Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 595 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Галилей, Галилео. Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки, относящихся к механике и местному движению. Лейден, Эльзевир Пресс, 1638.

Price Realized:  $40 105

GALILEI, Galileo. Discorsi e dimostrazioni matematiche, intorno due nuove scienze attenenti alla mecanica & i movimenti locali. Leiden: Elzevier Press, 1638. PMM 130.

Уход: £25,000. Аукцион Сотбис. Music, Continental and Russian Books and Manuscripts. 28 ноября 2012 года. Лондон. Лот 151.

 

 

 

 


Книга Галилео Галилея «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки, относящихся к механике и местному движению» надолго определила развитие физики. Ослепший 74-летний старик безвылазно живет в собственном доме, волею инквизиции ставшем ему тюрьмой. Живет уже пятый год. К нему не допускают учеников, а он мучается мыслью, что ученики изменили ему: любимый из них — Кавальери — написал книгу, в которой развивает его идеи о неделимых, и не сослался на учителя. Вся его переписка с внешним миром — под контролем цензуры. Его лучшая книга— «Диалоги о двух главнейших системах мира — Птолемеевой и Коперниковой»— изъята отовсюду.

«Выдача разрешения читать Диалог,— пишет Галилей,— столь ограничена, что их святейшество сохраняет его единственно для себя самого, дабы в конце концов... об этой книге совершенно забыли».


Галилею запрещено заниматься наукой. Тайком от инквизиции он, тем не менее, ухитрился написать новую большую книгу, продолжение «Диалогов», и итог трехлетних трудов сумел отдать другу, который обещал ее переправить в Голландию, где инквизиция не властна. Но это было два года назад... А трагическая история с голландцами? По поручению голландского правительства адмирал Реаль и известный астроном и математик Гортензий тайком обратились к Галилею с просьбой сообщить им свои результаты — и неожиданно оба умирают. Отравлены инквизицией? Неужели это конец? Флорентийский инквизитор пишет в Рим, что Галилей, «совершенно ослепший, скорее уже лежит в гробу, чем занимается математическими построениями». И вдруг в июле 1638 г. все изменилось. Книга, которую Галилей считал погибшей, выходит из печати. Ее читают ученые всей Европы. Первая реакция — потрясение. Книга бесцензурная. Еще Коперник перед своим знаменитым трудом вынужден был дать предисловие, что его модель мира, в которой Земля вращается вокруг Солнца,— только гипотеза, удобная для расчетов, и что он не пытается спорить со Священным Писанием и с учением Аристотеля. Да и сам Галилей в «Диалогах» постоянно вынужден был это утверждать. Но сейчас Галилею уже нечего терять. Он пишет без оглядки на цензуру, на инквизицию, без ехидных намеков и полемических выпадов,— пишет для Вечности. Книга состоит из диалогов, которые в течение четырех дней ведут три вымышленные персонажа — Сальвиати, Сагредо (эти персонажи носят имена умерших друзей Галилея) и Симпличио (по-итальянски — «простак»). «День первый» содержит учение о неделимых (идеи, которые впоследствии выросли в интегральное исчисление) и проект эксперимента по определению скорости света. (Кстати, Галилей первым высказал саму идею о конечности скорости света.) «День второй» посвящен попыткам построения общей теории расчета механических конструкций на прочность. «День третий» — описанию равноускоренного движения. «День четвертый» — движению брошенных тел. Здесь Галилей предлагает новый фундаментальный принцип — «закон сложения перемещений» (т. е., в современных терминах, правило векторного сложения скоростей) и с его помощью доказывает, что брошенное тело падает по параболе. Все эти результаты излагаются впервые.

Книга содержит больше физических результатов и идей, чем вся физика предыдущих веков. И нигде Галилей не утруждает себя ссылками ни на Аристотеля, ни на Священное Писание—только на эксперимент. Неслыханная смелость! А как же инквизиция? Что сделает она с непокорным слепым стариком, осмелившимся открыто, под своим полным именем напечатать такое?! Но нет, поступок Галилея не был самоубийством. Своей книгой он ясно дал понять властям, что обладает знаниями, владеет методами, которые могут принести и практическую пользу. Необходимо, чтобы он передал эти знания. Но как? Галилей согласен передать знания только своим ученикам. И упрямый старик побеждает. После пяти лет, по существу, одиночного заключения двери тюрьмы распахнулись. К Галилею допустили учеников, официально разрешили занятия наукой. Физики Вивиано и Торричелли поселяются у него в доме для совместной работы. Часто посещают его математики Кастелли и Кавальери. Сын Галилея Винченцо по проекту отца строит маятниковые часы. Четыре года продолжается активная работа. Формально он все еще узник инквизиции, но дом его — уже не тюрьма, а лаборатория. Он стремится все успеть — но, увы, силы его подточены, и в 1642 г. Галилей умер, так и не дождавшись воплощения своих идей в законченные теории, умер, не ведая, что в том же году в далекой Англии родится великий Ньютон. «Беседы» станут настольной книгой Ньютона. Развив Галилеево учение о неделимых, Ньютон построит величественное здание классической физики, одним из законов которой — первым законом Ньютона—станет закон инерции Галилея. А когда в конце XIX в. тонкие эксперименты по измерению скорости света покажут недостаточность Ньютоновой механики, в основу своей новой механики Эйнштейн положит восходящий к Галилею же принцип относительности... Интересно сравнить судьбу двух основных книг Галилео Галилея — «Диалогов» и «Бесед». При жизни Галилея, несомненно, более популярны были «Диалоги». Скандальная репутация запрещенного сочинения, содержащаяся в нем полемика с официальной точкой зрения, максимальная доступность изложения— все это сделало книгу, выражаясь современным языком, бестселлером. Но сейчас читать «Диалоги» неинтересно: остроты непонятны без комментариев и потому не смешны, многостраничные объяснения, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца, утомляют современного читателя, успевшего узнать об этом в начальной школе.

Между тем как «Беседы»— образец научной монографии, книга, в которой впервые проводится последовательно идеология современной физики: только практика, только экспериментальная проверка могут быть критериями истинности физической теории. «Беседы» — это книга, которая послужила основой современной физики, книга, идеи которой, может быть, еще не исчерпаны до конца. Автор статьи: В. Крейнович.

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?