Ермолова Мария Николаевна: [Альбом]. Изд. А.А. Бахрушина.
М.: Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон, 1905. [3], VI, [1], 171 с.: ил., 4 л. ил. В издании помещены статьи: Н.И. Стороженко, А.И. Южина, М.И. Лаврова и Н.Е. Эфроса. Текст напечатан в типографии Товарищества И.Н. Кушнерева и К°. Рисунки к тексту на стр. 1—117 выполнены в технике фототипии и отпечатаны у К.А. Фишера. Титульный лист, форзац и цветные рисунки отпечатаны в мастерских Товарищества А.А. Левенсон. Рисунки Л.О. Пастернака. Титульный лист, заставки, концовки, виньетки в тексте и лист с посвящением иллюстрировал С.И. Ягужинский. Тираж книги – 200 нумерованных экземпляров, из коих 20 экземпляров на бумаге ручной отливки. В роскошном издательском переплете, хромолитографированные форзацы. 34,5 х 25,5 см. Альбом, посвященный великой русской актрисе, оформлен в стиле модерн.
Искусство книги стало одной из наиболее характерных областей проявления стиля модерн в отечественной культуре рубежа XIX—XX веков. Стараниями художников, объединившихся вокруг «Мира искусства», эта сфера творческой деятельности обрела не только новый облик, но и поднялась на ступень качественно более высокую, чем в предыдущие эпохи,— книга в целом выделилась как объект художественного творчества, превратившись в своего рода изысканную вещь, предмет искусства.
Теоретическая программа и творческая практика ведущих художников «Мира искусства» во многом определила стилистические искания в различных областях искусства той поры, отразившись как в наиболее высоких, рафинированных его проявлениях, так и в массовой художественной продукции, обращенной к широкому и не слишком взыскательному потребителю.
Короткая справка: Ермолова, Мария Николаевна (1853 — 1928) — русская драматическая актриса Малого театра, по словам Станиславского — величайшая из виденных им актёров. Прославилась ролями свободолюбивых личностей, преданных своим идеалам и противостоящих окружающей пошлости. Заслуженная артистка Императорских театров (1902). Первая Народная артистка Республики (1920). Герой Труда (1924). С 1935 года её имя носит Московский драматический театр. Мария Ермолова родилась в Москве 3 (15) июля 1853 года в семье суфлёра Малого театра Н.А. Ермолова; дед Алексей Семенович Ермолов был в своё время крепостным скрипачом князей Волконских, получив вольную, поступил в театр гардеробмейстером. Увлекшись театральным искусством, он и своих детей устроил на то же поприще. Всех своих детей – четырех сыновей и двух дочерей – он отдал сцене. Эта актерская семья ютилась в тесном подвале на окраине Москвы. Последние годы служил в Малом театре гардеробщиком. Его сын Николай Алексеевич, прежде чем стать суфлёром, был драматическим артистом и автором нескольких водевилей, шедших на сценах Московской императорской труппы, однако особым талантом его творчество отмечено не было. Тем не менее, он хорошо рисовал, писал прозу и стихи. Скончался Николай Алексеевич в 1886 году от чахотки. Мать, Александра Ильинична, посвятившая жизнь мужу и детям, читала Маше пьесы, начиная с Полевого и Коцебу и кончая Шекспиром. Семья жила бедно. Н.А. Ермолов по-своему горячо любил детей (у него было четыре дочери), но отличался крутым нравом. Он обожал театр, и когда возвращался домой, то весь был полон впечатлениями от игры «великого Щепкина», «великого Садовского». Стоит ли удивляться, что его дочь с четырех лет уже мечтала о театре и жила уверенностью, что она будет великой артисткой, еще не понимая значения этих слов. В 1862 году Мария была отдана в балетный класс Московского театрального училища. Особых способностей к балету она не обнаружила, но участвуя в массовых сценах балетов, опер и драматических спектаклей, Ермолова была свидетельницей творчества крупнейших мастеров сцены. В свободные вечера ученицы училища разыгрывали спектакли, в которых раскрывалось большое драматическое дарование Ермоловой. В 1866 году отец Ермоловой, знавший о страстном увлечении дочери драматической сценой, разрешил ей сыграть на своём бенефисе роль разбитной девчонки-кокетки Фаншетты в водевиле «Жених нарасхват» Д.Т. Ленского. Это была её первая роль, но она ещё не принесла ей успеха. По воспоминаниям С.Н. Дурылина «ценой неимоверных усилий она добилась того, что ей дали сыграть Марину в сцене у фонтана на какой-то „пробе“ в училище, — и неуклюжая девочка на глазах у всех внезапно преобразилась во властную красавицу, в гордую повелительницу». В 1870 году Надежда Медведева решила дать Ермоловой главную роль в своем бенефисе. В спектакле «Эмилия Галотти», премьера которого состоялась 30 января 1870 года, Ермолова проявила мощный сценический темперамент и удивительную искренность. В 1871 году Ермолова закончила театральное училище и была принята в труппу Малого театра. В первые годы Ермоловой не поручали серьёзных ролей, ей приходилось играть роли легкомысленных барышень в комедиях и водевилях. Дарование Ермоловой, главным образом трагическое и героическое, не получало своего раскрытия. В период 1870—1880 годов она познакомилась со многими деятелями культуры и литературы, а также с Николаем Петровичем Шубинским, своим будущим мужем, который учился на юридическом факультете, собираясь посвятить праву свою будущую деятельность. В это время Ермолова начала играть настоящие роли, которые ей интересны, которые её увлекают. В 1873 году она исполнила роль Катерины в пьесе «Гроза». Работа над этой ролью продолжалась несколько лет. Катерина Ермоловой поднималась над бытом, жила в своём мире любви и мечтаний; это была русская женщина, исполненная внутренней силы и готовности к героическому самопожертвованию. Спустя три года на своём бенефисе Ермолова играла Лауренсию в пьесе Лопе де Вега «Овечий источник». Вот что писал об этой роли Н. И. Стороженко:
«Бывшим на этом спектакле до сих пор памятно то глубокое, потрясающее впечатление, которое произвели и пьеса и игра Марии Николаевны в роли Лауренсии… Когда Лауренсия, бледная, с распущенными волосами, дрожащая от стыда и негодования, прибегает на площадь и сильной речью возбуждает народ к восстанию против губернатора, восторг публики дошёл до энтузиазма… В этой роли вылилась вполне страстная любовь к свободе и не менее страстная ненависть к тирании, которая охватила собой юную душу артистки. Словно электрическая цепь соединила на этот раз сердце артистки с сердцами тысячи зрителей, и они слились с ней в одном чувстве».
В 1890-е годы играет пьесы символистов: Гауптмана, Ибсена, Горького. Играет Вассу Железнову в одноименной пьесе М. Горького о противостоянии двух женщин разного времени — Вассы и Рахиль. Ермолова играет Вассу старую и мудрую. Много занималась в училище с актёрами. В 1920 году получила звание народной артистки. В 1921 в эмиграции умирает муж, в декабре 1921 года великая Ермолова сыграла свой последний спектакль "Холопы" и спустя 2 года в 1923 актриса уходит со сцены. Она была одинока, мало кого принимала. В 1928 году уснула и больше не проснулась. Похоронена, согласно завещанию, во Владыкино, на погосте Храма Рождества Пресвятой Богородицы, прямо за алтарём, рядом с родителями и сёстрами. В 1971 году перезахоронена на Новодевичьем кладбище рядом с Чеховым, Станиславским и актёрами МХТ. На месте первоначального захоронения под древним дубом установлен памятный знак.
Муж — Николай Петрович Шубинский (1853—1921) — депутат Государственной думы III и IV созывов, известный московский присяжный поверенный, юрист и адвокат. Муж Марии Николаевны Николай Петрович Шубинский родился в Киеве 3 октября 1853 года. Получает прекрасное домашнее образование, поступает в гимназию, любимым предметом являются математические науки, мечтает о карьере инженера. Но после окончания гимназии Николай поступает на юридический факультет Московского университета. В 1875 году оканчивает юридический факультет и записывается в помощники к знаменитому юристу, адвокату Ф.П. Плевако. Молодой адвокат начинает блистать в кругах московской интеллигенции. Здесь, на одной из вечеринок, молодая артистка Малого театра Мария Николаевна Ермолова познакомилась с будущим мужем Николаем Петровичем Шубинским. По воспоминаниям современников, будущий депутат Государственной Думы, будущий знаменитый адвокат и крупнейший конезаводчик Николай Петрович в гимназические годы мечтал совершенно о другом будущем: он мечтал стать цирковым артистом — гимнастом, клоуном, жонглером и дрессировщиком. Даже убегал из дома, чтобы присоединиться к цирковой труппе. Возможно, именно эта смешная мечта превратила аристократа Шубинского в большого любителя театра, в человека, который смог не просто оценить своеобразный талант и внешность Ермоловой, но и по-настоящему увлечься актрисой. Летом 1876 года Мария Ермолова жила на даче с родителями и сестрами в деревне Владыкино (ныне район Москвы). Туда часто приезжал Николай Шубинский. Они вместе гуляли вдоль реки Лихоборки, принимали участие в любительских вечерах, которые представляли литературные импровизации и театральные капустники. Наконец, в 1877 году она обвенчалась с Н.П. Шубинским. Венчание состоялось 26 января в Воскресенской церкви Сергиева Посада. После женитьбы Николой Петрович Шубинский покупает в центре Москвы дом, в котором они поселяются с Марией Николаевной. Через семь месяцев у них родилась дочь Маргарита. Единственная дочь Марии Ермоловой… Маргарита оставила воспоминания, в которых взаимоотношения родителей представлены несколько иначе, чем это виделось окружающим. Внешне они были благополучной, любящей парой. В действительности их жизнь была далека от идиллии, которую обычно разыгрывают перед посторонними. Николай Петрович был человеком тщеславным. Ему льстило яркое и заметное положение жены в Малом театре, и вместе с тем раздражала податливость ее характера. Постепенно они отдалялись друг от друга. Катастрофа случилась тогда, когда в расцвете своей славы в 36 лет Ермолова влюбилась в другого человека — это был врач, профессор Московского университета Константин Михайлович Павлинов. Ермолова хотела ради него оставить семью, сцену, но не сделала этого из-за дочери. Участие в общественной жизни и активная гражданская позиция Н.П. Шубинского в начале 20 века привели его в политику. Он оказался в самой гуще событий, в водовороте партийного строительства, захлестнувшего Россию в начале столетия. Шубинский стоял у истоков создания партии октябристов — «Союза 17-го октября». Был одним из идеологов ее программы. От октябристов избирался депутатом Государственной Думы третьего (1907-1912) и четвертого (1912-1917) созывов. Его деятельность в Думе была яркой и плодотворной. Умение красочно выступать позволяло прохождению нужных законодательных актов. Примерами могут служить отдельно изданные речи Н.П. Шубинского. Например, «Речь Н.П. Шубинского в Государственной Думе в 1907 году» или «Речь в Государственной Думе 13 мая 1914 года при прохождении сметы министерства юстиции». Революционный 1917 год стал контрастным для фактически уже бывших супругов. Он словно окончательно разделил их взгляды на жизнь, подвел итоговую черту под их судьбами. Октябрь 1917-го не прервал артистической деятельности Ермоловой, не пришлось ей страдать и от бытовых лишений. В 1920 году советская общественность торжественно отметила 50-летие ее сценической деятельности. На юбилейном спектакле присутствовал Ленин. Ермолова первая в советской истории России получила звание Народной артистки Республики. Московский совет предоставил ей в пожизненное владение особняк на Тверском бульваре, и ее покой никем не нарушался. В отличие от жены российская знаменитость, адвокат от Бога, политик по призванию Н.П. Шубинский не получил от революции ничего. Его имения были национализированы, имущество потеряно… В 1918 году Н.П. Шубинский был вынужден эмигрировать. Он, как и многие аристократы, бежал за границу, поселился в Константинополе. Там он прожил недолго в эмиграции, до конца своих дней. Легенда отечественной юстиции, бывший владелец ратминского имения скончался в больнице в Болгарии в 1921 году, всеми забытый…