Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Перевод с нем. В.М. Фриче. Тт 1-3.
М., Современные проблемы, 1912-1913. Многочисленные иллюстрации.
Том I: Ренессанс. 1912. XVII, [2], 396, [4] с. с мн. ил.
Том II: Галантный век. 1913. II, [2], 346, [2] с. с мн. ил.
Том III: Буржуазный век. 1913. VII, [2], 348, VIII с. с мн. ил.
Экземпляр в 3-х составных издательских переплетах с тиснением золотом на корешках и передних крышках. Первый том несколько меньше по размеру. 23,5х16 см.; 26х18,5 см.
Содержание:
Книга I. Эпоха Ренессанса
1. Идеал физической красоты Ренессанса.
2. Любовь и брак.
3. Нравственность церкви.
4. Проституция.
5. Общественные развлечения.
6. Сексуальная патология.
Книга II. Галантный век.
1. Эпоха абсолютизма.
2. Новый Адам и новая Ева.
3. Ливрея разврата.
4. Любовь.
5. Проституция.
6. Гостиница и салон.
Книга III. Буржуазный век.
1. Буржуазный век
2. Идеал физической красоты в век господства буржуазии.
3. Буржуазный костюм.
4. Любовь и брак.
5. Проституция.
6. развлечения и удовольствия.
7. Пресса и реклама.
Заключение.
Автор этого уникального труда – немецкий ученый Эдуард Фукс производит социально-психологический анализ собранного им самим богатейшего фактического и иллюстрированного материала на вечную тему отношений мужчины и женщины. Читатель знакомится с нравами 3-х исторических эпох на протяжении нескольких столетий. Чем дальше уходишь вглубь этой энциклопедии, тем больше складывается ощущения бурлеска, исполняемого на сцене Вальпургиевой ночи. Здесь и водоворот возвышенных и низменных эмоций, здесь и история флагеллантов, среди которых находятся не только пресыщенные любовники, но и отцы благородных семейств, как некий английский лорд, подвергающий порке за незначительные провинности своих великовозрастных обнаженных дочерей да еще в присутствии дворни мужского пола. Вообще вопросу сексуальных патологий – без какой-либо попытки со стороны автора придать этому форму «клубнички», даже при описании практики инцеста во всех слоях общества, - уделено немало страниц. Текст сопровождается многими сотнями иллюстраций, репродукциями картин и гравюр известных и безвестных мастеров. В этой книге автор обращается к эпохе европейского абсолютизма, когда процветал безусловный культ женщины как источника счастья, наслаждения и любви. Книга содержит свод интереснейших сведений об обычаях и нравственных представлениях, костюмах и прическах, браке, проституции, театрах, танцах, салонной жизни людей "галантного века", о сексуальной жизни того времени.
Автор рассмотрел в ней не всю область нравов, а только часть ее - половую мораль, в воззрениях на которую яснее всего отражается общая культура века. Он описал нравы и половую мораль людей трех эпох - Возрождения, абсолютизма и буржуазного века. Читатель найдет на страницах этой книги ответ на вопрос: как из века в век менялись воззрения на брак, моду, супружескую верность, целомудрие, проституцию, адюльтер, формы взаимного ухаживания, представления о способах выражения чувств, как отображалась половая мораль в литературе и искусстве соответствующих эпох. Некоторые его подходы и выводы могут показаться наивными: ведь автор закончил свой труд более 100 лет назад. Но даже с высоты современных знаний и представлений нельзя не оценить титанические усилия Фукса по "раскопкам" исторических источников, давшим поистине бесценный свод интереснейших сведений о нравах разных времен и народов. Лучшим изданием этого труда считается вышедшее в 1909-1910 гг. в Мюнхене; оно представляло собой 6 томов: 3 основных (толстые) + к каждому из них дополнительный том - это около 3000 высочайшего качества иллюстраций.
Неплохие издательские переплеты "Нравов" (25х17 см.): из-во "Современные проблемы" осуществило в их третьем издании в 1914 году:
Основная же часть тиража всех трех изданий выходила в мягких обложках под будущий "владельческий переплет":
В 1914 году все тоже изд-во "Современные проблемы" печатает свою знаменитую "эротику":
Фукс Э. Иллюстрированная история эротического искусства. М.: Современные проблемы, 1914. - [4], 390, [10] с. с мн. ил. 26х17,5 см. При этом 100 экземпляров было отпечатано на мелованной бумаге и переплетены в роскошные переплеты по цене 25 рублей!
В последующие 100 лет многие и многие библиофилы добавляли этот томик к вышеописанному 3-хтомнику, при этом переплетчики частенько стилизовали его "новодельный" переплет под издательский: коричневая полукожа + зеленый коленкор на крышки. "Плашки" для тиснения заказывали у гравёра - цифровых фрезерных станков тогда не было.
Короткая справка: Эдуард Фукс, замечательный немецкий писатель, ученый, журналист, культуролог, крупный коллекционер живописи, и, ко всему прочему, - непримиримый марксист, родился 21 января 1870 г. в небольшом городке Кеппингеме в семье мелкого торговца. Уже в 1886 г. юношей он вступает в запрещенную тогда Социалистическую Рабочую Партию Германии (предшественницу СДПГ) и становится ведущим членом радикальной социалистической ассоциации «Лидерферайн Кармина». За изданную им в январе 1888 г. листовку, в которой он назвал кайзера Вильгельма «прусским организатором массовых убийств», его приговорили к 5 месяцам тюрьмы. В том же году Эдуард Фукс вошел в число учредителей объединения ассоциаций клерков «Ферайн дер Хандлунггехильфен» в Штутгарте. Выданный доносчиком полиции за распространение запрещенной политической литературы был вновь осужден на 5-месячный срок. В 1890 г. Эдуард Фукс начинает сотрудничать в социал-демократической газете «Мюнхен Пост» сперва как руководитель отдела объявлений, а затем как редактор. В апреле он выпустил первомайское издание сатирического журнала «Дер зюддойче пастильон». Его политические высказывания на посту редактора привели к тому, что против него был возбужден целый ряд дел в суде: в 1894 г. за подстрекательство к насильственным действиям, в 1897 г. - за «разоблачения» (6 месяцев тюрьмы), в 1898 г. за оскорбление Его Величества в Нюрнберге (10 месяцев тюрьмы), 5 дней ареста Фукс получил за то, что дал пощечину одному трактирщику – тот срывал социал-демократические плакаты. Здесь же в Мюнхене в 1898 г. в издательстве «Эрне» Эдуард Фукс издает свою первую книгу «1848 год в карикатуре». За ней следует другая значительная его работа - «Карикатура европейских народов с древности до нового времени», выпущенная в издательстве «Хофманн». Осенью 1901 г. Эдуард Фукс переехал в Берлин, где продолжил деятельность журналиста в берлинской газете «Форверст» и в ряде других периодических изданий. Выпускает множество иллюстрированных праздничных изданий к Первому мая, по случаю принятия закона о социалистах, к Восьмому марта и т.д. Во внутрипартийных сатирических журналах Фукс резко критикует ревизионизм Бернштейна и Давида. 1903 г. отмечен в жизни Фукса началом подъема литературной деятельности, хотя и его политические увлечения не ослабевают. В эти годы он создает работы: «Карикатура европейских народов с 1848 г. до современности», Берлин 1903; «Эротические элементы в карикатуре», Берлин, 1904; «Женщина в карикатуре», Берлин, 1904. С 1908 г. начинает выходить главный капитальный и самый значительный труд его жизни – «Иллюстрированная история нравов» (неоднократно переизданная в трехтомных и шеститомных изданиях) и как продолжение этой работы - «История эротического искусства». В 1913 г. издается двухтомная работа «Преобладание женщины в истории человечества». На Первую мировую войну Фукс откликается книгой «Мировая война в карикатуре», Мюнхен, 1916. В 1921 г. там же он издает книгу «Евреи в карикатуре», а в 1930 г. – книгу «Великие мастера эротики». В эти же годы Фукс издает несколько альбомов, посвященных творчеству своего любимого художника Оноре Домье, а также Гаварни и других великих мастеров эротики. Продолжается его активнейшая политическая жизнь: в 1913 г. Э.Фукс становится членом правления «Немецкого Союза помощи политическим заключенным и ссыльным России», в котором работал и Карл Либкнехт. Как противник социал-демократической политики невмешательства во время Первой мировой войны он порвал с СДПГ. Летом 1917 г. Фукс вел переговоры с большевиками в Стокгольме. Имея при себе письмо от Розы Люксембург, он обсуждал с Лениным проблемы создания Третьего интернационала. А в 1919 г. он стал учредителем КПГ – Коммунистической партии Германии. Его связывала дружба с Францем Мерингом, после смерти которого он вместе с Августом Тальхаймером стал распорядителем его наследства. В июне 1923 г. Э.Фукс учреждает «Общество друзей новой России», а в августе 1925 г. становится куратором по детским домам организации «Роте Хильфе» («Красная Помощь»). В 1927-28 гг. Фукс активно выступал за возобновление деятельности правого крыла КПГ и соответственно за возобновление деятельности «брандлеристов» (по имени коммуниста Генриха Брандлера, не согласного с политикой Эрнста Тельманна и других руководителей КПГ, выступавших против сотрудничества с социал-демократами и исключенного за это из партии.) После того, как его предложение было отвергнуто, он прекратил дружбу с Вильгельмом Пиком. В 1928 г. 28 мая в письме Бухарину Фукс просит его использовать свое влияние против вредной политики КПГ и предостерегает:
«Если ошибки претворяются непосредственно в практику, нужны месяцы, а то и годы, чтобы вновь завоевать доверие рабочих...»
В 1928 г. Фукс разрывает с КПГ и вступает в КПГО – оппозиционное крыло, которое он поддерживает материально ежемесячными суммами от 250 до 500 рейхсмарок. В 1929 г. Фукс издал полное собрание сочинений Франца Меринга. В качестве сотрудников этого издания ему удалось привлечь известных марксистов - Лео Бороховица и Августа Тальмайлера, в которых он был уверен, что «они обладают всей необходимой степенью мышления...применительно к идее социализма так, как этого требовал Франц Меринг от самого себя». В 1933 г. после захвата власти национал-социалистами Фукс бежал во Францию. Его огромная коллекция, содержавшая множество произведений экспрессионистов, и все остальное его имущество были конфискованы и проданы с аукциона. Его книги изымались из всех мест общественного пользования и сжигались. В парижской эмиграции Фукс поддерживал своих друзей по КПГО, был дружен с Вальтером Беньямином. Э. Фукс умер 26 января 1940 г. в Париже и был похоронен на кладбище Пер-Лашез, рядом с могилами борцов Парижской Коммуны и художником-революционером Оноре Домье. Имя Эдуарда Фукса мало знакомо русскоязычному читателю. Между тем в библиофильской среде, не только русскоязычной, его работы весьма популярны. Сочинения Фукса вызывали и вызывают особый повышенный интерес у коллекционеров самого высокого ранга. Считается большой удачей иметь книги этого автора, представляющие значительную редкость на рынке библиофилов. Что же является причиной такого особого внимания со стороны книголюбов к сочинениям Фукса? Дело в том, что тема, которую он разрабатывал в ряде своих произведений, не всегда вписывалась в идеологические рамки политических режимов. Так, с приходом к власти Гитлера книги Фукса уничтожались не только по причине приверженности автора марксистским идеям, но и за их содержание. В Советской России сочинения Фукса не выходили по идеологическим моральным причинам. А изданные в предреволюционной России его главные классические работы «Иллюстрированная история нравов» и «История эротического искусства» были значительно урезаны синодальной цензурой.