Гук, Роберт. Микрография, или некоторые физиологические описания мельчайших телец при помощи увеличительных стекол с их наблюдением и обсуждением. Лондон, 1665. С инскриптом автора судье сэру Эдмунду Годфри.
Price Realized: $96 000
HOOKE, Robert (1635-1703). Micrographia: or some Physiological Descriptions of Minute Bodies made by Magnifying Glasses. London: John Martin and James Allestry for the Royal Society, 1665. PMM 147
Описание лота: Chancery 2o (295x193 mm). Collation: s2 (Royal Society Council's imprimatur, title printed in red and black with engraved vignette of the Society's coat-of-arms), A2 (author's dedication to Charles II, his address to the Royal Society), a-g2 (preface); B-C2 D-Z4 Aa-Kk4 Ll-Mm2 (text, table, errata); 38 engraved plates, 20 of which folding, inserted where they relate to the text. The plates on three different paper stocks from the text. (A few minor stains, pl. 35 browned and mounted, tiny patch of surface damage on pl. 36, 3 plates shaved, short insignificant tears in the folds of 13 plates.) Contemporary English calf (rebacked, corners repaired), morocco fall-down-back box. FIRST EDITION, FIRST ISSUE OF THE LANDMARK WORK IN THE HISTORY OF MICROSCOPY, one of the most influential scientific books of the 17th century, containing numerous discoveries and ingenious anticipations.
Личность судьи сэра Эдмунда Годфри в Англии окутана ореолом загадочности и таинственности:
Короткая справка: Годфри, Эдмунд Берри (23 декабря 1621 — 12 октября 1678 г.г.) — английский судья и ярый сторонник протестантизма, чья таинственная смерть стала основанием для мистификации папистского заговора в Англии, организованного Титусом Оутсом. Родился, скорее всего, в Селлиндже, Кент, учился в Вестминстерской школе и Крайст-Чёрч в Оксфорде, затем вступил в Грейс-Инн (одну из судебных инн), какое-то время успешно занимался торговлей лесом и углём. Впоследствии стал судьёй в Вестминстере, в сентябре 1666 года получил рыцарское звание за исполнение судебных и гражданских обязанностей во время чумы в Лондоне, но в 1669 году был на несколько дней заключён в тюрьму за арест королевского врача, сэра Александра Фрейзера, который должен был ему деньги. Имел репутацию справедливого судьи и мецената. Был ярым сторонником протестантской религии и противником католицизма. В 1678 году Титус Оутс и его сообщники представили ему информацию о якобы существующем Папистском заговоре и поклялись в истинности своих слов. Также они уверяли Годфри, что его жизнь подвергается опасности, но Годфри не предпринял никаких дополнительных мер для обеспечения собственной безопасности. 12 октября 1678 года он не вернулся вечером домой, а 17 октября было обнаружено его мёртвое тело. Врачи после обследования тела заявили, что Годфри точно был убит, что привело к убеждённости общества в том, что папистский заговор реален, и вызвало волну арестов католиков и массовой антикатолической истерии. В действительности же Папистский заговор был выдумкой Титуса Оутса. Убийство Годфри не раскрыто до сих пор. Различные английские историки выдвигали разные версии произошедшего, в том числе о том, что это могло быть самоубийство.
Провенанс: contemporary signature on verso of title and at the end of the text, apparently that of W. Brouncker [William Brouncker, 2nd Viscount Brouncker of Castle Lyons, in the Irish Peerage, c. 1620-84] as first president of the Royal Society, presumably to approve the copy; ? Sir Edmund Berry Godfrey (1621-78, justice of the peace for Westminster, knighted 1666 for his work during the plague of 1665 [which Hooke avoided by working at Durdans, the Earl of Berkeley's seat, near Epsom], murdered in the panic following Titus Oates' evidence and the Popish plot) or perhaps one of his brothers, Benjamin or Michael Godfrey: This is for my highly Esteem'd freind Mr. Godfry From his very humble servant Rob: Hooke (inscribed by the author on imprimatur page); Thomas Ansell (19th-century armorial bookplate); Prof. E.N. da C. Andrade, Fellow of the Royal Society (Sotheby sale 12 July 1965, lot 261).
ПОСВЯЩЕНИЕ КОРОЛЮ КАРЛУ II СТЮАРТУ
Этот скромный дар я смиренно возлагаю к ногам Вашего Королевского Величества. И хотя ему сопутствуют два недостатка, происходящие от ничтожества автора и самого предмета, я тем не менее в том и другом ободряю себя мыслью о величии Вашей милости и Ваших знаний. Одна научила меня тому, что Вы прощаете даже наиболее самонадеянных, и другая — что Вы не пренебрегаете даже самым малым в творениях природы или ремесла, доступного Вашему обозрению. Среди всех славных дел, которые сопровождали восстановление Вашего правления, далеко не самым малым стало то, что философия и опытные науки процветают под Вашим королевским покровительством. Спокойное процветание Вашего царствования дало нам свободу в этих занятиях, требующих покоя и сосредоточенности, потому справедливо, что их плоды должны, как знак признательности, быть обращены к Вашему Величеству. Государь, Ваши другие подданные в Вашем Королевском обществе заняты благородными делами: улучшением производства и сельского хозяйства, развитием торговли и усовершенствованием мореплавания. Во всех этих делах им способствует помощь и пример Вашего Величества. Среди этих великих задач я намереваюсь представить то, что больше соответствует малости моих способностей и предложить некоторые самые ничтожные из всех видимых вещей могучему государю, утвердив-шему свою империю над лучшими из всех невидимых вещей этого Мира, над умами людей.
Вашего Величества смиренный и послушный подданный и слуга Роберт Гук
Гук, Роберт (Robert Hooke; Роберт Хук, 18 июля 1635, остров Уайт, Англия — 3 марта 1703, в Лондоне) — английский естествоиспытатель, учёный-энциклопедист. Гука смело можно назвать одним из отцов физики, в особенности экспериментальной, но и во многих других науках ему принадлежат зачастую одни из первых основополагающих работ и множество открытий. Родился 18 июля 1635 г. во Фрешуотере на острове Уайт (графство Айл-оф-Уайт) в семье приходского священника. В детском возрасте он был очень слабым и болезненным, но весьма рано обнаружил живой интерес к изобретению механических игрушек и к рисованию. В 13 летнем возрасте Гук поступил в Вестминстерскую школу и поселился в доме школьного учителя, доктора Ричарда Басби (Richard Busby). В школе он изучил латинский, греческий и немного еврейский языки, а также познакомился с Началами Евклида и некоторыми другими трудами по математике. Имея страсть к рисованию, он некоторое время работал и брал уроки рисования у известного лондонского художника Питера Лили (Peter Lely). В 1653 г. Роберт Гук поступил в Крайст-Чёрч-колледж Оксфордского университета. Не имея существенных источников к средствам существования, он был вынужден совмещать учебу с обязанностями певчего в оксфордской церкви Христа. Кроме этого он помогал в качестве ассистента на занятиях по химии доктору Томасу Уиллису (Thomas Willis, 1621-1675), знаменитому английскому врачу и анатому. В 1658 г. Роберт Гук заканчивает обучение в колледже, получив степень магистра искусств. В Оксфорде во время обучения в колледже он сблизился с некоторыми известными учеными и, будучи опытным механиком, помогал им в их исследовательской работе.
Микроскоп Гука (гравюра из «Микрографии»).
Около 1658 г. он начал совместно работать с Робертом Бойлем (Robert Boyle, 1627-1691). В 1660 г. по результатам исследований, в которых самое активное участие принимал Роберт Гук, публикуется первая научная работа Р.Бойля «New Experiments Physico-Mechanicall, Touching the Spring of the Air and its Effects». В ней описывается целый ряд блестящих экспериментов, в которых Бойль, использовав созданный Робертом Гуком вакуумный насос (1659), продемонстрировал упругость воздуха, определил его удельный вес и т.д. Известный ранее вакуумный насос Отто Герике (знаменитые магдебургские полушария) требовал напряженных усилий двух людей и обеспечивал сомнительные результаты. С вакуумным насосом Гука и Бойля легко управлялся один человек. Бойль также продемонстрировал, что по мере откачки воздуха из камеры меняется характер звучания, расположенного в ней колокола, доказав при этом, что воздух участвует в передаче звука. В дальнейших экспериментах он показал, что воздух необходим и для поддержания пламени свечи.
Микроскоп Роберта Гука, хранящийся в Лондонском научном музее.
В 1665 г. Гук внес важные усовершенствования в конструкцию микроскопа и с его помощью осуществил ряд исследований, в частности он наблюдал тонкие слои (мыльные пузыри, масляные пленки) в световых пучках, изучал строение растений и мельчайшие детали живых организмов, ввел представление об их клеточном строении. В работе Micrographia (Маленькие рисунки, 1665) он описал клетки бузины, укропа, моркови, привел изображения весьма мелких объектов, таких как глаз мухи, комара и его личинки, детально описал клеточное строение пробки, крыла пчелы, плесени, мха. В книге мы находим не только сведения о микроскопе Гука, но также и описания его новых важных открытий. Он объяснил происхождение интерференционной окраски мыльных пузырей и явление ньютоновых колец, изложил свою теорию цветов и объяснил окраску тонких слоев отражением света от их верхней и нижней границ. Гук был противником корпускулярной теории света Ньютона и высказал гипотезу о поперечном характере световых волн, предположив, что «свет представляет собой весьма короткие колебательные движения, совершающиеся в поперечных направлениях к линиям распространения света».
К числу открытий Гука принадлежат:
- открытие пропорциональности между упругими растяжениями, сжатиями и изгибами, и производящими их напряжениями (закон Гука),
- правильная формулировка закона всемирного тяготения (приоритет Гука оспаривался Ньютоном, но, по-видимому, не в части формулировки; кроме того, Ньютон утверждал о независимом и более раннем открытии этой формулы, которую, однако, до открытия Гуком никому не сообщал),
- открытие цветов тонких пленок (то есть, в конечном итоге, явления интерференции света),
- идея о волнообразном распространении света (более или менее одновременно с Гюйгенсом), экспериментальное обоснование её открытой Гуком интерференцией света, волновая теория света,
- гипотеза о поперечном характере световых волн,
- открытия в акустике, например, демонстрация того, что высота звука определяется частотой колебаний,
- теоретическое положение о сущности теплоты как движения частиц тела,
- открытие постоянства температуры таяния льда и кипения воды,
- закон Бойля (каков здесь вклад Гука, Бойля и его ученика Ричарда Таунли (Richard Townley) — не до конца ясно),
- живая клетка (с помощью усовершенствованного им микроскопа; Гуку же принадлежит сам термин «клетка» — англ. cell).
Итак, как мы уже писали, в 1665 году вышел из печати капитальный труд Роберта Гука — «Микрография» («Micrographia»), посвящённая результатам наблюдений 28-летнего автора с использованием разнообразных линз. Опубликованная в сентябре 1665 года, книга тут же стала бестселлером. Гук замечательно описывает глаз блохи и клетку растения (он ввёл этот термин, поскольку клетки растений, ограниченные стенками, напомнили ему монашьи кельи). Это было не только изложение результатов принципиально нового применения микроскопа как исследовательского инструмента. Книга гораздо шире и глубже. В ней описано 57 «микроскопических» и 3 «телескопических» эксперимента. Гук исследует растения, насекомых и животных и делает важнейшие открытия, касающиеся не только отдельных органов, но и клеточного строения тканей. Рассматривая окаменелости, Гук, фактически, выступил как основатель палеонтологии. Гук снабдил книгу превосходными, выполненными им и представляющими самостоятельный и научный, и даже художественный интерес гравюрами. Автор «Микрографии» выдвигает оригинальные идеи, касающиеся света, тяготения и строения материи. Известная своими выдающимися медными гравюрами микромира, в частности раскладывающимися листами с насекомыми, книга подтверждает необыкновенные возможности нового микроскопа. Разложенные гравюры насекомых больше размера самого фолианта, достаточно большого. В частности полный размер гравюры блохи в четыре раза превышает размер книги. Хотя книга наиболее известна демонстрацией возможностей микроскопа, она также содержит описание удалённых планетных тел, волновой теории света, органическое происхождение ископаемых и другие философские и научные интересы автора. Будучи опубликованной при поддержке Королевского общества, популярность книги способствовала формированию образа и миссии общества как научно прогрессивной организации Лондона. В этой же книге он обсуждал возможность производства искусственных волокон с помощью процессов, подобных вращению шелковичного червя, и первый использовал слово «ячейка» (клетка), чтобы назвать микроскопические сотообразные поры в пробке. Его работы с микроскопом были проведены на самом высоком уровне для своего времени, и именно Роберту Гуку мы обязаны словом «клетка». Исследования по микроскопическим ископаемым превратили его в одного из самых первых сторонников эволюционной теории.
Гук постоянно изобретает. Так, он придумывает вычислительную машину, которая позволяет выполнять любые арифметические действия, усовершенствует прибор для исследования магнитного поля Земли. Нередко он вступает в дискуссии с другими учеными. Так, в 1674 г. он спорит с Яном Гевелием, отстаивая идею использования телескопов в угломерных инструментах. Порой, приходится признать, дискуссии бывают слишком резкими, особенно когда дело касается вопросов приоритета. Из работ второй половины 1670-х гг. особо можно выделить исследования по теории упругости, основным результатом которых явился знаменитый закон Гука. Если, например, рассматривается удлинение проволоки под воздействием определенной силы, то этот закон формулируется так: относительное удлинение (т.е. увеличение длины, отнесенное к первоначальной длине), пропорционально величине этой силы, обратно пропорционально сечению проволоки и зависит от того, из какого материала она изготовлена. Гук даже понял, что такой закон справедлив только в случае малых деформаций.