской академии искусств и наук, новые серии: т. IV- т. XII, с. 1-10. Бостон, Джон Вильсон и сын, 1877.
Price Realized: $3 680
BELL, Alexander Graham (1847-1922). "Researches in telephony." In: Proceedings of the American Academy of Arts and Sciences, new series Vol. IV, whole series Vol. XII (May 1876 to May 1877), pp. 1-10. Boston: John Wilson & Son, 1877. 8o (244x155 mm). Original gray printed wrappers, uncut and unopened (some discoloration to front wrapper, very minor losses and repair to spine). PMM 365.
FIRST EDITION. Philip Reis had produced the first telephone in 1861, but it was not capable of transmitting intelligible speech. In March 1876 Bell spoke the first words to be heard and understood over the telephone, patented his invention the same month, and on 10 May this paper was read to the American Academy. The following year the first public telephone service was installed between Boston and New York. Dibner Heralds of Science 69; PMM 365; Norman 164.
Как известно, ситуация с изобретением телефона, как и радио, очень и очень запутана. В первой половине девятнадцатого века планету начали опутывать телеграфными проводами. И вот в светлые головы конструкторов начала приходить идея передачи по этим кабелям не только точек и тире, но и тока звуковой частоты. Первым предтечей телефонии был французский инженер-телеграфист Шарль Бурсель, написавший в 1854-м году диссертацию на эту тему. Однако дальше теории не продвинулся. Через шесть лет, в 1860-м, американец Антонио Меучи, эмигрант из Италии, сконструировал «телектрофон» (Telectrophon). И эта штука действительно преобразовывала звук в электрические колебания и обратно. В 1861-м Иоганн Филипп Рейс, немецкий физик, передал по проводам не только речь, но и музыку. У его устройства был самый что ни есть настоящий микрофон. Изобретатель дал своему детищу название... угадайте какое! «Telephon»! Да, телефон! В 1871-м Антонио Меучи подаёт заявку на патент. Однако документация таинственным образом затерялась. Меучи подал в суд, и после долгой волокиты смог отстоять свой приоритет на изобретение, но это произошло лишь в 1887-м. И победа оказалась пирровой, поскольку патентный срок закончился. Тем временем на исторической сцене появился Александр Грэм Белл (Alexander Graham Bell), учёный и бизнесмен. Его документация не потерялась, и ему в 1876-м без проблем выдали патент на «говорящий телеграф». У аппарата изначально даже звонка не было, таковой сконструировал в 1878-м помощник Белла по фамилии Ватсон. (По иронии судьбы, «Bell» означает «звонок».) И вот 25 июня 1876-го года в Филадельфии мистер Белл, 29-летний человек-звонок, гордо представил своё детище. Газеты принялись распространять сенсационную новость, а во всех учебниках физики было велено объявить изобретателем телефона не кого-нибудь, а счастливого обладателя патента. Антонио Меучи был вычеркнут из истории и забыт ещё при жизни. Самое трагикомичное заключается в том, что Белл даже не намеревался изобретать голосовое переговорное устройство. Он пытался усовершенствовать телеграф и случайно обнаружил «побочный эффект», прицепив к проводу микрофон. Причём, тот микрофон служил одновременно и динамиком. При произнесении слов его следовало подносить ко рту, а чтобы услышать ответ собеседника — к уху. И этому примитиву дали претенциозное наименование «трубка Белла». Вышло так потому, что вмешалась фирма «Вестерн Юнион». Именно эта контора пообещала Антонио Меучи оформить патент и забрала все чертежи. Но потом, видимо, решила, что какой-то там итальянец не заслужил славы изобретателя, пусть лучше лавры и доход достанутся бизнесмену Беллу. Почему именно Беллу? Ну, ему ведь принадлежало большинство акций компании «Вестерн Юнион». Не обижать же крупнейшего акционера, в самом деле...
Телефон, если понимать это слово буквально (теле — далеко, фон — звук), был известен еще задолго до нашей эры. У персидского царя Кира (VI в. до н. э.) было около 30 000 человек, которых называли «королевскими ушами». В эту группу отбирались люди, обладавшие чутким слухом и громким голосом. Располагаясь на вершинах холмов и сторожевых башен на некотором расстоянии друг от друга, они передавали предназначенные для царя сообщения и его приказания. Греческий историк Диодор Сицилийский (I в. до н. э.) пишет, что за день известия по такому телефону передавались на расстояние тридцатидневного перехода. Юлий Цезарь упоминает, что галлы имели подобную же систему связи. Указывает он и скорость передачи сообщений—100 км в час. Электрический телефон ведет свою родословную с 1875 года. Его изобретатель Александр Грэм Белл (1847—1922) сделал свое открытие почти случайно. Белл работал над созданием мультиплексного телеграфа — устройства, которое позволяло бы по одному проводу передавать одновременно несколько телеграмм. Как раз незадолго до этого, в 1866 году, после нескольких неудачных попыток был проложен трансатлантический телеграфный кабель между Европой и Америкой и компания, проложившая кабель, была озабочена тем, как бы эффективнее его использовать. Была объявлена большая премия тому, кто придумает способ одновременной передачи по одному проводу нескольких сообщений. Вот над созданием такого телеграфа и работал Белл. Приемный аппарат Белла включал несколько тонких, упругих металлических пластинок, закрепленных с одного конца и расположенных над электромагнитом. Пластинки были разной длины, и каждая из них начинала вибрировать лишь при определенной частоте тока. Токи разных частот получали с помощью таких же пластинок в передающем аппарате — вибрируя, пластинки разрывали цепь батареи. 2 июня 1875 года Белл и его помощник Ватсон занимались настройкой своих устройств, находящихся в разных комнатах на расстоянии примерно 18 метров. Ватсон, возившийся у передающего устройства, никак не мог освободить один из подвижных контактов, припаявшихся к неподвижному. При этом он нечаянно дотрагивался до других пластин, которые издавали при касании дребезжащие звуки. Белл, обладавший тонким слухом, услышал легкое звучание в приемном устройстве и бросился в комнату Ватсона.
— Что вы сейчас делали? — возбужденно спросил он своего помощника. Ватсон объяснил.
Белл понял: пластинка-контакт в передающем аппарате работала как примитивная мембрана. Пластинка индуцировала электромагнитные колебания, которые, в свою очередь, поступая в электромагнит приемного устройства, заставляли дребезжать пластинку-контакт этого устройства. В тот же вечер Ватсон получил задание от Белла изготовить телефон — прибор для передачи звуков на расстояние. Поэтому 2 июня 1875 года можно считать днем рождения телефона, хотя прошло еще много времени, прежде чем телефон «заговорил» по-настоящему. Еще долгое время телефон Белла передавал только отдельные звуки и никак не хотел передавать связную человеческую речь. В ноябре 1875 года Белл подал заявку на свое изобретение . В его телефоне передающее и приемное устройства были идентичны. Звуковые колебания вызывали вибрацию металлической мембраны. Эти вибрации изменяли магнитное поле и создавали в электромагните непрерывно меняющийся электрический ток, который по проводам поступал в приемное устройство и вызывал колебания мембраны. Эти колебания и рождали звук. Телефон Белла позволял разговаривать на расстоянии не более нескольких километров. Через два часа после Белла в патентное бюро обратился другой изобретатель — Э. Грей (1835—1901) с аналогичной заявкой. Это обстоятельство послужило в дальнейшем поводом для многочисленных судебных процессов, направленных против Белла. Их было около 600, и все их Белл выиграл. Газеты тех лет удивлялись не тому, что Беллу пришлось защищать свое изобретение в столь многочисленных судебных заседаниях, а тому, что все эти процессы он выиграл, хотя против него выступали могущественные телеграфные и телефонные компании. Надо отметить, что Белл подал свою заявку на уже готовое работающее устройство, тогда как Э. Грей хотел запатентовать идею. 7 марта 1876 года Беллу был выдан патент, а через три дня изобретатель провел очередное испытание своего детища, окончательно убедившее Белла в работоспособности созданного им устройства. На этот раз Белл передал своему помощнику по телефону, соединявшему квартиру с лабораторией, находящейся на чердаке того же дома, фразу:
«Говорит Белл. Если вы меня слышите, то подойдите к окну и помашите мне шляпой».
В следующую секунду Белл увидел, как Ватсон, высунувшись из окна, неистово машет шляпой.
«Действует! Мой телефон действует!» — радостно закричал Белл.
Александр Белл долгое время считался изобретателем телефона, что и принесло ему всемирную известность. 11 июня 2002 года Конгресс США в резолюции № 269 признал, что первенство в этом изобретении всё-таки принадлежит итальянцу Антонио Меуччи, который подал заявку на соответствующий патент в 1871 году, а также то, что Белл потенциально мог иметь доступ к материалам Меуччи. Телефон относится к числу тех технических новшеств, которые были сразу поняты и оценены современниками. Большое число изобретателей бросилось усовершенствовать и улучшать аппарат Белла. Достаточно сказать, что к 1900 году число патентов, так или иначе связанных с телефоном, перевалило за три тысячи. Из них надо отметить: коммутатор венгерского изобретателя Т. Пушкаша (1877), микрофон, сконструированный русскими инженерами М. Махальским (1878) и независимо от него П. Голубицким (1883), первый автоматический коммутатор К.А. Мосцицкого (1887), первую автоматическую станцию на 10 000 номеров С.М. Апостолова (1894) и первую АТС шаговой системы на 1 000 номеров С.И. Бердичевского (1896). Как видите, наши соотечественники внесли значительный вклад в развитие телефонии. Вскоре после создания телефона Белл потерял к нему интерес и предоставил другим возможность улучшать и совершенствовать свое изобретение. Сам Белл занялся разведением овец, авиацией и гидродинамикой. Большое удовольствие также доставляло Беллу оказывать денежную помощь молодым начинающим ученым — он был теперь богатым человеком и мог себе это позволить. Но и без участия Белла его телефон совершал триумфальное шествие по планете. К концу XIX века только в США насчитывалось более полутора миллионов телефонных аппаратов, а в день похорон Белла в знак прощания с великим изобретателем на одну минуту в США были выключены 13 миллионов телефонов. Первая телефонная линия в нашей стране заработала 8 июня 1881 года в Нижнем Новгороде. Ее протяженность составляла 1 550 метров. В том же году началось строительство телефонных станций в Москве, Петербурге, Риге и Одессе. В следующем году они вступили в строй действующих. На станциях были установлены коммутаторы на 50 номеров каждый. В Москве и Петербурге было установлено по 16 коммутаторов. Первая междугородная телефонная линия в нашей стране была построена в 1882 году между Петербургом и Гатчиной (52 км). Следующие междугородные линии связи были сооружены между Петербургом и Петергофом (1883 г., 25 км) и между Петербургом и Царским селом (1885 г., 28 км). В том же 1885 году телефон связал Москву с некоторыми ближайшими городами: Богородском (ныне Ногинск), Химками, Коломной, Подольском и Серпуховом. В 1893 году была протянута телефонная линия между Одессой и Николаевом (128 км), а в 1895 году между Ростовом-на- Дону и Таганрогом (96 км). Наконец, в 1898 году под руководством инженера А.А. Новицкого была построена телефонная линия между Москвой и Петербургом (660 км). После изобретения радио Александром Степановичем Поповым появился радиотелефон. Именно он позволил осуществить в 1927 году первый разговор между Европой и Америкой через Атлантический океан. Первый трансатлантический телефонный кабель (ТАТ-1) заработал в 1956 году. Его длина — 3 620 км, и в него встроены 102 усилителя. Половина из них работает при передаче сигнала с востока на запад, другая половина — в обратном направлении. В 1959 году был проложен второй трансатлантический телефонный кабель ТАТ-2, а к концу 1963 года их было уже пять. В настоящее время подводные кабели пересекают земной шар во многих направлениях, и их общая длина достигает 200 000 км. В наши дни для дальней телефонной связи служат не только проводные, кабельные и радиорелейные линии, но и спутники связи. Такие, скажем, как советский спутник серии «Молния». Первая «Молния» была запущена 23 апреля 1965 года, а к настоящему времени на орбите побывало несколько десятков искусственных спутников типа «Молния-1» и «Молния-2». Эти спутники предназначены и для дальней радиотелефонной связи, и для телеграфа, и для фототелеграфа, и для ретрансляции телевизионных программ по системе «Орбита». За последнее десятилетие заметные изменения претерпел и наш земной телефон. Телефонная связь повсеместно стала автоматической, эра «телефонных барышень» закончилась. Уже стала привычной автоматическая междугородная связь и даже международная. А за этим стоит не только введение автоматов для соединения абонентов, но еще и резкое увеличение числа каналов на дальних линиях связи. Потому что только при большом числе свободных каналов можно рассчитывать, набрав нужный номер другого города, обойтись без бесконечных сигналов «занято». Современный коаксиальный кабель позволяет вести одновременно чуть ли не 100 тысяч разговоров. А впереди, возможно, еще и совершенно новые типы кабелей из стекловолокна. Это «провода» для лазерных лучей, при помощи которых можно будет передавать одновременно до 100 миллионов двусторонних телефонных разговоров. Непрерывно расширяется и сама телефонная сеть, растет число ее абонентов. Только в нашей стране ежегодно добавляется более миллиона новых аппаратов. Телефонная связь проникает во все более удаленные уголки земного шара, и специалисты считают, что к двухтысячному году с любого телефонного аппарата при помощи автоматической связи можно будет позвонить в любую страну, в любой город мира. Опубликовано: Апрель 5, 2012 в «Новости».